Футбол по-американски Общеизвестен тот факт, что Соединенные Штаты Америки являются страной неограниченных возможностей. Финансовых возможностей - добавим мы. Американцы всегда славились умением заимствовать чужие идеи и переиначивать их на свой, как правило, коммерчески выгодный лад. Не избежал этой участи и мир спорта. Причем, будьте уверены, из получившегося якобы нового вида спорта заокеанские промоутеры извлекут максимально возможную прибыль! Самым ярким примером такого, "рационализаторства", может служить знаменитый американский футбол: являясь спортом номер 1 в Соединенных Штатах Америки, он представляет из себя не что иное, как видоизмененное европейское регби.
Национальная Футбольная Лига (NFL) к настоящему моменту объединяет в себя 32 лучшие команды Нового Света. Широко разрекламированное спортивное шоу, в которое превращается каждый матч профессиональных команд, собирает у телеэкранов десятки миллионов фанатов. Ведущие телекомпании США бьются не на жизнь, а на смерть за право транслировать решающий матч сезона - так называемый Супербоул (Superbowl). Воротилы телевизионного бизнеса знают - получив право на эту трансляцию, можно быть спокойным за финансовое благополучие своей компании, ибо стоимость секунды рекламного времени во время матча за Супербоул достигает поистине астрономических величин!
Потворствуя желаниям народных масс, компания Electronic Arts вот уже на протяжении 14-ти лет радует поклонников овального мяча, выпуская серию игр под общим названием Madden NFL - симулятор "народной" американской игры. Новая версия, несущая "на борту" логичные цифры "2004" может рассматриваться как вполне ультимативный сим - настолько подробно и правдоподобно отображены в этой игре реалии американского футбола. Что позволяет сделать столь громкие заявления? Попробуем рассмотреть Madden NFL 2004 "вооруженным" взглядом.
Прежде всего, нужно отметить потрясающую реалистичность игрового процесса. Год за годом, улучшая внешний вид и совершенствуя внутреннее содержание программы, авторы все больше приближают свое детище к тому состоянию, когда уже невозможно будет определить, в какой же реальности находится пользователь: виртуальной или не очень. Действительно, уже в своем нынешнем, безусловно, великолепном, но все еще не идеальном, состоянии Madden NFL выглядит очень впечатляюще. Я не раз ловил себя на мысли, что наблюдаю телевизионную трансляцию матча по американскому футболу - настолько правдоподобно аудиовизуальное исполнение игры и поведение игроков на поле. Для отображения игровых коллизий в Madden 2004 используется тот же ежегодно модифицируемый движок, что находит свое применение во всем спектре выпускаемых EA Sports спортивных симуляторов: от баскетбола до хоккея. И, отдавая должное работе программистов, стоит признать - творение их рук прекрасно справляется с возложенными на него "обязанностями": движения футболистов очень естественны, пластичны, порой даже грациозны (это касается, прежде всего, прорывов нападающих в зачетную зону команды-соперницы). Естественно, здесь не обошлось без ставшего уже давно привычным (но продолжающего восхищать) "motion capture".
Непосредственно игровой процесс выглядит очень живописно: чего стоит одно изображение схватки с участием двух десятков добрых молодцев, каждый из которых весит под центнер и выше! Поведение игроков весьма логично и соответствует той тактической схеме, которой им предписано придерживаться. Насчет внешности игроков говорить, полагаю, излишне - любому, кто знаком с симуляторами от EA Sports последних лет, известно, что лица полностью аутентичны, хотя российским болельщикам большинство из них вряд ли знакомо. Так что предлагаю ориентироваться на габариты игроков: например, нападающие больше похожи на легкоатлетов-спринтеров, оборонцы могли бы с успехом выступать в соревнованиях по греко-римской борьбе (причем, в абсолютной категории), а квотербек, этот мозговой центр команды, своим внешним видом навевает мысли о преподавателе высшей математики какого-нибудь Гарварда (шутка).
Естественно, наряду с игровым режимом, в Madden 2004 присутствует и обширный тренировочный раздел - перед тем, как вступать в противоборство с лучшими командами мира, можно (и нужно) отработать действия вашей команды до автоматизма в так называемом mini-camp (тренировочном лагере), расположенном, как правило, в какой-нибудь глуши: чаще всего в лесу или на берегу озера. Визуально тренировочный процесс представлен в виде карты Соединенных Штатов, по которой перемещается виртуальный автобус с вашей командой. На карте отмечены 8 тренировочных лагерей, в каждом из которых можно отработать тот или иной элемент игры (точность передач и ударов по воротам, командные взаимодействия в атаке и обороне, навыки силовой борьбы и т.д.).
Традиционно, в каждый апдейт своего программного продукта разработчики включают несколько новых фич. Из обширного списка игровых возможностей Madden 2004 к этой категории можно отнести следующее:
1. Система Playmaker Control, позволяющая квотербеку менять направление атаки или оборонительную схему команды буквально "на лету", в считанные мгновения - одним щелчком мыши.
2. Встроенный графический редактор, в котором вы можете попробовать себя в роли архитектора - спроектировать и построить стадион вашей мечты.
3. Owner Mode, позволяющий почувствовать себя владельцем клуба Национальной Футбольной Лиги. Причем, вы можете остановить свой выбор не только на одной из современных команд NFL - в игре присутствуют также профессиональные клубы из крупных городов Старого Света (Барселона, Глазго, Берлин и др.), а также великие команды прошлого (самая "древняя" команда, обнаруженная мной - Detroit Lions образца аж 1957-го года!). Апофеозом свободы выбора является возможность сыграть за All-time-сборную (составленную из лучших футболистов) того или иного клуба NFL. В роли владельца команды вы получаете возможность тотального контроля над всеми, не относящимися непосредственно к матчу процессами, а именно:
- усилением состава (участие в ежегодной процедуре драфта, выбор перспективных новичков или свободных агентов и подписание контрактов с ними).
