Тягомотина Квест - понятие международное и интернациональное. Именно поэтому продукция известнейших американских, да и европейских компаний всегда была понятна и доступна подавляющему большинству игроков. Как, наверное, и их фильмы, но это уже отдельная тема. Но, похоже, только у нас, или если брать немного шире, на просторах СНГ, в это понятие принято вкладывать терпкий, как сырой боярышник, и ядреный, как клюквенный морс - национальный колорит. По аналогии с кино эту продукцию можно назвать авторской. То есть, понятна она, по большому счету, бывает только авторам, и только они могут вразумительно объяснить, что здесь для чего, и как на это нужно реагировать. Потому как неподготовленному ценителю без дополнительных комментариев легко будет спутать неординарный подход с бредом сивой кобылы, а за откровенной пургой не заметить столь гениальные задумки художников.
В общем, к "беспредельным" квестам нас приучили уже давно. Какую коробочку с нашими доморощенным приключениями ни возьми, в какую игрушку с узнаваемыми персонажами на полиграфии пальцем ни ткни - так оттуда, как черти из табакерки, начинают сыпаться какие-то непонятные психоделические загадки, панковские приколы, шутки и заморочки, от которых будет в диком хохоте заходиться двоечник-раздолбай из соседнего подъезда, но никак не добропорядочные юзеры. А чего, скажите мне, пожалуйста, следует ожидать от квеста, у которого даже на обложке написано, что "это не бред воспаленного сознания", а вовсе "сплошной гемор"? Короче, канитель получается та еще, но обо всем по порядку.
Начнем плясать от печки, то есть с родословной разработчиков, чтобы хоть немного пролить свет на то, откуда у местного гемор... ой, простите, юмора ноги растут. Вы, может быть, думаете, что перед вами плод многолетний кропотливой работы профессиональной команды художников, программистов, сценаристов, музыкантов и т.п.? Заблуждаетесь на все сто. Как теперь почему-то повелось, генератором идей и главным программистом этого "чуда в перьях" выступил всего один человечек, паренек из Латвии, двадцати с хвостиком годков от роду. Еще на школьных уроках информатики он потрясал преподавателей своими скромными игрушками, которыми гордилась вся школа, а уже много позже, после десятка другого откровенных наколенок, даже дорос и до выпуска коммерческого продукта, известного под именем "Лохотроншик: Crazy Loto".
Дальше его было уже не остановить, и он сваял еще один постпанковский бредовый квестик, засунув в него в качестве главных героев не кого-нибудь, а себя любимого и вдобавок своего родного братца. Итак, Сева и Руля (на самом деле эти два "отстойных кекса" в миру являются Рудольфом и Сергеем) отправились как-то попутешествовать по просторам своей необъятной Родины (видимо, имеется в виду Латвия). Причем способ передвижения они выбрали весьма необычный - впереди на тракторе, похожем одновременно на помесь собачьей будки и детского трехколесного велосипеда, рассекал Руля, а сзади на веревке за ним пристроился Сева, развалившись и задрыхнув на кособокой металлической кровати на колесиках. Почему, скажем, не на телевизоре, гладильной доске или столике для игры в пинг-понг? Пусть этот бред останется на совести автора, впрочем, и не только этот...
Развлекались подобным образом наши добры молодцы очень недолго, потому что одна "враждебно настроенная муха" уселась на веревку и перегрызла ее в один момент. Трактор с Рулей умчался вдаль, а кровать с Севой затерялась непонятно где. Опомнившись, Руля отправляется на поиски дружбана, для начала заглянув в один придорожный бар... С этого момента и начинается, собственно, сама игра. Вы поочередно управляете то одним "кексом", то другим, плавно переползая с локации на локацию, общаетесь с местным населением, воруете или обмениваете одни предметы, чтобы заполучить другие (у каждого, заметим, свой собственный инвентарь), катаетесь и попадаете в ДТП на тракторе, чтобы потом измучиться его чинить, отбиваетесь от сумасшедшей толпы байкеров, поете милиционеру блатные песни, сбиваете коровьей лепешкой бананы с собственноручно выращенной пальмы, куролесите в зоопарке и прочая, прочая...
