Остаться в живых Война во Вьетнаме - тема достаточно популярная в западном игростроении, в последние годы особенно. Причем если многочисленные фильмы, выходившие в свое время на эту тему в США, носили в основном обличительно-дегероизирующий оттенок, с общим лейтмотивом "как это все было ужасно, бездарно и бессмысленно", то игры, как это и свойственно развлекательному жанру, чаще предлагают пользователю почувствовать себя героем (а то и супергероем, в одиночку расправляющимся с ордами вьетконговцев).
На самом деле обе позиции тенденциозны. Война во Вьетнаме - война против коммунистической тирании - отнюдь не была бессмысленной, и не была проигранной на поле боя. Большинство американских солдат честно исполнили свой долг, даже несмотря на то, что он был им навязан, ибо в те годы армия США не была добровольной. В бесславном завершении войны виновата не армия, а лево-пацифистские демагоги с их "маршами на Вашингтон" и бездарные политики, больше доверявшие трепу журналистов, чем докладам собственных военных аналитиков. В то же время, ужасов и жестокости на этой войне действительно более чем хватало. Причем те, кто кричат о сожженных напалмом деревнях с мирными жителями (сколько из этих "мирных жителей" реально не были партизанами - еще большой вопрос), обычно забывают об изуверском варварстве другой стороны. "Волчьи ямы" с кольями на дне, пытки и средневековые расправы над пленными - все это с удовольствием практиковалось вьетнамскими коммунистами.
Shellshock: Nam '67 - это игра, призванная показать войну во всей ее неприглядности. Возможно, подобное отличие от других игр объясняется тем, что ее делают не американцы: компания с показательным названием Guerilla ("Партизанская война") расположена в Амстердаме. Впрочем, воевать вам все же предстоит на американской стороне, в качестве молодого солдата, призванного в армию и после короткой базовой подготовки в январе 1967 года брошенного прямиком в смертоносные вьетнамские джунгли. Естественно, как и в любой игре жанра action, вас ожидают боевые миссии (причем двух типов - массированные открытые бои с армией Северного Вьетнама и скрытные разведывательно-диверсионные операции силами небольшой группы), но главная ваша цель - не увешать грудь медалями (их, похоже, вообще не будет), а элементарно остаться в живых.
Что, само собой, будет не просто. В труднопроходимых джунглях даже просто ориентироваться - и то проблема, не говоря уже о том, чтобы вовремя заметить вражескую засаду или ловушку. В зарослях легко перепутать своих и чужих (впрочем, здесь игра дает вам поблажку, меняя цвет прицела в зависимости от того, на кого он наведен; однако AI'шные бойцы обеих сторон могут ошибаться, так что потери от "дружественного огня" весьма вероятны). С накоплением боевого опыта, однако, способности вашего персонажа будут расти - но и миссии едва ли станут проще. Джунгли, кстати, не единственный возможный антураж - воевать предстоит и в подземных туннелях, и на залитых водой рисовых полях...
В отличие от большинства своих коллег, разработчики не хвастают немеренной крутизной движка и AI, скромно говоря, что те укладываются в современные стандарты. Не следует, однако, считать эту скромность недостатком возможностей. Так, враги умеют устраивать засады, оценивать соотношение сил и оставаться под прикрытием, если расклад не в их пользу, быстро обследовать место удачного для них боя в поисках выживших; свои также действуют группой, оказывают вам поддержку прикрывающим или подавляющим огнем, но в тяжелой ситуации могут и отступить, не дожидаясь, отойдете ли вы вместе с ними. В некоторых миссиях вы можете заказывать поддержку штурмовой авиации и вертолетов.
По окончании миссии ваш отряд возвращается на базу, где можно не только отдохнуть и подлечиться, но и пополнить свое вооружение и снаряжение. Хотя, казалось бы, солдат регулярной армии должен состоять на полном государственном обеспечении, на базе можно кое-что и прикупить за свои деньги (заработав их, в свою очередь, продажей добытых в бою трофеев).
Игра проходится с видом от третьего лица. Как и следует из ее концепции, в ней хватает реалистических мрачных сцен - от изувеченных останков до жестоких казней пленных (демонстрируемых как непосредственно в миссиях, так и в видеороликах). В целом графика смотрится вполне правдоподобно; особое внимание уделено реалистичной анимации. В частности, получивший смертельное ранение солдат не только всякий раз падает по-разному, но и может еще успеть оказать сопротивление врагу.
В отличие от большинства игр жанра action, в Shellshock: Nam '67 не будет многопользовательского режима. Разработчики сочли, что сетевые побоища, куда более напоминающие пэйнтбольный матч, чем реальное сражение, не соответствуют основной идее - демонстрации ужасов войны. Что ж, в конечном счете, каждый умирает в одиночку...