Поле битвы - Земля "Все просто: мы хорошие, они - плохие. Так идите и сотрите их с лица Вселенной!"
Из речи сержанта перед миссией. К XXVII веку человечество вполне успешно осваивало космические просторы, пока одна из колоний не была атакована неизвестной расой агрессоров, получивших впоследствии название Breed. Экспедиционный корпус в составе нескольких крейсеров, каждый из которых был под завязку укомплектован новейшей боевой техникой и элитными войсками, с задачей зачистки успешно справился, но по возвращении на Землю, бравых вояк ждал неприятный сюрприз - колыбель человечества была захвачена. Таким образом, место действия - изменилось, но боевая задача осталась прежней - найти и уничтожить.
"Breed" - это шутер с видом от первого лица, где много действия и мало мысли. Своего рода, футуристический аналог Battlefield 1942 с более продуманной одиночной частью игры. Несмотря на то, что разработчики явно решили не затруднять себя предысторией (ну, вернулись с задания, ну, враги кругом), сами по себе миссии в кампании продуманы куда более основательно. Но начнем, все-таки, с действующих лиц.
I. Пехота.
В кампании нам доступно 6 видов бойцов. Каждый способен нести два вида оружия, аптечки и ремонтные наборы для техники. Различия между ними - в носимой броне, первоначальном виде оружия и некоторых спецспособностях. Итак:
1. Снайперша - легкая броня, штурмовая винтовка, снайперская винтовка. Последняя обладает глушителем, трехкратной оптикой и потрясающим убойным эффектом. Понятное дело, количество боеприпасов существенно ограничено.
2. Легкий пехотинец - стандартная боевая единица, снаряженная штурмовой винтовкой и еще чем-нибудь вроде дробовика.
3. Тяжелый пехотинец - настоящая машина смерти. Обычно вооружен пулеметом и ракетницей, а также снаряжен тяжелой броней. Для полного счастья не хватает только большей кучности у пулемета - стрельба на дальние расстояния из оного предмета бесполезна - шансов практически нет.
4. Медик - понятное дело, лечит команду. Несет при себе с десяток аптечек, которые применяет гораздо более эффективно, нежели остальные бойцы. Вооружен штурмовой винтовкой и пистолетом-пулеметом, снабженным глушителем и оптикой.
5. Инженер - "лечит" технику. Обладает тяжелой броней, большим количеством ремонтных комплектов, штурмовой винтовкой и дробовиком.
6. Мехдоспех, он же боевой костюм - одна сплошная броня, пулемет и огнемет. Впрочем, не стоит рассчитывать на то, что в подобной штуке вы абсолютно неуязвимы - броня броней, а скорость и маневренность понижены. Так что пяток противников могут банально "забегать" такую тушку.
Сразу хочется отметить, что основной изюминкой "Breed" является то, что мы способны переключаться между нашими подопечными, что, кстати, составляет основной элемент тактики в данной игре. То есть - у нас есть команда из 4 человек. Управляем мы только одним бойцом, в то время как остальные находятся под контролем искусственного интеллекта, который в целом неплох, однако в частностях ведет себя непростительно глупо. Корректировать поведение соратников вы можете с помощью 8 команд: "собраться", "рассеяться", "держать позицию", "сгруппироваться" (отмена предыдущей команды), "стрелять/не стрелять", "сменить построение" (шеренга/колонна), "попросить аптечку", "попросить боекомплект". Последние команды, кстати, весьма актуальны в затруднительных положениях, однако следует помнить, что если в команде у бойцов нет аналогичного вашему вида оружия, то и запасных обойм вам никто не подкинет.
И вот мы бежим по дорожке, управляя пехотинцем. Но вот с холма бьет артиллерийская установка. Выходов тут три: первый - побежать на штурм и, скорее всего, геройски погибнуть; второй - переключиться на снайпера и коварно убить стрелка, управляющего артиллерийской турелью; третий - переключиться на тяжелого пехотинца и взорвать из базуки оную установку.
Интересен тот факт, что изначальный набор оружия, нас, в общем-то, ни к чему не обязывает. То есть, выбрав пехотинца, мы всегда можем выкинуть дробовик и винтовку, подобрав снайперку и пулемет. Главное, чтобы было, что подбирать. Плюс к этому, мертвые пришельцы любезно оставляют нам свое вооружение, которое можно подобрать и обратить против бывших хозяев (сильно напоминает Halo). Минусом инопланетных аналогов служит их меньшая кучность и точность стрельбы. Зато подобный финт, как правило, избавляет нас от мороки с боеприпасами.
Напоследок замечу, что в сетевых баталиях мы сможем поуправлять еще парочкой персонажей из войск Земли, а также бойцами расы Breed.
II. Боевая техника.
Что касается техники, то тут есть, где разгуляться. Казалось бы, в уже упомянутом "Battlefield 1942" было все то же самое: и танки, и джипы, и самолеты. Но! Как тщательно здесь все отполировано...
1. Багги - легкое средство передвижение с пулеметом в качестве основного вооружения. Плюс небольшое количество обычных и самонаводящихся ракет. Основное недостаток - невозможность вращать оружием (приходится разворачивать всю машину), экипаж из одного человека и полное отсутствие брони, из-за чего крайне не рекомендуется натыкаться на различные препятствия.
2. Танк - броня, плазменная пушка, пулемет (3 шт.), обычные и самонаводящиеся ракеты. Экипаж состоит из трех человек, из которых один рулит и стреляет из всего, что есть, в то время как двое оставшихся поддерживают его огнем из башенных пулеметов.
3. Истребитель - легкое летательное средство, предназначенное для борьбы с себе подобными, а также для сбрасывания бомб на головы ничего не подозревающим врагам. Бомб мало, так что целиться надо точнее.
