Феодальная экспансия Вильгельм I (позже прозванный Завоевателем) был незаконнорожденным сыном герцога Нормандии Роберта I. Наследовав титул отца, Вильгельму не только удалось упрочить власть на подконтрольных землях, решительно расправившись с мятежниками, но и заручиться поддержкой своего сюзерена - короля Франции Генриха I. Потерпев неудачу в попытке захватить английский трон дипломатическим путем, в 1066 году Вильгельм во главе армии нормандских, французских и итальянских феодалов высадился в Британии, разбил при Гастингсе войско англосаксов и вскоре был коронован в Лондоне. В Англии он внедрил норманнский феодализм, приняв все меры к тому, чтобы могущественные бароны не смогли взять верх над королем. В итоге Англия явила собой один из наиболее совершенных образцов отрегулированной феодальной системы. Эти события и послужили отправной точкой для игры Crusader Kings (CK), являющейся приквелом к Europa Universalis 2 (EU2).
CK охватывает исторический период с 1066 по 1453 гг. (окончание Столетней войны и захват Константинополя турками). 3 большие кампании различаются по составу участников и начальной дате: Гастингс (1066), 3-й крестовый поход (1187), Столетняя война (1337). Карта, включающая 1004 маленькие провинции, простирается от Исландии до Уральских гор, захватывая Северную Африку и часть Аравийского полуострова. CK предлагает стать королем (около двух десятков стран), герцогом (около 100 земель) или графом с еще более мелким владением. Предыстория образования всех территорий, к сожалению, осталась за кадром по причине их многочисленности. Понятно, что чем выше титул, тем больше у правителя будет власти и обязанностей. Граф будет стремиться к большему влиянию, а королю придется зорко следить за лояльностью своих вассалов. Часть территорий, например, Папские земли, халифаты или торговые республики, для выбора недоступна, однако прямой или косвенный контроль этих земель в будущем даст определенные преимущества.
В то время местные феодалы и не мечтали о мировом господстве, больше беспокоясь о вверенных в управление землях, знатности собственного рода и взаимоотношениях с соседями. В CK все внимание уделяется европейским династиям, поэтому на первом месте стоит благочестие и престиж, т.е. как правителя воспринимает церковь и остальной мир. Эти 2 показателя лежат в основе рейтинга, который и является гарантом победы в конце игрового периода.
Персонажи живут сами по себе: женятся, заводят детей, умирают. У каждого члена семьи есть набор из 4 навыков (военное дело, дипломатичность, интриганство, способности администратора) и личностных качеств, среди которых храбрость, мстительность, тщеславие и т.д. Новые качества приобретаются в зависимости от проводимой политики, случайных событий и влияют на основные навыки, также изменяя и реакцию других персонажей на действия монарха. Здесь особое значение приобретает распределение придворных должностей: можно наградить опытного вояку званием маршала, увеличив себе соответствующую способность. Однако если действующий маршал или канцлер вдруг разочаруется в своем короле, то больших проблем не избежать.
Феодальная раздробленность предстает во всем своем великолепии. Эффективно управлять множеством территорий в одиночку, просто включив их в королевский домен, не получится, хотя некоторые научные открытия смогут немного расширить влияние монарха. Если же оставить верных рыцарей без земли, то они быстро найдут нового хозяина, возможно, объявив войну старому. Единственный выход - вассализация, т.е. предложение покровительства. Вручая провинции и титулы представителям знати и духовенства, удается повысить их лояльность, несколько упрочить слабую королевскую власть и получить ценные очки престижа. Новоявленные герцоги и епископы, в свою очередь, сами позаботятся о расширении своих владений, подчиняя себе (с вашей помощью или без) еще более мелкие графства. Полностью контролировать подаренные земли не получится. Вассалы сами ведут строительство, устанавливают местные налоги, собирают армии, проводят свою политику и лишь делятся частью дохода с господином. В тяжелые времена король может потребовать финансовой или военной поддержки от своих подопечных, но они могут и отказать ему. К тому же подарить титул легко, а вот отобрать его назад будет намного сложнее. При уходе к новому правителю, если вдруг такое случится, герцог и все свои графства.
