Тропический ад Этой весной все поклонники шутеров от первого лица с нетерпением ожидают прихода настоящих столпов жанра, в которые каким-то боком удалось затесаться и нашему сегодняшнему гостю. То ли амбициозные заявления разработчиков о приходе "нового поколения FPS", то ли яркие скриншоты или любопытная демо-версия так подействовали, но народ, что называется, проникся. И уже заочно стал сравнивать первую ласточку от "Crytek" с выходящей в скором времени продукцией "Valve" и "id". Составит ли "ад в тропиках" конкуренцию прочим симуляторам отстрела нечисти, покажет время, но без внимания ему остаться явно не светит. "Far Cry" - это море, солнце, небо и песочек, пальмы, джунгли и древние храмы, вооруженные до зубов наемники и кровожадные монстры, исследовательские центры и военные базы, лодки, катера и джипы, а также классный звук, ураганная динамика и, как результат - большое удовольствие, собственно, от самого процесса.
Начнем с графики, потому как именно реальные игровые возможности движка собственной выделки интересовали всех еще со времени выхода технологической демки "X-Isle". Признаемся откровенно, никогда доселе тропический рай на экранах наших мониторов не выглядел так убедительно. На мягкий серебристый песочек накатываются одна за другой ленивые волны, в воде, гоняя друг друга, проносятся стайки рыбок, а в голубом-голубом небе, промеж высоких пальм и непролазных джунглей, над ласкающими взгляд горными хребтами прочерчивают небо стайки каких-то экзотических птичек. Кажется, что со стороны экрана уже повеяло теплом неведомых океанских островов. Плюс использование целого парка техники, отменное поведение противников, пытающихся сперва думать, а уже потом стрелять, шикарные световые и звуковые эффекты (как и вся музыка в целом), более реалистичная, нежели ранее, физика, список можно продолжать... Отменная работа, ничего не скажешь, впрочем, за подобный шик придется в итоге расплачиваться системными требованиями, которые у Far Cry, надо сказать, отнюдь не детские. Создатели советуют ориентироваться на нечто уровня P4-3.0МГц и видеокарту класса Radeon 9800 Pro/GeForce FX 5950.
Сюжет, к превеликому сожалению, оказался далеко не самым удачным местом всего проекта. Поначалу еще проявляешь к завязке интерес и пытаешься разобраться, что к чему, а потом, когда на голову со всех сторон пачками валятся мутанты-уродцы, уже перестаешь увлеченно чего-то ждать, и просто начинаешь выкашивать одну волну тупоголовых "халков" вслед за другой. Наверное, c оригинальностью в нашем мире стало совсем плохо, раз уже в котором номере нам печатают одни и те же заголовки. Возьмите немножко подземных комплексов и безумных ученых из "Half-Life", перемешайте с огромными открытыми пространствами Unreal'a или Serious Sam'а, только густо засаженными аппетитной растительностью, добавьте дежурную щепотку мутантов или киборгов, увешанных автоматами и базуками по самые уши, из финала любого понравившегося вам шутера. Блюдо готово, можно подавать. Это только сверху оно кажется чем-то оригинальным и необычным, не обращайте внимания, под густым слоем зелени (в прямом и переносном смысле) вас ожидает стандартный суповой набор любого уважающего себя шутера, хотя и чуть лучшего, нежели раньше, качества.
Итак, вы - Джек Карвер, парень с темным прошлым (бывший морской пехотинец), тяжелым взглядом и татуировками на бицепсах, выглядывающих из-за дурацкой "гавайской" рубашки. Сейчас Джек занимается тем, что возит туристов на своей лодке "Medusa" по островам Микронезии, в южной части Тихого океана. Тихая и непыльная работа "героя на пенсии" внезапно обрывается, когда на борт посудины Джека ступила нога сексапильной фотожурналистки Валери, работающей на журнал "Exotic Travel". Дама попросила отвести ее на остров Cabatu, чтобы поснимать оставшиеся там еще с войны руины японских бункеров и обломки техники. По прибытию к острову, яхту разнесли в щепы неизвестные хулиганы, подруга смылась на гидроцикле, а Джек остался у разбитого корыта, с непонятно откуда появившимися вооруженными типами на хвосте.
Это уже позже выясниться, что никакая она не журналистка, а настоящая бой-баба (можно было бы сказать, "парень в юбке", если бы она... носила юбку), к тому же агент ЦРУ, расследующая непонятные эксперименты местного безумного ученого, увлекающегося генными мутациями. Такую спасешь - и получишь тут же ногой в рыло, в чем Джеку разочек пришлось убедиться на собственной шкуре. Доктор Крейгер, не признанный официальной наукой, в подвалах своих фабрик на островах вырастил целую породу мутантов, вложил им в лапы оружие и научил пользоваться. Правда, одного очередной злой гений все-таки не смог предвидеть - того, что "зверушки" внезапно взбунтуются, поднимут мятеж и начнут крошить всех подряд.
