Основной инстинкт Earth 2160 - это уже третья игра в популярной серии RTS, повествующей о гибели Земли и обустройстве земных беженцев на Марсе. Предыдущие игры назывались, соответственно, Earth 2140 и Earth 2150.
Итак, Земля погибла в 2150 году, и своевременно эвакуироваться с нее удалось лишь нескольким тысячам, относившимся к трем фракциям - Евразийской династии (в основном это была верхушка стран Евразии), Лунной корпорации (достаточно миролюбивое сообщество, в котором, однако, царит матриархат) и Соединенным Цивилизованным Штатам (с последними вышла самая занятная история: на момент эвакуации это был военный флот, в который входили люди и разумные боевые машины, но по пути к Марсу главный компьютер, как водится, принял логичное решение, что терпеть над собой власть каких-то лысых обезьян - глупость, и куда рациональнее их умертвить, дабы затем без помех осваивать Солнечную систему. Так что до Марса из этой фракции долетели одни роботы.)
В течение нескольких лет (что, конечно же, неправдоподобно мало) беженцы занимались планетарной инженерией, делая Марс более подходящим для жизни (едва ли, конечно, такую цель ставили перед собой роботы) и попутно, как водится, воюя между собой. Кроме того, роботы из СЦШ ненароком откопали некую древнюю марсианскую тюрьму, где с незапамятных времен в состоянии анабиоза содержались неизвестно за что помещенные туда инопланетяне. Которые, естественно, нынче ожили и тоже не прочь присоединиться к банкету со своими боевыми технологиями. Впрочем, мирное сотрудничество между фракциями тоже возможно - выбор курса зависит от игрока. Тем более что в Солнечной системе появились странные объекты - что-то вроде планет с подвижной и отражающей, словно бы жидкой, поверхностью, и еще неизвестно, какую опасность они таят...
Таким образом, в игре имеются по кампании для каждой из четырех фракций (в каждой кампании 7 миссий), плюс еще 10 карт для режима отдельных боев. У каждой фракции - свое дерево технологий (количество одновременно разрабатываемых технологий равно числу построенных исследовательских центров), свои особенности баз (например, у Евразийской династии база одна, но очень большая, состоящая из отдельных сооружений, а Лунная корпорация, владеющая антигравитацией, строит свои базы наподобие небоскребов, громоздя одно здание на другое), свои виды сооружений (не менее 13) и базовых юнитов (также не менее 13). При этом из частей базовых юнитов - корпусов, брони, двигателей, ускорителей, пушек (числом до восьми), генераторов защитных полей и т.д. - можно конструировать свои собственные (общее число вариантов не сообщается, но оно, очевидно, очень велико). Юниты могут производиться и прятаться от вражеских наблюдателей в ангарах.
Экономическая система базируется на трех типах ресурсов - кремнии, воде и металлах; на разных картах они добываются из разных источников, для воды и кремния таких источников имеется по 3 вида, а для металлов - аж 12 (металлы из них добывается разные, и виды металлов влияют на такие характеристики построенных из них юнитов, как хит-пойнты, скорость, броня и цвет).
Важным элементом геймплея являются "агенты", которых можно нанимать для разного рода работ - научных исследований, командования боевыми юнитами, добычи ресурсов, военного и промышленного шпионажа и т.п. (в общей сложности 20 видов специализации, притом, что самих агентов всего дюжина - очевидно, все они - специалисты широкого профиля.) AI'шные помощники, конечно, встречаются во многих стратегиях, но в данном случае их отличает высокая степень персонификации. Они не просто обладают каждый своим набором профессиональных качеств, но и помнят свою историю отношений с игроком и друг с другом. Агентов можно нанимать на кадровых аукционах (что, кстати, дает дополнительный способ экономической борьбы против враждебной фракции: взвинтить цену на нужного ей агента) и увольнять; при этом деньги - не единственный и нередко даже не главный фактор в отношениях с ними. К примеру, агент может отказаться работать на вас, потому что ему не понравился опыт прошлого сотрудничества или потому, что у вас уже работает другой агент, которого он терпеть не может. С другой стороны, если его враг работает на вашего врага, агент будет рад поработать на вас даже за небольшую сумму. Естественно, агенты могут испытывать друг к другу не только антипатию, но и симпатию.
Для любителей многопользовательской игры предусмотрено четыре режима и десяток карт; в одной сессии могут участвовать до восьми игроков (в том числе в режиме наблюдателей), причем игру можно записывать. Отсутствующих участников может заменять AI, с другой стороны, новые игроки могут присоединяться по ходу. На серверах EarthNet поддерживается система лиг и рейтингов.
По качеству графики Earth 2160 не уступает играм жанра action, есть даже вид от первого лица; интерфейс использует полупрозрачные элементы поверх основного вида вместо боковых панелей. В целом и юниты, и мультитекстурированный рельеф с растительностью смотрятся весьма недурно. Все видеоролики сделаны на движке игры и, соответственно, рендерятся на ходу, а не жрут место на диске. Правда, требования к "железу" не самые скромные. Музыкальное сопровождение включает 29 тем.
Разработчики обещают также поставлять вместе с игрой инструментарий для создателей модификаций.