Этой игры мы ждали 17 лет. Ну то есть не все, конечно, ждали. Некоторых моих читателей, вероятно, и на свете не было в те времена, когда на крайне скудном еще PC'шном рынке, где большинство игр составляли примитивные аркады, появилось замечательное творение Сида Мейера, одного из наиболее выдающихся разработчиков компьютерных игр в истории, позже ставшего "отцом" знаменитой "Цивилизации" и, соответственно, целого жанра стратегических игр. Масштабы Pirates! не были столь эпическими, зато эта игра предоставляла пользователю широту возможностей, совершенно потрясающую по тем временам. Отчасти, впрочем, даже и по нынешним, когда разработчики по требованию издателей, ориентирующихся на тот или иной сегмент рынка, втискивают свои творения в рамки определенного жанра и даже сознательно стремятся к сходству с каким-нибудь раскрученным образцом. Мейер же был совершенно свободен от подобной обузы и ввел в игру все, что хотел, поэтому Pirates! невозможно отнести к определенному жанру. Это и action, и RTS, и RPG...
Судите сами: в качестве пиратского капитана игрок мог свободно путешествовать на своем корабле (или даже в составе целой флотилии численностью до восьми судов, правда, визуально отображался только флагман) по всему Карибскому морю (карта с четырьмя десятками городов занимала примерно 35*26 экранов, чтобы только проплыть ее из конца в конец, уходило минут 10 реального времени при попутном ветре, а уж при встречном приходилось такие галсы закладывать...); высаживаться на берег и ходить по суше вместе со своей командой (либо для поиска сокровищ, либо для боя с солдатами); участвовать в морских сражениях, начинавшихся пушечной перестрелкой, а кончавшихся, как правило, абордажем и дуэлью с вражеским капитаном; торговать захваченными кораблями и товарами; нападать на города с моря и суши, либо просто разграбляя их, либо, при удаче, захватывая и передавая в дар той или иной короне; биться на дуэлях на шпагах и рапирах; собирать по обрывкам карты и искать клады и пропавших родственников; набирать экипаж и следить за его пропитанием и настроением; выполнять поручения губернаторов; делать карьеру и получать титулы, балансируя между интересами 4 королевств, которые то враждовали между собой, то заключали союзы - Великобритании, Франции, Испании и Нидерландов (последние, впрочем, в реальности были в то время республикой); и даже очаровывать губернаторских дочек, из которых в результате получались превосходные поставщики секретной информации о торговых караванах (если, конечно, вы не делали глупость и не женились, что не приносило никакой пользы, кроме дуэли с прежним женихом и, вероятно, нескольких дополнительных очков рейтинга, которые можно было заработать и более интересными способами). Единственное, что портило в остальном превосходную игру - это жуткое количество глюков, от безобидных, типа непоказывания картинки, до крайне неприятных, типа переполнения денег и т.п. с уходом в 0 и отрицательные величины. Что ж, в те времена игры такой степени сложности были редкостью...
С тех пор различные фирмы в разное время выпускали игры пиратской тематики, но чаще всего им не удавалось достичь того разнообразия и баланса возможностей, которым отличался мейеровский хит. Одни слишком упирали на экономическую составляющую, другие привязывались к сюжету какого-нибудь фильма, лишая игрока возможности самому выбирать свой путь...
И вот, наконец, легендарная классика возвращается. Сид Мейер, ныне возглавляющий собственную компанию Firaxis, делает римейк своего старого хита. В самом деле, кому еще эта тема может удаться лучше?
Игра называется так же, как и 17 лет назад, и это вполне оправдано - с точки зрения геймплея в ней мало что изменилось. Практически все, что было в старой игре, войдет и в новую (за исключением разве что возможности захватывать город прямо с моря - теперь для этого необходимо все же высадиться на сушу) - плюс, разумеется, добавятся некоторые новые возможности.
Вы по-прежнему начинаете с выбора национальной принадлежности и времени действия, что влияет на расклад сил - в более ранний период в Карибском регионе доминируют испанцы, позже начинают усиливаться французы и британцы.
