Древнегреческие разборки Спартанское государство возникло примерно в IX в. до н. э., жизнь его протекала в непрерывных войнах. Захватывая земли соседей, спартанцы превращали их в рабов. Другие греческие полисы, такие как Афины, Фивы или Коринф тоже не желали оставаться в стороне. Споры решались с помощью оружия или дипломатических интриг, что не мешало соседям иногда объединяться в союзы против общих врагов. Исторический период последних десяти веков до нашей эры с центром действия на Пелопоннесском полуострове лег в основу игры Spartan, которую можно считать третьей в серии после Legion и Chariots Of War.
Следуя своей традиции, разработчики много внимания уделили достоверности происходящего, что нашло отражение в названиях городов, распределении ресурсов по регионам, культурных особенностях народов, происходящих событиях и т.д. В общем, историей жертвовали лишь там, где она мешала игровому процессу. К примеру, присутствующий греческий огонь все-таки появился позже охватываемого игрой времени.
Spartan предлагает на выбор 8 кампаний, существенно различающихся по продолжительности, сложности и масштабности. Цели миссий предполагают постройку какого-либо здания, захват большей части карты или определенных городов. В игре нашли отражение важные для того периода конфликты, такие как Спартанские завоевания, объединение Фракии, Пелопоннесская Война между Афинами и Спартой, Греко-персидские войны и другие. Местных народностей, за которые можно поиграть, удалось насчитать аж 116; они представляют 10 этнических групп и принадлежность к одной из них определяет дружелюбие или неприязнь со стороны других. Кроме этого, в некоторых сценариях придется отбиваться от нападений пиратов, Персидской и Римской империй. дает игроку возможность возглавить одну из огромных армий (содержащих все доступные в Spartan юниты) на небольшой карте всего с 2 максимально укрепленными городами и предлагает продержаться 120 ходов. Такой уровень позволяет быстро освоить сильные и слабые стороны будущих войск.
Экономическая составляющая - главное достоинство игры. Рано или поздно нехватка какого-либо ресурса (еда, золото, железо, медь, мрамор, древесина, лошади, стройматериалы и торговая валюта - серебро) себя проявит, причем будут и времена, когда от больших излишков чего-либо выгоднее станет избавиться. Нужный баланс ресурсов требуется поддерживать через торговлю, дипломатию и завоевания. Политика управления империей в части налогообложения, раздачи продовольствия, распределения рабочих и свободного пространства в городах, поддержания постоянно падающей морали населения по-прежнему играет весьма значительную роль.
Одно из главных новшеств в игре - дерево технологий. Все доступные исследования тесно связаны с основными ресурсами и подразделяются на 9 отраслей знаний (по 7 составляющих в каждой). Каждая ветвь такого дерева открытий имеет свое назначение, будь-то улучшения пехоты, лучников, кавалерии, торговли, дипломатии или городского уровня жизни. Понятно, что каждое законченное исследование к тому же открывает новые возможности строительства зданий и производства войск. Число доступных очков, которые можно как угодно перераспределять среди 9 направлений, вначале очень мало, так что до первого открытия пройдут десятки ходов. Ускорить развитие науки позволяют университеты, куда придется отправлять свободных жителей. Технологический прогресс способен дать серьезные преимущества вашей империи, поэтому данный аспект игры перестал носить чисто формальный характер.
Существенно расширились дипломатические возможности, предусматривающие теперь 2 взаимоисключающих пути: переговоров и тайных операций (шпионаж, саботаж). Выбрать лишь одно из этих направлений придется при строительстве соответствующих зданий (школа дипломатов, центр криптографии, гильдия убийц и т.д.), а каждая постройка откроет новые миссии, которые можно будет доверить дипломатам. Поручений теперь целое множество, например, можно передать лидеру другой нации подарки в знак уважения или, наоборот, оскорблениями заставить его развязать войну; отравить кормушку лошадей или запасы городской воды, снизив обороноспособность противника; оклеветать поставщика зерна, чтобы присвоить себе часть продовольствия; заключить торговый договор, снижающий разницу между ценами покупки и продажи товаров на рынке; подписать соглашение о совместном сооружении храма, поставив стройматериалы, при этом другая нация обязуется обустроить храм статуями, что временно не позволит ей пустить запасы меди на военное производство. Как правило, все доступные действия направлены на то, чтобы затормозить развитие соперника, отобрать у него ресурсы, получить торговые привилегии или наладить отношения между государствами. Успех выбранной миссии, помимо фактора случайности, зависит от наличия необходимых средств, дружелюбия соседа и опытности дипломата. Посланники соперника ежегодно будут выплачивать небольшую компенсацию за проживание на вашей территории.