Хотя на деле описываемым в игре событиям довольно далеко до того момента, когда "разум сдаст свои позиции перед полетом фантазии разработчиков", но глупостей и откровенного бреда здесь намешано изрядно. Знаете, например, как нужно усыпить байкера, чтобы выцедить из бака его мотоцикла стакан топлива? Надо оторвать нос (натурально!) слепому бедняге бармену-наркоману, чтобы кинуть его в еду мотоциклисту. Каково? А почему эти два тормоза переходят дорогу и постоянно попадают под колеса, когда совсем рядом есть подземный переход? Видимо, так выходит смешнее. Вопросов, увы, гораздо больше, нежели ответов.
Ну, а для демонстрации остроты и самобытности местного юмора вполне достаточно будет привести парочку примеров:
- "Бар", - подумал я, и почесал нижнее полушарие головного мозга",
- "Я всегда любил запах асфальта и особенно его вкус"
Или, вот надевание железного ведра на свою голову со словами - "ай, кто выключил свет", - наверное, по авторской задумке должно вызывать бурный смех.
Не радует и графическое оформление, которое, по идее, должно помочь "снести крышу, чтобы наступил полнейший беспредел". На третье измерение собственно никто и не рассчитывал. Задники плоские, а персонажи отрисованы в псевдо-трехмерной, "пластилиновой" манере. Ну, а анимация - это отдельная песня. То ли от недостатка опыта, то ли от нежелания, но выполнена она настолько примитивно, что откровенно раздражает. Эти медленно (нет, не так - м-е-д-л-е-н-н-о) тянущиеся к экрану ручки, чтобы налить самогонки или открыть замок, потом еще долго будут мерещиться вам по ночам.
Встроенные в игрушку мини-игры положительных эмоций, увы, не добавляют. Оригинальностью они похвастаться не могут, зато потрепать нервы - это запросто. Переходить лишний десяток раз через дорогу, уворачиваясь от несущихся грузовиков, только потому, что так захотелось авторам, или бегать от собачки, плутать по лабиринту... Тоскливее занятия, может, и можно было придумать, но для этого еще нужно как следует постараться.
Насчет звука. Помнится, раньше подобные художества было принято обзывать "озвучено родственниками", что в данном случае является чистейшей правдой. Авторы на самом деле являются студентами, вдобавок для озвучивания персонажей привлекались их родственники, друзья и их знакомые. Даже намека на то, что называется "с выражением", вы здесь не встретите. Все бормочут свои реплики такими скучными и уставшими голосами, будто только что вернулись с недельной пьянки или выползли из забоя. Музыка в том же ключе: кто-то наиграл на гитаре самопальный мотивчик, кто-то помучил другие музыкальные инструменты, а главный вдохновитель даже набряцал в микрофон парочку сэмплов на аккордеоне.
Что тут сказать, стеб - вещь непростая и довольно капризная, поэтому стебаться и хохмить по-умному тоже, знаете, уметь надо. В результате получился недалекий квестик (гораздо примитивнее, чем вы о нем сейчас думаете), с плоским, как камбала, юмором, скудной, хотя и местами забавной графикой, озвученный студентами их родственниками, и вяло, даже непонятно в какую сторону, коптящим сюжетом. Продукт, бесспорно, штучный, уникальный, но при этом абсолютно не играбельный. Авторский квест, играть в который смогут только те, кто прошел суровую школу современных "пародийных квестов" и готов попробовать нечто еще более невнятное, непонятное и недалекое. Можно было бы порекомендовать его всем желающим "приколоться", только, к сожалению, заявленного стиля и атмосферы вы здесь также не обнаружите. Так, лишь жалкие намеки на порой мелькающие в головах идеи. Короче, один сплошной "гемор". В кои-то веки на обложке была написана сущая правда.