Нулевая мировая войнаУланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
М. Лермонтов Хотя термином "Первая мировая" называют войну, начавшуюся в 1914 (кстати, термин этот появился лишь после Второй мировой - до этого говорили просто "Великая война"), куда логичнее было бы именовать так события, происходившие на сто лет раньше. Правда, в начале XIX века была не одна, а несколько войн, но, в конце концов, Вторая мировая тоже имела разные периоды и театры (не говоря уже, например, о Столетней войне, где периоды сражений разделялись целыми десятилетиями пусть шаткого, но мира). Зато в боевые действия были вовлечены все ведущие мировые державы (Япония и Китай в ту пору ведущими не были), образовывавшие при этом блоки и коалиции - что, собственно, и соответствует понятию мировой войны. Которую мы, не нарушая существующей терминологии и помня о программистской традиции считать все с нуля, можем назвать Нулевой.
Итак, Нулевая мировая война началась с образования антифранцузской коалиции европейских держав, пытавшейся задушить революцию во Франции, и закончилась окончательным поражением Наполеона при Ватерлоо и Венским конгрессом. В ходе ее враждующие государства не только сталкивались между собой в Европе, но и вели борьбу за колонии. В новой стратегии от Pyro Studio (создателей Commandos) вам предлагается возглавить одну из пяти великих империй того периода - Великобританию, Францию, Россию, Австро-Венгрию или Пруссию. Каждая из них, естественно, имеет свои сильные и слабые стороны и, что еще более интересно, свои исторически достоверные юниты (уланы, драгуны, гусары, кавалергарды и т.д.), причем достоверность распространяется не только на названия и униформу, но также на вооружение, формации и тактику. Вас ожидают сухопутные и морские сражения на 50 картах в Европе (включая, конечно, Россию) и Северной Африке (в тот же период Британия воевала с США, но это в игру не вошло); в игре 55 провинций и 29 морских регионов.
Все битвы - полностью трехмерные, с очень реалистичным плавным рельефом, а морская вода просто великолепна - море действительно выглядит, как море, а не как озеро (что обычно бывает даже в играх с динамической водой); вообще, графика заслуживает всяческих похвал. Разумеется, особенности местности дают тактические преимущества при правильном их использовании; можно размещать солдат в домах, прятать за деревьями, за гигантскими камнями и т.д. Рельеф, климат и реалистичные погодные эффекты влияют не только на физическую способность солдат воевать, но и на их боевой дух. Бойцы не одинаковы, у них разный опыт и умения; это относится и к экипажам целых кораблей. Вражеские корабли можно топить или захватывать.
Впрочем, война - не единственный путь к доминированию в мире. Вы можете сделать ставку на экономику, торговлю и дипломатию (хотя понятно, что самая эффективная дипломатия - это такая, за спиной у которой стоит сильная армия). Не следует забывать и о прогрессе (техническом и социально-политическом), без которого невозможен ни военный, ни экономический успех (дерево технологий в игре включает 70 достижений в разных областях). Вы можете также выбирать форму правления - самодержавный абсолютизм или конституционная монархия.
Кампания проходит в двух режимах: пошаговое управление империей в целом и битвы в реальном времени (схема достаточно распространенная, вспомним, к примеру, Shogun: Total War). Как уже отмечалось выше, вы свободны в выборе пути развития (то есть миссионная структура отсутствует), но периодически вам предлагаются "исторические квесты", то есть определенные задачи, встававшие перед лидерами той эпохи.
Для тех, кто борьбе с AI предпочитает разборки с живым противником, имеется режим отдельных битв для двух игроков. Жаль, конечно, что разработчики не подвиглись на полноценную многопользовательскую кампанию.
В общем, игра обещает быть интересной для всякого уважающего себя Наполеона и просто интересующихся историей первой четверти XIX столетия.