В целом, впрочем, игра, как и прежде, не претендует на историческую достоверность и изображает не реальную кровавую и жестокую эпоху и не реальных безжалостных морских бандитов, а хорошо всем знакомую по фильмам и книгам для подростков романтическую фантазию на эту тему (впрочем, справедливости ради отмечу, что, особенно в раннюю эпоху, когда грань между пиратами и законопослушными моряками была весьма зыбкой, морской разбой нередко и впрямь обходился без особой жестокости - захваченный корабль всего лишь грабили, после чего позволяли команде и пассажирам следовать дальше; бывало даже так, что грабители забирали только необходимые им запасы продовольствия. В свою очередь и с захваченными в плен пиратами обычно поступали достаточно мягко, дабы не злить их оставшихся на свободе товарищей. Ситуация осложнилась позже, когда военные флоты усилились достаточно, чтобы начать против пиратов войну на уничтожение - и вот тогда уже пощады не знала ни одна, ни другая сторона). Также вы выбираете область, в которой особенно силен ваш персонаж - фехтование, кораблевождение и т.п. Стартовой дуэли, похоже, не будет (и это правильно - победить в ней было проблематично); вы сразу получаете небольшой корабль и несколько человек экипажа и отправляетесь навстречу приключениям. Вы по-прежнему свободны выбирать, куда плыть и что делать; впрочем, некоторое отдаленное подобие сюжетной линии появится в виде нескольких злодеев, которых имеет смысл победить (хотя едва ли эта задача будет более жесткой, чем найти всех пропавших родственников или получить все титулы).
Что значительно отличает новую игру от старой, так это, конечно, графика - причем не только в чисто внешнем плане. Новый, полностью трехмерный вид влияет и на геймплей - в частности, острова, которые вы видите перед собой, уже не будут копией своего двухмерного изображения на карте, так что вам придется напрячь извилины, сравнивая карту и местность. Что, понятное дело, добавляет интереса при поиске кладов - кстати, куски карт с обозначением сокровищ теперь содержат указания, как в знакомых с детства романах - типа "к северу от скалы Подзорной Трубы и за рощей Скелета направо"...
Вода теперь, как и положено современной игре, динамическая, что не только замечательно смотрится, но и позволяет моделировать штормы (интересно, однако, насколько реалистично - пока что ни в одной игре не видел ничего серьезнее легкой зыби). Во всяком случае, покачивание кораблей на волнах нам обещают.
В процессе плавания текущая информация отображается в четырех углах экрана - количество людей в вашей команде, количество золота и настроение экипажа (третье в основном определяется делением второго на первое), количество пищи в пересчете на суточные рационы, направление и силу ветра и политические отношения между четырьмя державами. Помимо судов этих держав, вы можете встретить в море также пиратов и - появившееся новшество - индейских воинов на каноэ. Индейцы, кстати - народ особенный. Если вам удастся заручиться их поддержкой (которая, похоже, достигается не столько хорошим отношением, сколько, напротив, демонстрацией силы), то вы сможете натравливать их каноэ на вражеские прибрежные города. Правда, в этом случае вам придется прикрывать их, пока каноэ идет к берегу, но уж если краснокожим воинам удастся высадиться, они изрядно потреплют гарнизон и превратят город в легкую добычу для вас.
Каждый корабль имеет свой груз, свой пункт направления и назначения. Торговые корабли теперь может сопровождать военный эскорт. Впрочем, морской бой по-прежнему происходит в режиме один на один. Зато появились разные типы боеприпасов: цепные - для уничтожения снастей, шрапнель - для истребления экипажа и тяжелые ядра для разрушения корпуса. Отдельно моделируется продольный огонь, прочесывающий судно с носа до кормы (или наоборот). Морские сражения, разумеется, также проходят в 3D, в двух основных масштабах (вероятно, более крупный включается при достаточном сближении).
Абордаж, как и прежде, означает дуэль с вражеским капитаном, но и здесь появились нововведения. Так, атакующих и оборонительных фехтовальных приемов будет девять, включая укол, рубящий удар, удар с плеча, уклонение, приседание и парирование. Тесня врага к корме (или отступая к носу), вы будете проходить мимо веревок, спускаться и подниматься по ступенькам, что дает возможность применить особые приемы - к примеру, когда ваш персонаж, ухватившись за веревку, спрыгивает на нижнюю площадку лестницы, можно нажать кнопку удара, и он атакует врага в прямом смысле с налету. Аналогичным образом происходят и дуэли на суше (иногда с помощью таковых приходится не только принуждать к капитуляции коменданта форта, но и, к примеру, выбивать информацию о пропавшем родственнике).