В этот кромешный ад как раз и попадает наш славный Джек. Сначала он не понимает, почему по нему открыли огонь местные наемники, которых почему-то подозрительно много для такого маленького и богом забытого островка, потом в "непонятках" касательно появления агрессивных уродливых обезьянок и заканчивается все тем, что он чуть сам не превращается в... впрочем, здесь позвольте прерваться, чтобы не проболтать вам все секреты. Финал беготни по горам и подземным комплексам, как водится, многих разочаровывает, но, может быть, для кого-то будет сделано исключение.
Кстати, интересное наблюдение. Если авторы умудрились сотворить такой симпатичный движок, и у них просто "на ура" получаются реалистические тропические пейзажи, тогда почему чуть ли не половину игры приходится проводить в коридорах, катакомбах и прочих лабиринтах подземных исследовательских центров? Ведь, заставляя вас спуститься туда, Far Cry теряет по дороге чуть ли не половину своих жирных плюсов, скатываясь до уровня обычной, средненькой такой стрелялки. Только не спешите расстраиваться, той половины, которая все же протекает на открытых просторах, вполне хватает, чтобы вдоволь насладиться игрушкой. Игра содержит 20 уровней (островов здесь, как вы понимаете, далеко не один), и я бы назвал ее по продолжительности скорее средней, чем короткой. Сохраняться можно только автоматически в специально отведенных для этого "чекпойнтах", хотя авторы обещали добавить загрузку и сохранение в любом месте в ближайшем патче.
Местами девелоперы пробуют скрасить ваши мытарства, кося под старичка H-L. То на ваших глазах кого-то порвут на куски в соседней комнате, а вы только сможете уловить непонятное мельтешение конечностей в дверном просвете, то утащат на веревке в дымоход все с теми же дикими криками и животными воплями. Не так чтобы мурашки от страха по телу после просмотра таких вот триггеров-"страшилок" были очень уж крупными, но местами проскальзывает любопытство. Жаль, но удержать интерес удается недолго.
Кроме бега Джек умеет плавать и даже нырять. Помимо обычной полоски здоровья и брони существует в Far Cry и такой показатель как выносливость, используемый как раз для вышеописанных действий. Нырнули под воду или побежали с ускорением - полоска начинает быстро таять, чтобы вы, значит, вспомнили о запасе воздуха или о необходимости делать в своем кроссе передышки. Для удобства обзора камеру можно переключать на вид со спины, то есть вы всегда можете переключить вид от первого/третьего лица. Конечно, прицельно стрелять в последнем случае весьма затруднительно, зато смотрится гораздо эффектнее.
Беготня на своих двоих нередко разбавляется забавными гонками. В наборе техсредств, которыми дозволено поуправлять - моторная лодка, легкий багги, армейский джип, патрульный катер, восьмиколесный военный тягач, автопогрузчик и даже настоящий дельтаплан. Реализовано все это весьма забавно, особенно неплохо получились погони. Вы убегаете на моторной лодке по петляющей меж скал реке (а рек здесь много, да и вдоль берега поплавать придется изрядно), когда за вами несутся два хорошо вооруженных патрульных катера. Или, например, так - вы снова улепетываете на джипе, держась за пулемет, чтобы не соскочить на кочках, за рулем которого сидит ваша напарница Вэл, а на хвосте, обгоняя друг друга и расцвечивая ночное небо резкими вспышками очередей, ревет целая стая из джипов и багги. Впечатляет. Довольно часто в небе начинают кружить вертолеты, а от них просто так уже не отделаешься. Но, конечно, больше прочих запомнилась перестрелка с "пропеллером" на тонущем корабле, когда бегать можно было только по крышке парочки не ушедших под воду контейнеров.
Вообще противники в этой игрушке, как ни странно, оставляют самые приятные впечатления. Даже на среднем уровне сложности, а всего их здесь пять (про последний авторы написали - что, выбирая его, надо быть либо слишком умелым, либо полным болваном, потому как рай тогда превратится в настоящий ад). Не просто пушечное мясо, но и немного с мозгами. Они не лезут тупо под дуло автомата, а адекватно реагируют на ваши действия, при этом, стараясь особо не подставлять свою задницу под пули. Если надо, собираются в группы и начинают охоту, активно закидывают гранатами, реагируют на любой подозрительный шум (соответствующий stealth-индикатор прилагается). Если кинуть камушек в сторону, то боец пойдет посмотреть, что случилось. Частенько им на подмогу приходит подкрепление, которое высаживается с вертолетов и прибывает на лодках. В отличие от целого ряда прочих шутеров небольшой прогресс AI налицо. Конечно, бойня с мутантами уже не походит на схватку с наемниками - эти нереальные образины просто кидаются, рвут когтями, бегут и стреляют, как только вы попадаете в поле их зрения. Надо сказать, что уже ближе к финалу игры бесконечный отстрел "тупых макак", немного утомляет.