Домен дает монарху дополнительные полномочия. Во-первых, можно перераспределять влияние между 4 социальными группами (крестьяне, горожане и свободные ремесленники, местное духовенство и знать). От этого будут зависеть доходы, лояльность, престиж, благочестие и комплектация местной армии. Скажем, превосходство знати обеспечит войско небольшой группой рыцарей, а горожан - отрядами копьеносцев. Также можно регулировать налоги для каждого класса. Во-вторых, на своих землях можно возводить различные постройки, дающие мизерные бонусы и штрафы к перечисленным выше показателям, значимые лишь для земель с большим доходом. В-третьих, можно в любое время мобилизовать неделимую местную армию. Хотя хозяйство в те времена было, в основном, натуральным, экономическая модель представлена достаточно примитивно. При дефиците в казне просто не разрешают производить новых расходов. Даже при отрицательном золотом запасе почему-то допустимо содержать многотысячное войско, численность которого будет падать очень медленно с течением времени. Торговля имеет гораздо меньшее значение, чем это можно было наблюдать в EU2. На уровне королевства можно принимать законы в отношении своих вассалов и церкви, что определяет налоговые ставки в еще более узкие рамки и ставит недовольных такой политикой в лагерь оппозиции к власти. Законодательство разрешается менять один раз в несколько лет.
Сфера исследований является нелинейной и включает 3 области (война, хозяйство, культура). Каждый отдельный уровень предполагает еще по 5 подуровней. Появляясь в одной провинции, открытие постепенно распространяется по всему королевству. Развитие науки дает войскам различные преимущества, открывает новые постройки или увеличивает лояльность определенных классов.
Много придется думать о будущем собственного рода, чтобы он случайно не закончился. Ведь король может покончить с собой или умереть от старости, тяжелой болезни, кинжала убийцы. Нужно заранее отобрать и подготовить своих наследников, причем весь накопленный престиж и благочестие в отличие от титула не наследуются, поэтому не исключено, что после смерти монарха часть поданных откажется признавать права сына на корону. Обучать своих детей можно придворным интригам, военному искусству, религии; они приобретут нужные качества и станут достойной опорой родителей. К тому же при жизни придется определиться с одним из 7 законов наследования, дающих различные приоритеты претендентам на трон: завещайте все старшему сыну или поделите равными долями между всеми наследниками мужского пола в порядке их старшинства и т.д. Также можно устраивать браки для своих вассалов. Случайных происшествий очень много, часть из них исторически достоверна, например, нашествие монголов. Некоторые события требуют от игрока выбрать одно из предложенных действий, причем будущий результат сразу же ясен из подсказки, к примеру, сколько именно золота и престижа отнимут, если признать внебрачного сына.
Военные действия в игре представлены так, что прибегать к ним лучше лишь в крайних случаях. Однако даже для них придется искать хотя бы формальный повод, к примеру, незаслуженно присвоить себе чей-нибудь титул, что будет стоить немало престижа. Агрессия против своих христианских соседей может навлечь на вас гнев всего мира, вассалы уйдут к другим лордам, папа Римский для верности отлучит от церкви, а собственные дети захотят освободить от трона отца-узурпатора, устроив небольшую революцию. Карательные экспедиции против неверных, наоборот, всегда поощряются, для этого и повод не нужен, а на месте разрешат вдоволь пограбить и получить новую провинцию, если только с бесчисленной охраной удастся расправиться. Гораздо более предпочтителен мирный путь: выдать собственную дочь за какого-нибудь герцога или члена другой королевской семьи, через несколько поколений (когда ваш дальний родственник появится в линейке наследников) уже следует заявить о законных правах на территорию, а потом с помощью наемных убийц избавиться от других конкурентов, получив в итоге желанную землю. Просчитать эффект от династического брака очень сложно и делать это приходится самостоятельно без единой подсказки. Ошибившись, можно благословить брак родной дочери с захолустным графом, дети которого потом с радостью потребуют кусочек вашего королевства. Еще одна интересная особенность - появление новых титулов, что к тому же очень престижно. Объединяя мелкие провинции, можно будет создавать новые герцогства, королевства или провозгласить себя императором Византии, контролируя бОльшую часть нужных земель.
Бои сделаны в традициях EU2 с некоторыми дополнениями. Типов подразделений всего 7, среди которых рыцари, кавалерия, лучники, пехота. Армии сходятся в одной провинции, сражение проходит несколькими этапами, каждый из которых сопровождается статичной картинкой типа или . Количество солдат тает в зависимости от скорости игры, а затем начинается осада, причем если замок хорошо укреплен, то войско может со временем мистическим образом испариться. Исход битвы понятен еще до ее начала и зависит от численности, состава, вооружения армии и характеристик командира. Содержать регулярное войско - настолько дорогое удовольствие, что после захвата нужной цели приходится его распускать по домам, а приглашение наемников просто разорительно. Морской флот используется исключительно в качестве транспорта.
