Балтийский капкан Опять слышится лязг танковых гусениц, грохот артиллерийских снарядов и гул авиационных двигателей. На этот раз в сражениях участвуют всего две противоборствующие силы - это группа армий "Север" вермахта и противостоящие им на данном участке фронта войска Советской Армии. Соответственно, компаний у нас тоже всего две, в каждой из которых будет по 10 полномасштабных миссий.
Сразу отмечу три факта: во-первых, это дополнение разрабатывалось компанией "Dark Fox", а не самой "Nival". Во-вторых, оно требует наличие оригинальной версии игры. В третьих, подключается дополнение не как новые кампании, а как дополнительные главы.
Итак, что же появилось нового? Ничего и все. Ничего - это остался все тот же "Блицкриг" - никаких новых юнитов, никаких новых текстур и пр. Все - это детальная проработка карт, интеллекта компьютерного оппонента и миссий как таковых. Плюс к этому - некоторое отступление от духа оригинального "Блицкрига" в сторону более масштабных сражений. Несомненно, повысилась сложность игры - теперь никак не получится пройти карту с "разгона". Мало того, что силы противника превосходят нас количественно - так он и еще и довольно грамотно контратакует при первом же удобном случае, заставляя игрока пребывать в постоянном напряжении.
Исторически "Операция "Север" охватывает период войны с лета 1941 года по весну 1943. Германская армия рвется через Прибалтику к Ленинграду, для того чтобы, сходу взяв этот символ Страны Советов, сломить боевой дух советской армии. В свою очередь, играя за сторону СССР, нам придется оборонять Ленинград от немецких войск, причем не только на подходе к нему, но также и на Дороге Жизни, чтобы впоследствии переломить ход сражения и перейти в контрнаступление. В целом миссии не претендуют на историческую достоверность, что явно разочарует продвинутых фанатов, однако с точки зрения геймплея, по всей видимости, это было необходимо.
Что касается непосредственно игрового процесса, то здесь "Операция Север" отошла от оригинального "Блицкрига", приблизившись больше к "Противостоянию". Для начала, у нас не будет произвольных миссий - только исторические. Так что прокачать себя (с целью пораньше получить новое звание) и своих подчиненных, а также обновить парк техники новыми раритетными образцами не получится. Да и вообще, в целом на воспитании подчиненных можно смело ставить жирный крестик, потому что сохранить их во время боя - очень непростая задача. Особенно при игре за СССР, где первая же миссия - это бой на подступах к Ленинграду, где немцы прут с такой мощью и в таких количествах, что впору кричать "Караул!". Впрочем, помимо наших непосредственных подчиненных, в боях участвует достаточное количество войск, чтобы не особо переживать по поводу первых. Просто нет времени.
Что интересно, противник теперь активно использует снайперов, что придает игре дополнительную пикантность. То есть, по дороге прогрохотала колонна танков, которая по пути вынесла три взвода вражеской пехоты. Танки уехали - показались полковые пушки, прицепленные к грузовикам. Три-четыре выстрела - и грузовик полыхает, а снайпер ищет новую цель. Так что теперь нередко приходится тщательно прочесывать местность, чтобы не попасть в неудобное положение.
Значительно усилилась роль пехоты и грузовиков снабжения. Если до этого роль "царицы полей" часто сводилась к символическому забегу по карте, то теперь использование пехоты для поддержания танковых прорывов - это острая необходимость. Более того, нужно следить, чтобы взводы не были истреблены полностью, а грузовики с подкреплением вовремя подошли на позиции - ибо в противном случае мы рискуем остаться в положении "танки против противотанковых пушек - кто выстрелит первым?". Причем хочется заметить, что пушки тут попадаются неслабые (к примеру, тяжелые 100мм орудия), что вверенные вам танки раскидываются "на ура".
В общем и целом, "Операция Север" несомненно, придется по вкусу как фанатам оригинального "Блицкрига", так и тем, кто хотел более развернутых боевых действий. Как это часто бывает при выпуске дополнения, когда разработчикам уже не нужно ломать голову о физике, графике и звуках - повышается качество миссий. Теперь бои проходят значительно более динамично и достоверно - времени на раздумья считанные секунды, противник рвется в контратаку, а наши грузовики с подкреплением еще очень далеко...