Затерянные миры Кейт УолкерХорошо в Сибири летом - целый месяц снега нету.
Французский учебник географии. Первая часть игры с таким родным для русского сердца названием увидела свет летом 2002 года. В то время жанр приключений находился в столь плачевном положении, что напоминал Золушку после бала, когда карета уже превратилась в тыкву, а прекрасный принц ещё не объявился. В какой-то момент даже казалось, что уже ничто не может спасти тонущий корабль - "крысы" в лице основателей жанра покинули его, а некогда многочисленные ряды поклонников стали редеть, словно их косила эпидемия чумы. Появление "Syberia" было сродни голубке, принёсшей благую весть всем поклонникам приключений, давшей надежду и указавшей истинный путь тем, кто еще надеялся вдохнуть второю жизнь жанру.
Сон в зимнюю ночь
С того момента, как мы не без грусти попрощались с Кейт, бодро бежавшей за поездом, уходящим в снежную пелену, прошло почти два года ожиданий и надежд. Хотелось верить, что продолжение окажется, по крайней мере, не хуже оригинала, а Бенуа Сокаль не переборщит с историей. Но вот ожидание подошло к концу, и мы снова спешим на встречу с Кейт, Хансом и Оскаром.
Впервые неразлучную троицу мы настигаем на станции небольшого городка Романсбург (Romansburg), являющимся последним оплотом цивилизации на пути к бескрайним и диким российским просторам. Поезд остановился для дозаправки, которую поручают Кейт Уолкер, которая притягивает неприятности лучше любого магнита.
Романсбург, как и Аральбад из первой части - город вымышленный, без претензий на связь с реальностью российской глубинки и являющийся вольной фантазией создателя игры на тему "как должен выглядеть маленький сибирский городок". Название наводит на мысль о том, что автора слышал о доме Романовых, а беглое знакомство оставляет впечатление запущенности и упадка. Как и многие другие станционные городки, Романсбург существует только до тех пор, пока функционирует железная дорога. Но поезда уже давно не останавливаются на заснеженных путях, а значит, городок обречён на вымирание. А посему появление поезда, привёзшего Кейт - большое событие, "последний луч солнца", как выразился одноногий станционный смотритель, он же - полковник в отставке Емельянов.
Короткая остановка для пополнения запасов угля превращается в головокружительное приключение, в ходе которого Кейт вступит в битву за жизнь Ханса Воралберга (Hans Voralberg), наживёт новых врагов и приобретёт друзей, одним из которых станет непонятное, но очень забавное существо породы юкки, являющегося помесью белого медведя, новорождённого тюленя и собаки. Юкки сопровождает Кейт до самого конца путешествия и своим непредсказуемым поведением не раз вызовет улыбку.
В Романсбурге вы не только познакомитесь с укладом жизни простого люда, но и посетите мужской монастырь. Трудно сказать, к какой конфессии принадлежат монахи, но их принципы и взгляды не имеют ничего общего с православием, а методы скорее наталкивают на мысль о секте "Аум Сенрике", чем о христианстве.
Кроме злобных монахов, Кейт предстоит встреча с двумя братьями: Игорем и Иваном, переросшими "мальчишами-плохишами", промышляющими контрабандной продажей юкки и прочими мелкими пакостями. Эта "сладкая парочка" следует за девушкой и её друзьями по пятам, делая и без того сложное путешествие ещё более непростым. Но и это ещё не всё, благополучно забытый босс Кейт - мистер Марсон (Marson) по настойчивой просьбе матери девушки нанимает частного детектива, отправившегося за ней по следу и получившего приказ вернуть беглянку домой.
К счастью, в стане друзей Кейт также ожидается прибавление, помимо надёжного "железного дровосека" Оскара, девушка знакомится с владельцем кабаре, маленькой девочкой по имени Малка (Malka), пилотом военного самолёта времён первой мировой войны, а также заручается поддержкой целой деревни эскимосов юколов (Youkol). С такими надёжными друзьями можно не сомневаться в том, кто, будет пить шампанское, а кто - третьесортный самогон из моржовых бивней.
Помимо Романсбурга в игре множество других не менее интересных мест, в том числе и обещанный ещё в первой части остров мечты Ханса Воралберга, где по преданию водятся мамонты. Но прежде, чем Ханс и Кейт доберутся до острова, им придётся пройти не одно испытание и даже вернуться оттуда, откуда обычно не возвращаются.
После Романсбурга игра разворачивается на заснеженных просторах Сибири, по которым движется поезд Ханса. Окрестности кажутся безжизненными, но стоит остановить поезд и сойти на землю, как сразу становится понятно, что это далеко не так, и вокруг, несмотря на лютый мороз, кипит жизнь: из тубы затерянной в лесу избушки валит дым, в речке плещется лосось, а неподалёку бродит злобный медведь-шатун.
