Ящик Пандоры с часовым механизмом Неустрашимых людей нет между теми, которым есть что терять.
(Наполеон Бонапарт) Известный греческий миф повествует о том, как прекрасная Пандора из любопытства открыла ящик, подаренный Зевсом, и в тот же миг на волю вырвались все людские беды, разлетевшись по миру. К счастью, для человечества испуганная Пандора успела захлопнуть крышку, и на дне ящика осталась Надежда, последний оплот на подступах к всеобщему хаосу и краху людского рода. Спустя века, словно бомба с часовым механизмом, мифический ящик до сих пор ждёт своего часа, чтобы быть открытым во второй и последний раз. Обратный отсчет уже запущен, и у человечества осталось чуть больше трёх недель, чтобы устранить эту угрозу.
С момента нашей последней встречи с Сэмом Фишером во дворце президента Грузии прошло почти два года. За время относительно спокойной жизни агент успел набрать пару лишних килограммов, обзавестись новым инвентарём и выучить несколько новых шпионских трюков. Но главная метаморфоза произошла с Сэмом без ведома его вездесущего начальства - у него появилось своё мнение. Несмотря на то, что он по-прежнему солдат, который не знает слов любви, всё же Сэм стал более походить на человека, чем на хладнокровную машину для убийства. Впрочем, в отличие от тысяч прочих воинов за мир во всём мире, уничтожающих вместе с террористами и случайно подвернувшиеся мирные города, Сэм - словно скальпель в руках хирурга, способный извлечь опухоль, не повредив при этом здоровые ткани вокруг, и в тоже время готовый по первой команде перерезать пациенту горло.
Выходя на охоту, Фишер всегда чётко исполняет приказы, не оспаривая их и не проявляя излишней инициативы, и в тоже время, как настоящий виртуоз своего дела, он всегда готов к неожиданностям и способен играючи их устранить, не поднимая при этом лишней шумихи. Являясь поистине универсальным солдатом, Сэм Фишер всегда работает в одиночку, довольствуясь лишь устными инструкциями по рации своего непосредственного начальника Ламберта (Lambert) и вертолётом, ожидающим его по окончанию задания.
"Это я, почтальон Печкин. Принес сибирскую язву для вашего
мальчика..." На дворе - март 2006 года, американские военные в рамках очередной "миротворческой" миссии покинули родное гнездо и обосновались в Восточном Тиморе. Разумеется, чтобы помочь местному правительству построить демократическое общество. Им оппонирует некто Суахади Садано (Suahadi Sadano), мечтающий вернуть прежние порядки. В подтверждение серьёзности своих намерений Садано захватывает американское посольство в Джакарте и берёт в заложники весь персонал, среди которого по стечению обстоятельств оказывается друг Сэма, в своё время имевший отношение к "Третьему эшелону". Оказавшись в щекотливом положении, руководство под предлогом спасения заложников посылает Сэма в Джакарту. Добытая Фишером информация о готовящемся теракте с применением бактериологического оружия заставляет боссов пересмотреть свои планы и открыть сезон охоты на Суахади Садано.
Главным отличием продолжения от оригинальной игры является большое количество уровней на открытой местности. Вы побываете в джунглях Индонезии, лагере по подготовке террористов, на улицах Иерусалима, на подводной лодке, на телевизионной станции, в парижском метрополитене, в аэропорту Лос-Анджелеса и даже внутри и снаружи мчащегося поезда! Всего 8 полноценных миссий, способных занять не меньше десяти часов чистого игрового времени.
Игра по-прежнему отличается высокой степенью детализации каждого уровня и эффектом присутствия, который возникает благодаря реалистичности происходящего. Например, в Иерусалиме вы всей кожей ощущаете атмосферу города, находящегося на военном положении. По улицам курсируют патрули, через каждые несколько кварталов располагаются контрольно-пропускные пункты, а любого нарушителя комендантского часа ожидают крупные неприятности. Местное население находится в вечном состоянии повышенной боевой готовности, а бдительность отдельных граждан не позволит вам расслабиться не на минуту. Миссия в джунглях Индонезии наглядно демонстрирует не только графические возможности "движка", но и наталкивает на мысль, что разработчики весьма детально изучали уклад жизни военных лагерей.
Темнота - друг По сложившейся традиции Сэм Фишер выходит на охоту исключительно по ночам, поэтому его глазами уже давно стали прибор ночного виденья и термосканер. Из одежды на нём всё тот же тёмный обтягивающий, как у Бэтмана, костюм, на поясе - пистолет с глушителем, за спиной - модифицированная штурмовая винтовка SC20K, а также рюкзак, до отказа набитый различными шпионскими приспособлениями: от диверсионных камер и отмычек до баллончиков со слезоточивым газом и электрошокера. С таким арсеналом, да ещё и в умелых руках, Сэм может играючи вырубить не только отдельно взятого противника, но и целый гарнизон повстанческой армии. Причём у игрока по-прежнему есть выбор, либо оставить после себя гору трупов, либо дать плохим парням ещё один шанс в жизни и лишь вырубить их на некоторое время.
Кроме пополнившегося оружейного арсенала, Сэм выучил несколько новых приёмов - например, теперь он может стрелять, повиснув, словно летучая мышь, вниз головой; к прыжку по стенам в узких коридорах добавилась ещё одна возможность для манёвров; Фишер также научился свистеть и выполнять коронные трюки группы захвата.