Когда вы, высадившись на берег, атакуете город, ваша команда делится на буканьеров с ружьями и простых пиратов, вооруженных лишь холодным оружием. У противника могут оказаться такие же виды войск плюс кавалерия. Поскольку и эти сражения теперь трехмерные, вы (как, очевидно, и враги) сможете использовать преимущества, предоставляемые пересеченным рельефом.
Проигранный бой, как и прежде, означает пленение на полгода, но теперь из тюрьмы можно будет бежать. В этом случае вам надо будет добраться до порта по лабиринту погруженных в ночной мрак улиц, избегая встреч с патрулями с фонарями. Аналогичная задача возникает, когда вам нужно тайно пробраться во враждебный город, чтобы встретиться с кем-то в трактире - только в этом случае вы двигаетесь от окраины к центру.
Зачем вообще бежать, почему не отдохнуть в тюрьме спокойно? Да потому, что время идет, и все мы стареем. Хотя умереть от старости вы в игре не можете (как, впрочем, и от чего-либо другого; вот потерять корабли, экипаж и имущество - это да), и четкой даты ухода на покой тоже нет (как и прежде, после каждого дележа награбленного у вас есть выбор - закончить карьеру или отправиться в новое плавание), однако с возрастом ваше здоровье портится, и вы все хуже и хуже деретесь на шпагах. Посему не следует тратить время даром по всяким тюрьмам.
Если вы приходите в город не как враг, то по-прежнему можете продать и купить товары в конторе торговца, продать или починить корабли на верфи (а теперь их можно будет еще и апгрейдить), в таверне набрать экипаж и узнать новости (в том числе - и о полезных технических усовершенствованиях для ваших кораблей), а также приобрести карту сокровищ у таинственного незнакомца, ну и, конечно, посетить губернатора. Губернатор, как и раньше, в зависимости от ваших заслуг перед его страной, может дать вам прощение пиратских грехов, каперский патент или очередной титул. Теперь он, впрочем, может помочь и новым способом - скажем, если вы часто проигрываете дуэли, он может предложить вам попрактиковаться с ним. Прямо заботливая нянька какая-то, а не губернатор... Кроме того, он может познакомить вас со своей дочерью.
Однако одной лишь репутации для того, чтобы получить от нее какую-то пользу, теперь недостаточно. Чтобы произвести на нее впечатление, вам придется танцевать с ней на балу! С точки зрения геймплея, это во многом подобно дуэли: нужно в надлежащие моменты выполнять надлежащие движения. Она будет давать вам некоторые подсказки, да и музыка задает такт, но все же вряд ли это будет очень легко. Если вы все делаете правильно, персонаж салютует собственному успеху, если нет - спотыкается.
Если у вас все получится, девица, вроде бы, не будет на вас шпионить, как в старой игре (во всяком случае, об этом ничего не говорится), зато подарит вам что-нибудь полезное - более удобную шпагу, кожаный доспех, подзорную трубу (увеличивает ваше поле зрения в море), метеорологический прибор (weather glass), улучшающий ваши способности управлять кораблем в шторм, отмычки для бегства из тюрьмы (наверное, заключенных в этих тюрьмах не обыскивают по религиозным соображениям) или даже скрипку, поднимающую моральный дух. Ну и, разумеется, можно на ней жениться, что, конечно же, глупо и невыгодно, ибо лишает возможности получать подарки в дальнейшем, а дополнительные очки в финальный рейтинг лучше заработать, добыв больше золота и получив более высокие титулы. Как и прежде, этот рейтинг, рассчитываемый при окончании вашей пиратской карьеры, определяет, кем вы стали в цивильной жизни - от нищего бродяги до губернатора.
Многопользовательский режим в игре так и не появится. Мейер считает, что он просто не вписывается в концепцию. В общем-то, такую позицию можно понять - игра не ориентирована ни на противостояние, ни на сотрудничество между несколькими конкретными персонажами; теоретически несколько игроков могли бы плавать в одном мире, но основную часть времени имели бы дело не друг с другом, а с NPC, что мало отличается от однопользовательского режима.
Игра пока еще далека от завершения; заняться пиратством можно будет лишь к концу этого года.