Важным остается выбор стратегии развития государства, ведь можно бросить все силы на экономику, серьезно заняться укреплением границ своих владений или подготовить большую армию для затяжной завоевательной войны. Компьютерные оппоненты будут действовать независимо от этого, однако 5 уровней сложности позволяют разделить бонусы и пенальти между нациями, тем самым, усилив или ослабив будущих соперников. Если уровень для начинающих при прохождении не создает почти никаких проблем, то наивысшая сложность заставит задуматься даже опытного стратега о том, как просуществовать на карте еще несколько лет. Враждебность некоторых соседей иногда удивляет, так как уже на первых ходах с моря начинают десантироваться бесконечные потоки армий, стремящиеся отнять ваши города. Периодические набеги варваров и более цивилизованных завоевателей с запада и с востока лишь прибавят проблем.
В игре присутствуют 47 доступных разновидностей сухопутных войск (против 29 в Chariots Of War), которые можно разделить на несколько категорий: пехота, кавалерия, стрелки и парочка генералов. У каждого юнита есть свои особенности и назначение, поэтому над созданием хорошей армии придется поработать. Бесполезных солдат здесь нет, к примеру, самые слабые крестьяне жертвуют собой, принимая первый удар противника и отвлекая его; легкая кавалерия - хорошие скауты, которые помогут разведать численность и позиции врага, что очень важно, чтобы вас внезапно не атаковали с незащищенной стороны. На юнит любой нации в игре в собственной казарме найдется эффективное противодействие. Морские отряды представлены несколькими типами кораблей, способными перевозить войска и топить вражеские суда. Держать флот настолько просто, что жить за речкой с одним мостиком в окружении гор теперь гораздо спокойнее, чем на далеком острове. Укрепление городов становится еще важнее, ведь к городским стенам добавилась артиллерия, обстреливающая нападающих греческим огнем. Город можно осадить, лишая возможности строительства, но все это может затянуться на пару десятков ходов, давая сопернику шанс выслать подмогу. В общем, сразу взять серьезные укрепления даже с большим численным перевесом теперь не получится. После падения крепости радость переполняет ваших солдат настолько, что они иногда расправляются с большей частью местного населения и городских построек. Государство может также заняться грандиозными, но дорогими проектами (Акрополь, колосс Родосский, Гильдия кораблестроителей), завершение которых сильно улучшит мораль, производительность труда или характеристики некоторых отрядов. Использование рабов освободит коренных жителей от работы, зато усложнит поддержание порядка.
Те, для кого сражения играют не главную роль, могут их пропустить, сразу перейдя к результатам битвы. В самой системе боев немного большее значение стала играть тактика и бонусы (местность, территория дружественной страны, опыт и т.д.), хотя превосходящая сила войска, учитывающая количество и качество отрядов, - все еще основной гарант победы. Однако, умело манипулируя 8-мью тактическими планами и другими преимуществами, удастся намного сократить свои потери или одолеть чуть более сильного противника. Любая ошибка в планировании битвы будет незамедлительно замечена компьютером, что может привести к неминуемому поражению. Влиять на ход сражения по-прежнему нельзя, что разработчики объясняют отсутствием в те времена возможностей быстрой передачи распоряжений в гущу событий. Иногда это выглядит совсем плачевно, ведь, по приказу выжидая на своей позиции, солдаты не реагируют даже на фланговую атаку соседнего с ними отряда. Зато появилась одноразовая возможность протрубить сигнал, несколько повышающий мораль войск, скомандовать общее наступление или отступление (теперь сохраняющее частичку убегающей армии). Еще солдаты отлично держат построение до первой схватки. Бои похожи на мини-игру и редко длятся больше пары минут, к тому же после сражения человечки почему-то хаотически начинают метаться по всему полю битвы.