Изюминка игры - скрытность и незаметность во всём, что делает Сэм, в "Pandora Tomorrow" приобрела новую форму, и хотя мне показалось, что игру нарочно упростили в угоду не очень аккуратным игрокам, некоторые находки действительно смогли разнообразить происходящее на экране. Например, в игре появилась шкала, измеряющая не только степень освещённости места, где вы находитесь, но и мигающая в тех местах, где лучше всего можно спрятать тело, чтобы на него случайно не наткнулся дотошный патруль или любопытный прохожий. Поднятие тревоги в миссиях теперь не всегда означает провал, в зависимости от задания вы можете ошибиться до трёх раз, прежде чем вас с позором отправят домой. Враги довольно интересно реагируют на поднятие тревоги и при малейшей опасности напяливают на себя бронежилеты и каски, и в тоже время, если вы в течение последующих минут заляжете на дно и усыпите бдительность противника, то всеобщую готовность могут и отменить.
Хороший враг - мёртвый враг Как и оригинал, "Pandora Tomorrow" абсолютно линейна, а неподчинение приказу автоматически ведёт к провалу миссии. Если вам дали задание прокрасться, никого не убивая, значит, так оно и будет и никак по-другому. В игре есть множество мест, где разработчики решили пощекотать нервы игроку и заставить его ошибиться, поэтому сохраняйтесь как можно чаще.
Искусственный интеллект врагов остался на прежнем уровне, хотя были замечены и некоторые "отклонения" от обычного поведения. Например, начиная миссию заново, трудно предугадать, как поведёт себя тот или иной противник, какой будет его реакция, если вы выключите свет или бросите в него пустой бутылкой. В течение игры, особенно в миссиях, где вам запрещено убивать, могут попадаться особенно чувствительные противники, страдающие паранойей, не говоря уже о мирных уборщицах, которым в каждом тёмном углу мерещатся маньяки и убийцы. Противники по-прежнему слабее в физическом плане, и их проще убить, чем главного героя, но стреляют они достаточно метко и преследуют настойчиво.
Многопользовательская игра То, о чем так мечталось год назад, произошло - "Splinter Cell" обзавелся режимом многопользовательской игры.
В центре повествования сетевой версии - две враждующие организации: Shadownet и ARGUS. Первая промышляет шпионажем, и в её штат входят артистичные ребята наподобие Сэма Фишера. Им противостоят "свободные художники" с винтовками в руках, скрывающиеся под вывеской корпорации "ARGUS".
Если вы выберете игру на стороне "Теней", то единственное, что вам придётся сделать - это привыкнуть к новым клавишам в управлении. Что касается игры за бойцов "ARGUS", то вас ждут куда более кардинальные изменения, в том числе вид от первого лица и отсутствие прибора ночного видения, заменённого датчиками движения и регистрации электромагнитных полей.
Кроме всевозможных датчиков в арсенале у бойцов "ARGUS" большой выбор приспособлений для борьбы против шпионов: специальные мины, лазерный прицел, фонарик, ловушки и огромный выбор гранат. Шпионы также не остались в долгу, обзаведясь электромагнитными винтовками, способными выводить из строя камеры наблюдения, ослепляющими гранатами, а также маячками, которые можно устанавливать на тело бойца "ARGUS" и не только отслеживать его перемещение с помощью специального радара, но и подслушивать разговоры противников между собой.
Одновременно на одной карте могут играть лишь четверо, что делает игру действительно увлекательной, не превращая её в ещё один клон "Unreal Tournament". Игроки из одной команды могут общаться друг с другом, а шпионы, прежде чем вырубить пойманного врасплох противника, вполне могут немного растянуть удовольствие и сказать своей жертве на прощание "пару ласковых". Камеры наблюдения также не висят без дела, и если кто-либо из шпионов попал в поле их зрения, то об этом тут же будет сообщено бойцам, а место обнаружения отмечается на специальной карте.
Игра ведётся на 8-ми различных картах до полной победы одной из сторон или до определённого количества смертей, отведённого для выполнения миссии.
Графика и звук Графика в игре практически безукоризненна, со множеством интересных находок, делающих происходящее ещё более увлекательным и правдоподобным. Уровни, расположенные на открытом пространстве потрясают детализацией, и если вы в джунглях, то вокруг будут буйные заросли, тучи невиданных птиц и изнуряющая жара. Очень порадовал уровень, действие которого протекает на скоростном поезде. Такого эффекта присутствия мне ещё не доводилось видеть, и это касается почти каждого другого уровня "Pandora Tomorrow".
Игра света и тени не только радует глаз, но и сделана без особых нарушений основных законов оптики. Единственное нарекание к графике - не совсем корректное отображение теней в некоторых местах, но это скорее исключение, чем правило.
Движок игры довольно стабильный, что и не удивительно, учитывая время, в течение которого он шлифовался. По-прежнему в игре сравнительно мало видео и заставок, что нисколько не портит общего впечатления и даёт место для собственного полёта фантазии.
Музыки немного, так как большую часть времени игрок проводит, прислушиваясь к звукам и шорохам. В то же время по музыкальной теме можно судить о происходящем вокруг - например, если вы проявили неосторожность, вам об этом тут же сообщат сменой темы. Голоса сделаны добротно, хотя явно был упущен из вида тот факт, что многие герои не могут по определению говорить на таком замечательном английском, тем более использовать его в беседах между собой. Персонажи, причём не только главные, много шутят, спорят и даже ведут философские беседы, так что скучать не придётся. Особенно должны порадоваться поклонники актёра Майкла Айронсайда, озвучивавшего Сэма Фишера.
Вердикт Ничего другого, как обязательно купить и играть, я посоветовать не могу. Великолепная задумка и воплощение не может оставить равнодушным поклонников жанра "stealth", как, впрочем, и любого настоящего ценителя добротных компьютерных игр. По сравнению с первой частью, игра стала ещё более интересной и захватывающей, а добавление революционного режима многопользовательской игры превращает "Splinter Cell: Pandora Tomorrow" в лакомый кусочек.