Честь семьиЭто же мафия! Они меня достанут из задницы у дьявола!
к/ф "Дежа вю" В игровой индустрии существует не так много тем, которым разработчики уделяют повышенное внимание. Помимо мировых войн, полетов в космос и фэнтезийных скитаний, всех время от времени вдохновляет неистребимая североамериканская мафия, активно промышлявшая в 30-ых городах прошлого века в ни чем до того не примечательном городишке средней руки - Чикаго. Название, кстати, городок тот позаимствовал у племени местных индейцев, на языке которых это означало что-то вроде "сильный" или "могучий". Вотчина легендарного гангстера Аль Капоне и одновременно непризнанная столица мафии, прозванная "городом ветров" (кстати, по ошибке, один влиятельный редактор имел в виду болтовню съехавшихся на выставку политиков, а не природные явления). Конечно, это был далеко не единственный город, в котором промышляла мафия, подмявшая под себя бордели и банки, полицию и суды, и поставившая на поток незаконное производство алкоголя в таких количествах, что им завидовали продавцы обыкновенной газировки. Но вся слава почему-то досталась именно ему. За прошедшие годы на наши головы было вывалено несметное количество историй, книжек, фильмов и даже игрушек, так или иначе отыгрывающихся на теме Чикаго. Надвинутые по самые зубы со стиснутыми сигарами шляпы, автоматы Томпсона наизготовку, раритетные автомобили, старомодные костюмы, бутлегерство и взяточничество, подкуп и похищения, мафиозные разборки и безжалостные убийства (лучше, если убитых будет больше, еще лучше, если их прикончат из Томпсона, высовывающегося из окна проносящегося мимо автомобиля!).
"Spellbound Studios" выпустила новую тактическую стратегию, продолжающую славные традиции "Commandos". Что интересно, это уже третий по счету (после "Desperados" и "Robin Hood") проект почтенной компании, продолжающей справно развивать эту идеологию. Вот и на сей раз нас ждет классический изометрический вид, привычное управление командой бойцов с разными специализациями, stealth-миссии, возможности обыскивать и прятать тела и т.п., приправленные лошадиной дозой местного "мафиозного" колорита.
Игрушка содержит две полноценные кампании по десятку миссий на брата, которые можно проходить независимо друг от друга, при этом выбрав один из трех предлагаемых уровней сложности. Конечно, правильнее будет проходить сначала кампанию за мафию, а уже потом за полицию, которая эту самую мафию и прихлопнет. Итак, вы - Джек Беретто, правая рука прибывшего из Нью-Йорка мафиозного босса, Дона Фалконе, который вознамерился прибрать к своим рукам весь город. От миссии к миссии вы захватываете все новые районы, вербуете свежих молодчиков, чтобы сделать своего босса в итоге королем Чикаго. Во второй части повествования уже ретивый коп отвоевывает взад квартал за кварталом, чтобы, в свою очередь, засадить Джека и Фалконе за решетку.
Перед каждой миссией есть возможность укомплектовать свою команду новыми бойцами. Всего на дело дают брать пять человек, а выбор к концу игры будет включать под два десятка сорвиголов. Каждый из них обладает следующими характеристиками: стрельба, метание, ближний бой, первая помощь и харизма, которые после задания дозволяется потихонечку улучшать. Можно самостоятельно плюсовать звездочки, можно довериться "автомату". Также перед отправкой на место очередных разборок вы можете укомплектовать инвентарь каждого отдельно взятого деятеля вашей организованной преступной группы. Инвентарь, надо сказать, небольшой и состоит всего из шести слотов. Здесь надо учесть, что некоторые предметы, например, автомат Томпсона или бейсбольная бита занимают сразу несколько клеточек. Помимо этого можно вооружить бандитов кольтами, винчестерами, ножами (в том числе метательным), гранатами, шотганами и кастетами. Вдобавок инвентарь еще могут пополнить аптечка, хлороформ и деньги для взяток. Оружие изначально доступно далеко не все и открывается постепенно в процессе прохождения миссий. При игре на стороне полиции геймплей несколько отличается, хотя и нельзя сказать, чтобы кардинально. У копов отсутствует целый ряд типично мафиозных предметов, зато они вооружены полицейскими дубинками вместо бит. Также пользуются наручниками, вместо того чтобы прибивать жертву при любом удобном случае.