4. Транспорт - самая веселая единица ВВС. Предназначена для переброски войск по карте, вооружена тремя пулеметами, обычными и самонаводящимися ракетами. В отличие от истребителя гораздо более неуклюж, однако два из трех пулеметов - это стационарные турели по бокам машины с зоной охвата практически во всю боковую полусферу.
Помимо вышеперечисленных видов техники есть еще парочка, однако описывать их не буду, дабы не занимать лишнее место и не лишать вас заслуженного удовольствия. Скажу только, что за кадром осталось куча различного стационарного оружия, начиная с пулеметов и заканчивая тяжелой артиллерией и SAM, как земного, так и Breed'ового вариантов.
Управление техникой осуществляется стандартным WSAD, плюс мышь и еще парочка очень полезных клавиш. "B" - ручной тормоз у наземной техники. "E" - переключение режимов полета у авиации с вертикального на горизонтальный. И самое главное - "Ctrl" - переключает определение целей с наземных на воздушные.
Миссии.
Как уже говорилось, миссии в "Breed" весьма занятны. Начнем с того, что сами по себе карты занимают немаленькое пространство. И, несмотря на то, что каждая миссия представляет собой забег и/или заезд/полет по карте с последующим уничтожением всего что движется, сделано это как минимум со смыслом. К примеру, одна операция по спасению бойцов сопротивления у берегов Австралии делится на несколько этапов:
1. Вылет на транспорте в качестве пилота с борта космического крейсера "Дарвин", висящего на орбите! Мелочь, но приятно - ведь могли же, подобно прочим, отделаться банальной скриптовой сценкой.
2. Зачистка воздушного пространства на том же транспорте от истребителей противника с последующей посадкой.
3. Заезд на танке с целью уничтожения вражеских SAM на время.
4. Забег в мехдоспехе с большой скоростью для спасения оставшихся бойцов сопротивления, что отбиваются от чужеродных полчищ. Что интересно, время, отпущенное на этот забег - остаток от того, что было отпущено на танковый марш-бросок.
5. Сопровождение на истребителе транспорта со спасенными бойцами до точки выхода на орбиту. С последующим выходом туда же.
Геймплей.
Тут можно сказать немногое. Хоть "Breed" в целом и похож на многострадальный "Battlefield 1942", тем не менее, суть игры - от "Serious Sam". Много-много противников, достаточное количество боеприпасов и солидные карты. Экшн, экшн и еще раз экшн. Единственно, чего не хватает - это чуть большей реалистичности. Иногда просто смешно смотреть, как откинутый взрывной волной соратник ловким прыжком вскакивает на ноги и с боевым воплем несется на врага. Как-то оно не того... даже для шутера.
Вторым и, увы, гораздо большим минусом игры является своеобразная "полосатость" AI. С первого взгляда, она в глаза не бросается - противники, как и союзники ловко стрейфятся, активно используя упражнение "приседание", прячутся за камнями и деревьями, а также пытаются обойти с флангов. Однако, ввиду того, что часто бои проходят на ограниченной территории (слева - скала, справа - обрыв), то нередки случаи, когда не только противники, но и наши бойцы горохом ссыпаются с обрыва, где терпеливо ожидают или конца миссии, или перезагрузки. Положение спасает смена строя (с шеренги на колонну), но далеко не всегда. Потом, чтобы подняться на лифте или по лестнице, необходимо проконтролировать сей процесс отдельно для каждого бойца в отряде. Сами они ни за что не додумаются последовать за лидером на лифтовую платформу или вскарабкаться по лестнице. Как и встать за стационарный пулемет или сесть в танк. Впрочем, в случае башен с лестницами это спасет от толкотни наверху - но турели? Еще более обиден факт, что когда мы садимся в какое-либо транспортное средство, то автоматически отрубается возможность переключения между членами отряда. Зачем это сделано - непонятно, но факт остается фактом: если вы сели в танк, то остальные побегут рядом пешком. Если, конечно, скриптом не прописаны уже сидящие в танке бойцы.
Графика и звук.
Графика в "Breed" - бесспорное произведение искусства. Правда, иногда создается впечатление, что несколько недоделанное. Посудите сами - яркие краски, четко прорисованные модели персонажей и техники, взрывы, небо, вода и космос - вау! Красиво и вкусно. Но при этом местность в целом скудна на детали - дерево, кустики и камешки. В целом, когда в спешке проносишься по карте, прорываясь к объекту, это не очень заметно, но стоит притормозить - как начинаешь понимать, что находишься посреди пустыни, хотя текстура "земли" упорно твердит о лесополосе. Менее значительным минусом является желание убиенных тут же скрыться от нашего зоркого взгляда - в смысле, часто трупы "проваливаются" в окружающие детали ландшафта, оставляя на обозрение, дай Бог, половину своей тушки.
Звук на высоте - взрывы, голос сержанта, боевые кличи и главное - музыкальное сопровождение. У кого-то наверняка появится желание выдрать музыку из игры, чтобы потом послушать в более спокойной обстановке.
Финал.
Игра неоднозначна. Она обладает всеми задатками хита, но наличие убийственных минусов ей этого никогда не позволит. От финального, подчеркнем, продукта остается ощущение недоделанности. Прожорливый движок, по всей видимости, не позволил дизайнерам уровня развернуться вовсю, но если это еще можно простить за живость и разнообразие геймплея, то списать "заклинивание" интеллекта бойцов нельзя ни по какой из статей "расходов". Да и над сюжетом за годы разработки можно было посидеть поплотнее. Будем ждать следующих проектов от Brat Designs, а правило "первого блина" редко кому удается обойти.