Влияние церкви в тот период было неоспоримо, поэтому с Папой лучше поддерживать дружеские отношения, иначе ваше королевство станет целью следующего похода против еретиков. Усиливая власть и влияние местных епископов и кардиналов, можно добраться до выборов и контролировать действия Папы своим человеком, что откроет новые возможности в политике, например, позволит выбирать цель и время для нового крестового похода. Кстати, многократный отказ присоединиться к такой экспедиции рано или поздно спровоцирует враждебное отношение к скупому монарху.
Искусственный интеллект всегда будет стремиться повысить собственный престиж, благочестие и богатство за счет игрока. Выждав отбытие монарха в дальний поход, оппонент подговаривает местных графов и герцогов устроить мятеж. Завоевав пару восточных провинций, вернувшись, можно недосчитаться доброй половины прежнего королевства. Тщеславный или чем-то обиженный граф с радостью подошлет убийц к самому королю, а если таких графов целое множество, то кто-нибудь обязательно достигнет желаемого.
Интерфейс в CK мог бы быть и лучше. Окошки, множество мелкого текста, всплывающие двухуровневые подсказки ютятся в левой части экрана, хотя места им там явно не хватает. Чтобы освоиться с управлением потребуется некоторое время, хотя у тех, кто хорошо знаком с EU2, особых трудностей не возникнет. Огорчает система новостей: в центр карты будет сваливаться куча сообщений про массовое предательство вассалов, неурожай, предложения о браке и результаты сражений. В нижней части экрана беспрерывно рассказывают о том, как граф N оспорил землю графа M, однако где находятся эти земли (и зачем игроку это нужно знать) вообще непонятно. Навигация по карте проблематична, а поиск нужной провинции не предусмотрен. Хотя далекие части карты затенены, каким образом граф из Йорка в любой момент видит месячный доход правителя московского княжества и его другие особенности, остается тайной. К счастью, можно потратить уйму времени и все-таки отключить все ненужные сообщения с помощью фильтров, но проблема сортировки не исчезает, к тому же сразу уловить смысл послания непросто, поэтому текст приходится читать целиком. Изменить скорость игры можно только из меню или сочетанием клавиш, что не всегда удобно. Доступно 8 режимов скорости, но реально востребовано лишь 2: для прочтения сообщений, проведения политики и для быстрого передвижения армий, при этом следить в ожидании битвы за событиями уже не получается из-за большого их количества. Изучая собственную семью и всех ее родственников, можно легко запутаться в бесконечных портретах уже мертвых или еще живых персонажей.
Графика в игре практически не изменилась со времен EU2: та же схематичность и географическая достоверность карты, минимум анимации, ставшей чуть богаче, фоновые картинки все еще оставляют желать лучшего. В миниатюрном окошке строительства с трудом удается отличить гильдию воров от кузницы. Впечатляет только уникальная геральдика: гербы земель изображены соответственно историческим оригиналам. В автозапуске CK мелькнуло название "Two Thrones" (совсем не в целях рекламы), просто эти и другие технические наработки плавно перетекают из одной игры от Paradox Entertainment в другую. Звуковые эффекты почти не заметны, 13 музыкальных треков сделаны неплохо, но некоторые боевые мелодии удивляют, ведь война в игре присутствует символически.
Мультиплеер позволит группе до 8 человек сражаться за влияние по локальной сети и через Интернет. В CK предусмотрена возможность экспорта сохраненной игры в EU2 (1419-1820). Престиж и благочестие повлияют на дипломатические отношения с другими странами, а вот изменений карты мира за границами Европы не будет. При этом в самой Европе проблемы неизбежны из-за различия границ и размеров территорий, т.е. часть зависимых провинций, например, обретет национальный статус, могут исчезнуть построенные укрепления и др. К тому же отсутствие постоянной армии при экспорте в EU2 будет расценено как военная слабость.
Как и при создании EU2, разработчики потратили много времени на изучение особенностей существовавших экономической и политической систем, реалистично воссоздав атмосферу того периода. Еще бОльшая детализация вообще превратила бы игру в интерактивную энциклопедию по истории. Даже закрывая глаза на графику, здесь также невозможно пропустить недостатки интерфейса и проблематичность оценки последствий для некоторых принимаемых игроком решений. Поклонники Europa Universalis и аналогичных ей игр масштабность Crusader Kings оценят и отправятся изучать все тонкости феодализма и особенности управления династией. Для всех остальных Crusader Kings может показаться слишком сложной и запутанной.