"Он уважать себя заставил..." Не секрет, что практически каждая более-менее серьезная шахматная программа является коммерческим продуктом. И совершенно естественно, что их авторы всеми силами стараются привлечь к своему детищу внимание как можно большего числа интересующихся шахматами людей, так как логично будет предположить, что каждый из них (если только он не живет в соломенной хижине у подножия горы Килиманджаро) является потенциальным покупателем этих самых шахматных программ. А если еще принять во внимание тот факт, что людей, способных находить удовольствие даже в таком странном занятии, как игра против "искусственного разума" на нашей планете не так уж и много (ведь ни одному здравомыслящему человеку и в голову не придет соревноваться в скорости с автомобилем), становится понятной вся подоплека конкурентной борьбы: каждый покупатель тут ценится буквально на вес золота! Причем, "коробейники от шахмат" рады как рядовым поклонникам Каиссы, которые и обеспечивают объемы продаж и оседающую на банковских счетах воротил шахматного бизнеса прибыль, так и шахматистов-профессионалов - ведь именно гроссмейстеры и мастера обеспечивают продукту паблисити, тем самым завлекая доверчивых шахматистов-любителей.
Среди многочисленных компаний, избравших родом своей деятельности разработку и издание шахматного программного обеспечения, своими масштабами явно выделяется тевтонская корпорация Chess Base, владеющая правами на ряд таких известных брэндов, как Fritz, Junior и Shredder. Среди горстки оставшихся далеко позади конкурентов выделяется компания из Страны тюльпанов под названием Lokasoft. Посетив их сайт, в первый момент испытываешь ощущение "дежа вю" - настолько этот ресурс напоминает творение немецких веб-мастеров. Голландцы тоже соорудили некую виртуальную витрину, на которой выставлен приблизительно тот же ассортимент товаров. Только место "могучей кучки" (Fritz сотоварищи) заняли их менее "раскрученные" конкуренты: Deep Sjeng, Chess Tiger 15, Rebel 12 и герой нашего обзора, недавно появившийся на виртуальных прилавках местного интернет-магазина Ruffian 2.
Разрабатывающий движок Ruffian на протяжении 10 лет (с 1994 года) шведский программист и большой энтузиаст шахмат Perola Valfridsson совсем недавно (около полугода назад) решил передать свое шахматное "дитя" под "крыло" Lokasoft - тем самым сделав его коммерческой программой. Ушлые же голландцы, недолго думая, оценили одну копию Ruffian 2 аж в 49 долларов! Прямо скажем, недешево для относительно новой, еще не имеющей стойкой репутации, не "заработавшей" себе имя программы. Впрочем, для индивидуумов, жаждущих иметь в своей коллекции Ruffian 2 и имеющих неограниченный доступ в Интернет, возможен альтернативный вариант - авторы предусмотрели пересылку программы по электронной почте, соответственно несколько снизив цену (на целых 10 долларов). Представителям самых малообеспеченных слоев Интернет-населения остается кусать локти и довольствоваться предыдущей версией Ruffian (1.0.5) - благо она и сейчас доступна для свободного скачивания.
Что же представляет собой Ruffian 2? Нельзя отрицать очевидное - Ruffian 2 действительно сильно играет в шахматы. Среди его достижений - победа в Dutch Open, где ему противостояли такие известные программы, как Chess Tiger и The King. В официальном рейтинге шахматных программ (SSDF) Ruffian 2 занимает скромное 31-е место. Главное достоинство этой программы - очень хорошие "счетные" способности. По средневзвешенному количеству рассматриваемых в единицу времени позиций Ruffian 2 может весьма успешно соперничать даже с признанным лидером в этой области - знаменитым Fritz 8. Следствием быстрого расчета вариантов являются отменные комбинаторные (тактические) качества. Впрочем, в этом ничего удивительного нет - шахматные программы всегда отличались нечеловеческой (простите за невольный каламбур) тактической зоркостью. Именно поэтому даже ведущие гроссмейстеры в игре с ведущими шахматными программами зачастую не рискуют идти на головоломные варианты - особенно в открытых позициях. Ведь именно в позициях такого типа во всей красе может проявить себя сильнейшая фигура - ферзь, чем превосходно умеет пользоваться каждая уважающая себя программа, и в этом Ruffian 2 не является исключением.