Теперь о том, чем именно приходится их отстреливать. Здесь разработчики не стали изобретать велосипед и придумывать необычные или даже футуристические "пукалки", просто выложили неплохую коллекцию штурмовых винтовок (одновременно можно бегать, к сожалению, только с четырьмя пушками - хотите взять новую, будьте любезны, что-то выбросить). В арсенале Джека их насчитывается целых пять штук, две с подствольниками. Коллекцию дополняют мачете, пистолетик Falcon 357, неплохой шотган, снайперская винтовка, тяжелый пулемет, базука и три типа гранат, включая световые и дымовые. Пострелять по врагам можно и при помощи встречающихся довольно часто шестиствольных пулеметов (привет "Терминатору" с "Хищником"), закрепленных как раз там, куда толпами прут управляемые железными мозгами монстры, и миномета. Звук у всех отменный и тянет на полноценную десятку, возможно с небольшими оговорками.
Дополнительных примочек у Джека не так много, и все идут в дело. Например, крепящийся к одежде фонарик, без которого здесь ночами (смена дня и ночи для этой игрушки не пустой звук) запросто оступиться и свалиться в какое-нибудь непролазное ущелье, сломав себе шею. Можно обойтись и без света, напялив на макушку прибор ночного видения. Бинокль помогает не только обнаруживать противников, но и высвечивать их потом на радаре. Далее идет необходимая по сюжету взрывчатка (а вот секунд, которые отводятся на то чтобы унести ноги после закладки бомбы, отвели чертовски мало) и аптечки, куда уж без них.
Отдельное "мерси" хочется сказать физическому движку, который, вполне возможно, способен составить конкуренцию выходящему в этом году (если, конечно, повезет) Half-Life 2. Взрывы оставляют после себя на земле воронки, а все бочки, ящики, контейнеры и стулья можно толкать и пинать. Падают они согласно законам физики, и выглядит это более чем реалистично. Упав в воду, деревянные предметы плавают, как и тела противников. Кроме того, здесь много предметов, на которые также можно как-то повлиять. Например, запинать одиноко висящую боксерскую грушу или тушку акулы, привязанную у рыбацкой хижины, покататься на лампе и т.п. Подорванный фонарный столб покосится, повиснет на проводах и так и будет висеть, слегка раскачиваясь, пока вы его окончательно не завалите. Машины ощущают силу земного притяжения, поэтому въехать на крутой косогор намного сложнее, чем пилить по ровной полянке. Как-то пытался заехать на холм тягачом, так пришлось только "враскачку" и с большого разгона.
Мультиплейер авторы, слава богу, предусмотрели, но пока еще рано что-то говорить о большой популярности или там перенасыщенности игровых серверов. Вот пройдет полгодика, там и посмотрим. Пока можно сказать, что все предпосылки для драйвовых коллективных баталий имеются. Играть можно до восьми человек в три разных режима: "Free for all", где каждый за себя и победитель определяется по итоговому количеству трупов (фактически тот же DM, только назвали иначе, видимо, чтобы никто не догадался), "Team DM" и "Assault" - когда одна команда атакует, а другая обороняется. Классов солдат для мультиплейерных разборок предусмотрено три: лучше всех вооруженный "grunt", снайпер и "support", способный починять свои и разрушать вражеские здания.
Поклонникам самодельного творчества есть где развернуться - в игру включен редактор (CryEngine Sandbox), при помощи которого можно создавать собственные уровни, ландшафты, текстуры, световые эффекты, технику и многое другое.
В итоге можно констатировать, что нам подарили, пожалуй, один из лучших шутеров (естественно, ориентированных на одиночное прохождение, в командных - пришлось бы выстраиваться в очередь) в этом году. Ожидаемый первый блин, как это не удивительно, не только не вышел комом, а получился в разы лучше, чем можно было предполагать. Конечно, не все склеилось гладко, и уже с середины играть далеко не так интересно, как в самом начале (как говорится, начали за здравие, а кончили... как всегда), но потенциал у игрушки, несомненно, велик. Новая ступенька реализации физических законов, сногсшибательная графика с незабываемым тропическим привкусом, сочный звук, добротное оружие, погони с использованием катеров и джипов и не дающие расслабиться монстры позволяют выставить Far Cry высокую оценку, хотя и не наивысшую. Скорее всего, задавить "DOOM III" или тем более "Half-Life 2" у него не получится, но за третью строчку игра поборется. Финальный ролик вроде как недвусмысленно намекает на продолжение, так что надежды увидеть в обозримом будущем "Far Cry 2" не такие уж и призрачные.
P.S. В титрах, когда авторы благодарят всех на разных языках, не забыли вставить абзац и на русском. Пустячок, а приятно.