- развитием инфраструктуры клуба (строительство нового стадиона или всестороннее улучшение имеющегося в наличии спортивного сооружения).
- мерчандайзингом (установление цен на билеты, сувениры, атрибутику и т.д.).
- заключением рекламных контрактов с масс-медиа (газеты, телевидение, радио, Интернет-сайты).
- приемом на работу наиболее компетентных тренеров и специалистов, способных обеспечить пребывание ваших футболистов в оптимальной кондиции на протяжении всего сезона.
- возможной сменой "прописки" принадлежащего вам клуба (явление для профессионального североамериканского спорта более чем обыденное).
Еще одна интересная возможность, предоставляемая Owner Mode - так называемый ежегодный Fan Appreciation Day (встреча с болельщиками), во время которого фанаты могут в неформальной обстановке пообщаться со своими кумирами, взять автографы, сфотографироваться на память, в конце концов просто похлопать знаменитость по плечу! Как правило, после подобных встреч отношение поклонников клуба к вам качественно меняется (в лучшую сторону, разумеется), что, согласитесь, всегда полезно - особенно в тех случаях, когда действия ваших подопечных на поле (в чем, безусловно, есть немалая доля и вашей вины - как первого лица клуба) оставляют желать лучшего.
4. Традиционный апгрейд движка - это означает, что изображение на мониторе еще на шаг приблизилось к идеалу (читай - к телетрансляции).
5. Улучшенное звуковое сопровождение: в частности, значительно увеличено количество фраз в комментарии к матчу. В процессе навигации по многочисленным статистическим экранам ваш боевой дух будут поднимать бодрые рок-композиции. В записи саундтрека к Madden 2004 принимали участие такие известные американские исполнители, как: Adema, Avenged, Blink-182, Bone Crusher, Jet, Joe Budden, Gab, Radioactive, Sevenfold, Thrice и другие.
6. Официально лицензированные у NFLCA (ассоциации тренеров команд Национальной Футбольной Лиги) "авторские" (принадлежащие настоящим тренерам команд NFL) наборы тактических схем (Playbooks).
Стоит подробнее рассмотреть такую важную часть игры, как Playbooks. Дело в том, что тактические схемы в американском футболе играют такую же важную роль, как, например, дебютные библиотеки в шахматах. Из всех игровых видов спорта, пожалуй, именно в американском футболе накал противостояния "брони и снаряда" достиг своего апогея. Тренеры профессиональных команд используют в своей практике многие десятки вариантов расстановок игроков на поле. Абсолютно все эти тактические схемы можно найти и в Madden 2004. Атакующие Playbooks подразделяются на стандартные (Balanced, Pass Balanced, Run Balanced, Run Heavy, West Coast, Run'N'Gun) и "авторские". Наборов оборонительных схем меньше (4-3, 3-4, 46, Cover 2, Balanced D) - не секрет, что в атакующих действиях нужно проявлять большее разнообразие (а подчас и смекалку). Говоря о тактическом разделе Madden 2004 нужно отметить, что и здесь авторы постарались угодить самым взыскательным пользователям и включили в игру редактор. С помощью этого инструментария неудовлетворенные хоть и многочисленным, но все же конечным набором предустановленных тактических схем игроки могут создавать свои собственные гениальные Playbooks.
Очень интересная опция доступна перед началом матча - при подключении к Интернету можно провести матч в реальных (на данную минуту) погодных условиях. То есть, если, к примеру, вы решили сыграть матч на арене в Сан-Франциско (кстати, выбор стадионов в Madden 2004 богат: целых 38 штук), а Золотой Штат в это же самое находится во власти циклона, то приготовьтесь к тому, что и виртуальная погода будет не совсем типична для Калифорнии!
Для любителей онлайн-посиделок Madden 2004 предлагает игру через Интернет. Правда, почему-то, лишь при наличии у пользователя Internet Explorer версии 6.0 и выше - честно говоря, не совсем понятное требование. Закрадывается подозрение, что Electronic Arts тесно сотрудничает с "непотопляемым" детищем дядюшки Билли.
Большое внимание создатели Madden 2004 уделили историческому аспекту - в игре присутствует своеобразная база данных, хранящая сведения обо всех Супербоулах. Интересно увидеть логотипы некогда знаменитых, но давно канувших в Лету команд. Также любители статистики могут ознакомиться со списком рекордов NFL. Меня, например, потряс следующий факт - оказывается, рекорд дальности паса, установленный в 1995-м году известным квотербеком Бреттом Фавре (Brett Favre) из клуба Green Bay Packers, равняется ни много, ни мало 99-ти ярдам! А самый далекий field goal (мяч, забитый ударом ноги) был проведен с расстояния 63 ярда от ворот (58 метров)!
Подводя итоги, нужно признать, что Madden 2004 - игра, практически лишенная серьезных недостатков. Усовершенствованный (бывший и без того очень реалистичным) игровой процесс, ставшее еще более легким (при этом, все-таки, предпочтительнее пользоваться десятикнопочным аналоговым геймпадом) управление, близкое к телевизионному (особенно при использовании новых видеокарт) качество "картинки", строгий дизайн, множество опций (в том числе таких интересных, как настройка искусственного интеллекта), высококачественный саундтрек - все это вкупе делает Madden 2004 прекрасным подарком всем любителям этого, пусть не очень понятного русскому человеку, но, тем не менее, замечательного вида спорта.