Музыкальное сопровождение обновилось, но количество треков (4 для сражений, 1 для экрана кампании, 1 для заставки) и их продолжительность совсем не впечатляют. Большую часть времени приходится проводить на стратегической карте, ее мелодия служит хорошим фоном, особо не выделяется и не мешает думать о проблемах империи, хотя все-таки разнообразие здесь бы не помешало. Звуковые эффекты в виде кликов, пения птиц и других мелочей почти не заметны. Подтверждение отданных армии команд звучит на непонятном языке, которым вполне может оказаться греческий диалект, если учесть пристрастие разработчиков к реализму. Смысл этой затеи остается загадкой.
Интерфейс игры при обилии различных кнопок интуитивно понятен, к тому же все иконки снабжены всплывающими подсказками. В игре присутствует несколько обучающих сценариев, подробно и доступно объясняющих все ключевые моменты Spartan. Энциклопедия по юнитам и постройкам структурирована по ресурсам и технологическому развитию и представлена в виде огромного рисунка на несколько экранов, по которому можно перемещаться так же, как и по игровой карте, хотя вначале поиск нужной информации вызывает определенные неудобства. В любой момент можно ознакомиться с подробной статистикой о собственном государстве и об общих итогах игры.
Изменения коснулись графической составляющей. Стратегическая карта выглядит красочнее своего аналога из серии Total War и обладает немного большей детализацией, чем это можно было наблюдать в Chariots Of War, с другой стороны красивые пейзажи выглядят несколько безжизненно из-за практически полной статичности. Бои представлены в трехмерном измерении, можно вдоволь вращать и масштабировать камеру на небольшой карте. Определенные ограничения в масштабировании позволили разработчикам удержать четкость в желаемых ими пределах, однако бедность анимации все-таки огорчает. Каждый солдат может ходить, ходить быстро и использовать оружие, но то однообразие, с которым все это выполняется, нельзя не заметить. В пылу битвы образуются две разноцветные кучки безликих человечков, пытающиеся окружить друг друга. Рельеф местности тоже не особенно радует, так как зачастую он представлен различными вариациями на тему зеленого поля с вкраплениями нескольких деревьев, обозначающих лес, участков пустыни, холмиков и т.д. При большой скорости боя все-таки приятно полюбоваться на построение собственных войск (до 16 отрядов в одной армии и до 10000 солдат в одном бою) в самом начале битвы при включенной паузе. Обладатели слабых компьютеров всегда могут отключить бои в 3D, перейдя в старый двухмерный режим. Морские баталии представлены столкновениями иконок корабликов, сопровождающимися коротенькой анимацией, что несколько напоминает последние части серии Civilization.
Разработчики вняли мольбам поклонников и включили в игру по локальной сети и Интернет. Смысл такого названия в том, что при военных столкновениях одного из игроков с компьютером другой игрок может подменить искусственный интеллект в руководстве армией и с нулевым для себя риском попробовать как можно сильнее человеческому сопернику. С другой стороны, это хороший способ ослабить и компьютерного игрока, бессовестно пустив на верную гибель все его войско. Для сокращения времени ожидания следующего хода мультиплеер рассчитан лишь на 2 человек.
В итоге, Spartan в лучшую сторону отличается от своих предшественников (Legion и Chariots Of War): к масштабности и еще большей исторической достоверности можно теперь добавить наличие скромного мультиплеера, доработанные сферы политики и исследований, имеющие уже не меньшее значение, чем экономика, возможности которой несколько расширились. Однако часть недостатков благополучно перекочевала из прошлого: контроль над сражениями по-прежнему минимален, звуковое сопровождение оставляет желать лучшего, часть нововведений присутствуют чисто символически (отряд солдат, выходящий в море, просто трансформируется в кораблик и наоборот). Обязанности периодического перезаключения множества договоров в первые годы излишне утруждают игрока. Любителей строить собственную империю эта пошаговая стратегия, несомненно, порадует и завоюет своих поклонников, а разработчики уже планируют выпустить еще одну игру на движке Spartan.