Попытка засчитана Состоявшийся осенью 2003-го года Кубок мира по регби, как и ожидалось, всколыхнул волну обывательского интереса к старинной игре и породил большое количество электронных эпигонов и просто регбийных симуляторов на всех мыслимых платформах. Не стоит удивляться, если обнаружится, что в какой-нибудь захолустной шотландской деревеньке горстка преданных овальному кожаному мячу горцев (из клана Маклаудов) в обстановке строжайшей секретности создала ультимативный регбийный симулятор для незабвенного суперкомпьютера ZX Spectrum, посвященный прошедшему мировому первенству.
При словосочетании "регбийный симулятор" на ум сразу приходят недобрые воспоминания об игре Rugby 2004, непонятно каким образом вышедшей из-под "пера" такого уважаемого разработчика, каким, безусловно, является Electronic Arts. В связи с этим, практически любая новая игра регбийной тематики просто-напросто обречена на успех. После столь вопиющего безобразия (иного слова не подберешь), которое представляет собой Rugby 2004, даже симулятор бега в мешках будет подобен шедевру Микеланджело. Тем более, если за дело берется Acclaim Entertainment - автор немалого количества оригинальных и даже в чем-то новаторских спортивных игр. Очередная их разработка носит название World Championship Rugby (далее - WCR) и, по замыслу создателей, призвана вернуть поклонников бескомпромиссных регбийных баталий к событиям полугодичной давности - теперь уже в реальности виртуальной. Стремление, безусловно, похвальное. А как обстоит дело с реализацией задуманного? На этот животрепещущий вопрос мы и попытаемся ответить в данном обзоре.
Прежде всего, стоит заметить, что "фирменный" стиль Acclaim чувствуется с первых же экранов - WCR предназначена, в первую очередь, для отдохновения за монитором. Этой цели призваны способствовать красочная графика, дружественный интерфейс и геймплей, не требующий мобилизации всех ресурсов организма (что обычно свойственно "серьезным" спортсимам). Иными словами, перед нами типичный представитель семейства аркадных регбийных симуляторов, что ни в коей мере не является недостатком. Скажу больше - на мой взгляд, чем более доступен (но не примитивен!) спортсим, тем приятнее (а, следовательно, полезнее для здоровья) в него играть подавляющему большинству пользователей. Все же, это игра, а не коллоквиум!
Будет логично в продолжение нашего повествования поговорить о внешней стороне игры, о ее оболочке - тем более, она того заслуживает. Еще раз хочется подчеркнуть то обстоятельство, что графически WCR на три головы выше своего конкурента (Rugby 2004). Достаточно беглого взгляда на скриншоты. Апогеем торжества ультрасовременных графических технологий, примененных в игре, является неприметная строка в Advanced Display Options - 3D Grass (On/Off). Трехмерная трава - еще один маленький шаг на пути к нашей мечте, к Абсолютно Реалистичной Спортивной Игре. На замедленных повторах хорошо видно, как бутсы спортсменов утопают в траве. К сожалению, для того чтобы получить уникальную возможность воочию лицезреть каждую травинку, входящую в состав изумрудного ковра, к примеру, легендарного Twickenham'a, придется раскошелиться на графический ускоритель последней модели (желательно - с чипом от NVidia "на борту"). Среди других графических изысков стоит упомянуть блестяще реализованные погодные эффекты (в частности, дождь с туманом, выглядящие очень эффектно), сложные тени, реалистичное освещение.
Модели регбистов выполнены почти безупречно. Движения виртуальных спортсменов (будь то бег, захваты, прыжки, силовая борьба, броски за мячом, передачи, удары по воротам) реализованы с использованием технологии Motion Capture. Количество различных типов движений тоже впечатляет - их более 400! Именно поэтому технические приемы в исполнении некоторых регбистов так узнаваемы. К примеру, штрафные удары, выполняемые знаменитой "десяткой" сборной Англии - Джонни Уилкинсоном - выглядят абсолютно реально. Пожалуй, единственная незначительная претензия, которую можно предъявить к телосложению игроков - явно гипертрофированная мускулатура (особенно плечевой пояс). Во всем остальном движок WCR может служить примером для подражания. Да, чуть не забыл упомянуть еще одну особенность движка - в течение матча происходят метаморфозы как с формой спортсменов (она покрывается грязью), так и с полем (чем дольше продолжается матч, тем больше изумрудный некогда газон становится похож на свежевспаханное поле). Фантастика!
Геймплей нового регбийного симулятора очень похож на игровой процесс предыдущего детища Swordfish Studios - игры Jonah Lomu Rugby. Управление игроками реализовано на редкость удачно - любое желание играющего, будь то изменение в расстановке игроков на поле, хитрый финт или нацеленный бросок мяча из-за боковой линии, мгновенно претворяется в жизнь. Основные достоинства управления - отзывчивость и простота освоения. Уже по прошествии первого часа, проведенного за WCR, среднестатистический юзер будет способен демонстрировать впечатляющие атаки веером, кинжальные прорывы крайних нападающих сквозь оборонительные порядки соперника, безупречные реализации попыток, уметь вести силовую борьбу в схватках и т.д. Подчеркиваю - овладение всем арсеналом регбийной техники не потребует от вас сверхусилий. Но не стоит обольщаться - чтобы побеждать сильнейшие команды мира (Англию, Австралию, Францию, Новую Зеландию) на высшем уровне сложности (который носит весьма неожиданное название Intensive Care) от вас потребуется определенная ловкость рук и отличное владение геймпадом, что достигается только упорными многочасовыми тренировками. В самом названии Intensive Care заключена изрядная доля "черного" юмора - по-видимому, таким образом авторы намекают на то, что после игры на высшем уровне сложности играющему может потребоваться срочная медицинская (психиатрическая?) помощь.