А вот позиционно шахматный "потомок" викингов, увы, ничем не выделяется среди собратьев по цеху, демонстрируя "джентльменский набор" стратегических ляпов, присущих современным шахматным программам - в частности, уже ставшее притчей во языцех неумение найти план игры в закрытых позициях. Попросту говоря, там, где требуется сделать ряд не слишком очевидных, так называемых "тихих" ходов Ruffian 2 демонстрирует полное непонимание позиции. Да что там Ruffian - вспомним жалкое, нелепейшее Kh8??, "выданное" X3D Fritz в третьей партии матча против Гарри Каспарова. Среди отсутствующих в Ruffian 2, но ставших уже стандартными возможностей программ, можно упомянуть и поддержку нескольких CPU, а также технологии Hyper Threading.
База партий могла быть явно и пообъемнее, и поновее. В состав Ruffian 2 включены несколько стареньких известных наборов: 1) кандидатский матч 1993 года Карпов-Тимман (21 партия), 2) матчи за мировую шахматную корону (824 партии), 3) сборник этюдов и задач (300 позиций). И это все?! В том же Shredder 8 объем базы данных составляет ни много, ни мало 506444 партии! Как говорится, почувствуйте разницу.
Графический интерфейс Ruffian также далек от совершенства. Собственно, интерфейс (оболочка) любого движка (игрового модуля) является самостоятельным программным продуктом. Ruffian 2 работает в оболочке Chess Partner 5.3, которая, на взгляд автора этих строк, выглядит не слишком привлекательно. Вспомним поражающие воображение даже искушенного пользователя графические 3D-изыски недавно вышедшего Shredder 8 - именно так должна выглядеть шахматная программа! На этом фоне единственная (и весьма посредственная) псевдотрехмерная доска, входящая в "комплект" Ruffian 2, разочаровывает. Интерфейсу Chess Partner явно не хватает лоска.
Действительно, даже в такой узкоспециализированной области софтверного бизнеса, как разработка шахматного программного обеспечения деньги уже решают если не все, то очень многое. Логическая цепочка проста: чтобы продукт покупали, нужно привлечь массового покупателя, а легче всего это сделать при помощи внешних эффектов ("по одежке встречают..."). К счастью для разработчиков, в шахматных программах графика играет пока еще, скорее, роль бонуса к внутреннему содержанию. Во всем же, что не касается графики, интерфейс Chess Partner 5.3 может служить примером добротной, обладающей всеми необходимыми функциями (вплоть до возможности аннотировать только что сыгранную партию), удобной в использовании программы. Не случайно, этот интерфейс весьма популярен при игре в шахматы в режиме онлайн - то есть там, где в программах подобного типа более всего ценятся именно функциональность и простота использования.
На диске с Ruffian 2 неожиданно обнаружилась весьма любопытная программа, именуемая Engine Research Tool. Как следует из названия, этот add-on предназначен для самых "продвинутых" пользователей, которые мечтают попробовать свои силы в разработке собственного движка. Впрочем, если вы не уверены в собственных программистских талантах, можно для начала попытаться модифицировать готовый движок, созданный чужими (вариант - более умелыми) руками - к примеру, известный (и свободно распространяющийся) Crafty. Еще одна полезная функция Engine Research Tool - возможность проводить матчи между двумя разными версиями одного движка, что дает возможность автору программы воочию наблюдать результаты своего труда и оперативно вносить необходимые корректировки в программный код.
Завершить данный обзор, хочется, все-таки, на мажорной ноте. В лице Ruffian 2 мы имеем добротную игровую шахматную программу среднего уровня - не лидера, но и не явного аутсайдера. Именно благодаря стараниям таких энтузиастов, как авторы Ruffian 2 и подобных ей программ "второго эшелона", мейджоры из Chess Base не могут чувствовать себя абсолютно спокойно и волей-неволей вынуждены "шевелиться". Остается лишь пожелать Ruffian не останавливаться в своем развитии и с каждой новой версией становиться все более совершенной (внешне и внутренне) шахматной программой.