В деревне эскимосов Кейт знакомится с простыми и очень дружелюбными людьми, без помощи которых ей не обойтись. Знахарка племени поможет там, где опустили руки профессиональные врачи, а Кейт побывает в запретном и не доступном для простого смертного мире снов и даже вернётся туда, где разворачивались события первой части игры.
Загадки и отгадки
Игра унаследовала от первой части общий подход разработчиков к загадкам и головоломкам, что делает их довольно простыми для решения и не сильно тормозит общее развитие повествования. Встречающиеся в игре загадки снабжены таким количеством подсказок, что решить их не представляет особого труда. Не говоря уже о том, что они просто логичны по своей сути и не ставят игрока в тупиковое положение, когда правильное решение можно безуспешно искать несколько дней.
Что касается разнообразия, то тут разработчики не поскупились, предложив игроку целый спектр заданий, начиная от традиционных заданий на смекалку, заканчивая рыбалкой, восхождением на гору и даже прыжком с парашютом.
"Syberia 2" осталась верна негласному хорошему тону подобного рода игр, когда сложность загадок увеличивается не сразу, а постепенно, так что почти до самого конца вы не будете испытывать особенных проблем. В конце игры есть пара загадок, способных притормозить вас на некоторое время, но к тому времени даже новички должны овладеть всеми навыками для их решения. Для тех, кто не знаком с первой частью, есть содержательный видеоотчёт о начале путешествия Кейт Уолкер.
Графика и звук
Графически игра сделала такой огромный шаг вперёд, что в этой категории ей можно смело ставить 11 баллов из 10, особенно это касается видеозаставок. Широко разрекламированный "Final Fantasy" выглядит бедным родственником по сравнению с видео в "Syberia 2". Отдельной похвалы заслуживает работа камеры, показывающая происходящее с различных углов зрения, а также волосы и шерсть героев, которые сделаны так правдоподобно, что дух захватывает. Как это удалось разработчикам, при условии, что технические требования к игре весьма невелики для сегодняшнего дня, остаётся загадкой.
Рисованная графика столь же впечатляет, хотя никто и не сомневался, что в команде Бенуа Сокаля собрались одарённые художники. Выбор палитры для передачи холодных тонов оправдывает себя на все сто процентов и создаёт атмосферу морозного дня не только на экране, но и в душе играющего.
Музыка занимает важное место в игре и очень удачно дополняет происходящее. Кроме оригинальных музыкальных тем, в игре используется известная мелодия романса "Очи чёрные", звучащая в кабаре Романсбурга, а также музыка из первой части "Syberia".
Звуки морозного сибирского дня звучат вполне правдоподобно, под ногами скрипит снег, с крыш то и дело падают отяжелевшие снежные комья, а ветер исполняет девятую симфонию Баха, при этом норовя забраться своими колючими лапами под одежду.
Голоса главных героев не вызывают нареканий, чего нельзя сказать о голосах второстепенных персонажей, так, например, в речи Ивана частенько проскальзывает акцент и юмор жителей Туманного Альбиона, а полковник Емельянов на родном языке произносит всего два слова: "Да" и "Катюшка", да и то с жутким для русского уха акцентом.
Ложка дёгтя
Какой бы красивой и удивительной не была бы игра, у неё есть несколько довольно серьёзных изъянов, о которых нельзя не упомянуть. По иронии судьбы, самый серьёзный просчёт разработчики допустили с сюжетом игры, превратившим её не в продолжение первой части, а в ещё одну, пусть длинную и красивую, но не самую интересную главу. Идея с мамонтами, и без того преследовавшая игрока в первой части, в "Syberia 2" развивается настолько, что к концу путешествия у играющего может появиться настоящая аллергия на бивни, шерсть и прочие атрибуты этих доисторических животных.
Но если мамонтов ещё можно как-то пережить, то наличие снега в девяти из десяти кадров игры, навевает такую тоску, что хочется выть на несуществующую Луну. Складывается впечатление, что знакомство Бенуа Сокаля с русской зимой ограничились просмотром полотна Василия Ивановича Сурикова "Взятие снежного городка в Сибири" - посети он изображенные места лично, снега бы в игре заметно поубавилось.
Включённая в игру, видимо, для оживления сюжета, линия частного детектива, идущего по следу Кейт, себя не оправдывает и вызывает скорее недоумение, чем интерес, тем более, что это расследование никоим образом не влияет на основной ход повествования.
По окончанию игры остаётся больше вопросов, чем ответов, в том числе и самый главный из них, что будет с Кейт дальше, и ради чего она бросила всё, отправившись на самый край земли?
Вердикт
Графически великолепно сделанная игра, поднимающая планку приключенческих игр на очередную высоту, которую, будем надеяться, постараются взять остальные разработчики. И хотя вторая часть не дотягивает по интересу до своей предшественницы, игра по-прежнему очень динамичная и увлекательная, способная доставить удовольствие от прохождения. И если вы до сих пор не знакомы с мисс Кейт Уолкер, то скорее покупайте билет и запрыгивайте в поезд, да поторапливайтесь, отправление строго по расписанию.