Создатели спортивных аркад никогда не стремились порадовать целевую аудиторию богатством и разнообразием опций - и коллектив Swordfish Studios, увы, не явил собой счастливое исключение. Может быть, это даже к лучшему - далеко не каждому нравится пробираться к тому, ради чего, собственно, все и затевалось - к матчу - через дебри экранов, лабиринты меню, подменю и т.д., и т.п.
На выбор играющему представлено 5 спортивных арен - "мекка" британского регби Twickenham, а также Acacia Plains, Stade De Tonnere, Tiger Bay и Daleside Stadium. Наблюдать за ходом матча можно с одной из 6-ти камер. Еще одна характерная особенность аркадного спортсима - укороченное время игры. В WCR этот показатель равен 15 минутам, в то время как стандартная продолжительность регбийного матча, как известно, составляет 80 минут. Но, скажите на милость, кто, кроме безнадежных фанатиков, выдержит столь суровое испытание? Нет, такое регби нам не нужно! Все, что идет в ущерб играбельности, что может быть не понято или не принято человеком, позавчера купившим свой первый в жизни компьютер, должно отбрасываться без сожаления.
А вот набор игровых режимов в WCR достаточно обширен. Как всегда, можно размяться в товарищеском матче, провести тур по какому-либо региону, сыграть в произвольной Лиге, либо разыграть абстрактный Кубок. Конечно же, не обошлось и без официальных соревнований, хотя и "замаскированных" - Euro Nations (он же - Six Nations, "Турнир шести наций") и Three Nations (он же - Tri Nations, с участием Австралии, Новой Зеландии и Южной Африки). Венчает же турнирную иерархию, конечно же, World Championship (он же - World Cup). "На десерт" игроку предлагается испытать себя в так называемых Challenges - специальных заданиях, которые бывают трех видов:
1. Classic Matches, куда входят 9 исторических игр. Причем, чтобы провести 6 из них, необходимо сначала доказать свою "профпригодность" - добиться высоких результатов в других игровых режимах. Интересной особенностью этого "челленджа" является то, что от вас требуется провести не полный матч - лишь решающий отрезок оного.
2. Beat All-Star - в этом режиме нужно победить сборную "всех звезд" мирового регби, последовательно руководя каждой из двух десятков представленных в игре дружин - от Грузии до Фиджи.
3. Survival. Ваша задача - провести как можно более длительную победную серию матчей. Причем имя очередного соперника зависит от генератора случайных чисел.
К сожалению, в игре не нашлось места полноценному редактору игроков, который, напомню, присутствовал даже в приснопамятном Rugby 2004. Также можно посетовать на отсутствие возможности сыграть за клубную команду - в игре представлено лишь 20 национальных сборных, участвовавших в Кубке мира 2003 (составы которых, конечно же, идентичны реальным). Зато в WCR присутствуют Secret Options, призванные облегчить страдания страждущих поглумиться над искусственным интеллектом - путем введения cheat-кодов.
Звуковое сопровождение игры подстать ее визуальному ряду. Аудиокомментарий матча записан с участием профессиональных тружеников "наушника и микрофона", отработавших не одну сотню часов на регбийных матчах самого высокого уровня, и представлен в двух вариантах - на английском и французском языках. Любопытный лингвистический факт - яркий, образный англоязычный вариант комментария занимает 238 Мегабайт, в то время как франкофоны вынуждены довольствоваться набором сухих фраз, втиснутым в "жалкие" 171 Мегабайт дискового пространства. Виртуальные фанаты ни в чем не желают отставать от своих "коллег" - любителей футбола и так же обожают распевать гимны (предварительно выпив несколько пинт пива). В этом деле (как, впрочем, и на поле) вне конкуренции родоначальники регби - англичане. Фоновая музыка подобрана весьма удачно - спокойный электронный ambient снимает накопившиеся за долгую рабочую неделю раздражение и усталость. Все, буквально все в WCR подчинено одной-единственной цели - сделать так, чтобы человек, купивший игру, каждый раз вставал из-за компьютера с чувством "глубокого морального удовлетворения", иными словами - бодрым, отдохнувшим, готовым к новым трудовым свершениям на благо общества!
Подводя итоги, можно сказать, что "попытка засчитана". Безусловно, World Championship Rugby представляет собой высококачественный во всех отношениях продукт. Кстати - и это особо подчеркивается создателями игры - WCR носит гордое звание "Официальной игры Национальной сборной Англии по регби" (The Official Game Of The England Rugby Team). Плохой игре такое звание не дадут, не правда ли? Могу с уверенностью рекомендовать новый релиз всем поклонникам регби для регулярного "употребления". Лучшего регбийного симулятора на сегодняшний день просто не существует.