Задания в сценариях особым разнообразием не балуют, в большинстве сводясь к зачистке местности. Как правило, лобовая атака обречена на провал, поэтому приходится искать окольные пути и "снимать" противников "без шума и пыли" и желательно поодиночке. Поэтому бойцы могут не только бегать в полный рост, но и осторожно передвигаться "на корточках". Управлять можно любым мафиози в отдельности или сразу всем скопом, выделив их "резиновой" рамочкой. AI противников спуску давать не собирается. Чуть зазеваетесь, и к вам тут же подгребет дюжина крепышей в костюмах, а то и две, замучаетесь бейсбольной битой отмахиваться.
Справляться в пиковых ситуациях помогает - внимание, фанфары! - нежно любимый всеми со времен "Max Payne" тот самый "bullet time". Его применение в стратегическом жанре сродни небольшой локальной революции. Все уже привыкли к возможности отдавать приказы "на паузе" и воспринимают оное как должное. При этом за удобством как-то упуская из вида, что стратегия в реальном времени по своей сути не должна допускать подобного. Иначе какое же это реальное время. Конечно, эффект "Матрицы" - тоже своего рода послабление играющему, позволяющее спокойно оценить обстановку и точно прицелиться, но оно краткосрочное и от того более "честное", если угодно.
Отдельно порадовал отличный pathfinding - стоит кликнуть куда бежать, и ваши боевики сами тут же умчаться в нужном направлении, открывая по пути двери, катаясь на лифтах, поднимаясь по лестницам на нужные этажи и спускаясь(!) обратно, карабкаясь по карнизам и залезая в подсобку или кухню с черного хода. Не смогут пройти они только в том случае, если двери закрыты, а нужный ключик вы еще не достали. Помимо этого приходится заниматься и прочими вполне обычными для "семьи" вещами, в которые входят месть, похищения, убийства судей, разборка с конкурирующим кланом, уничтожение подпольного заводика, и спасение задницы собственного босса (между прочим, из борделя и не в самый подходящий для этого момент). В целом, авторам за тот короткий промежуток, измеряемый парой десятков миссий на обе кампании (кстати, протекающих на одних и тех же локациях - отель, мотель и бордель, вокзал, контрабандный склад, подпольное казино и т.д.), удалось поймать тот самый мафиозный дух буйных тридцатых. Пусть и в немного утрированной и где-то комичной форме. Что проявляется, в том числе, и в забавных видеороликах. Пусть с узнаваемыми за версту типажами и предсказуемыми развязками - все равно это неизменно находит должный отклик.
Как и почти безупречное графическое оформление. Оно не гонится за модными веяниями, а выдержано в традиционном ключе, то есть здесь нельзя вращать карту, нет трехмерных объектов, и полностью отсутствует Zoom (что после некоторых игр воспринимается как плюс). Зато нарисованные от руки фоновые "задники" выполнены просто здорово и способны поразить не только идеально переданной стилистикой тех лет, но и большим обилием деталей. За столиками можно разглядеть все столовые приборы, на полу каждую паркетную плиточку, а на окнах складку занавесок. Все так грамотно подобрано, что во многом не уступает, а даже превосходит иные и куда как более изощренные по части визуализации проекты. А уж в изометрических стратегиях я подобного и не припомню.
В итоге мы имеем игру в духе культовых "Commandos" в антураже Чикаго 30-х от известного разработчика, который на этом вопросе, кажется, уже не одну собаку съел. Здесь вы найдете все то же самое, что и в сериале "Commandos", только перенесенное через океан и отмотанное на десяток лет назад. Плюс изысканную графику, возможность отыгрыша за две враждующие стороны и тот самый "bullet time". А посему всем почитателям тактических стратегий настоятельно рекомендуется не проходиться мимо.