Жанна-терминатор Средневековье было и остается неисчерпаемым источником новых идей для разработчиков компьютерных игр: отсутствие необходимости придумывать какой-либо оригинальный сюжет при использовании в качестве основы реальных событий всегда влекло программистов словно магнит. На этот раз по пути наименьшего сопротивления пошли деятели из Enlight Software, выпустившие в свет игру о приключениях легендарной Жанны Д'арк. По замыслу разработчиков, их проект Joan of Arc: Wars & Warriors должен был удачно сочетать в себе поединки с видом от третьего лица, командование армиями и элементы RPG, кроме того, огромное количество врагов, оружия, плюс ко всему неплохая графика могли удержать у монитора самых требовательных игроков. Но это в теории. На практике же одного желания создать приличную игру мало, необходимо еще иметь некоторые навыки, равно как и опыт, а также известное финансирование. Похоже, из всего вышеперечисленного худо-бедно наличествовало только последнее.
Итак, нам предстоит взять под командование французские войска в Столетней войне. Понятно, что сразу нам судьбу Франции никто не доверит - прежде чем стать полноправным полководцем, необходимо будет лично перерезать некоторое количество англичан. Большая часть игры представляет собой экшн от третьего лица, с поправкой на накапливание опыта и улучшение характеристик. Кстати, кроме собственно Жанны, в игре есть и другие персонажи, имена которых, впрочем, мало о чем говорят. Игра разделена на миссии, число которых относительно невелико, но зато они просто огромны: на прохождение каждой из них уходит не один час реального времени. Что характерно: в игре присутствуют конные рыцари, да и сама Жанна предпочитает перемещаться верхом - такая возможность в играх встречается не часто. Врагов много и они достаточно разнообразны. Боевая система построена на комбинациях ударов, причем выполняются они до безобразия легко: зажав две кнопки мыши, мы становимся свидетелями того, как Жанна сносит головы всем, кто рискнул оказаться рядом. Собственно на этом хорошие новости заканчиваются, дальше начинается маразм.
Хотел бы я посмотреть в глаза тому "гению", который отвечал за управление камерой - угол обзора крайне недостаточен. "Утешает" только, что на вашей драгоценной персоне все это мало сказывается. Враги на редкость инфантильны: бывало, что я в гордом одиночестве укладывал по два десятка несчастных англичан - все благодаря тем самым комбо, которые со временем превращаются в нечто ультимативное. Кроме того, в разгаре сражения можно залезть в инвентарь (в игре будет пауза) и поправить там здоровье, съев какой-нибудь хлеб или рыбу. Замечательная картина: кругом враги, а Жанна посреди боя начинает пожирать морепродукты. Спасибо, что их хоть запивать не нужно. Все это на месте убивает игровой процесс на корню: быть практически неуязвимым, извините, просто скучно, а когда вы станете командиром отряда, можно будет вообще спать на клавиатуре - все сделают подчиненные.
В игре есть и оружие, и доспехи. Это в принципе. На практике же местное оружие нужно дарить своим злейшим недругам - через пару часов пользования у вас начнется невроз. Чтобы зарезать самого обыкновенного пехотинца, иногда приходится нанести десятка полтора ударов - за время прохождения я чуть мышь не сломал. Спасают все те же комбо. Увы еще раз, но и каких-то оригинальных, запоминающихся образцов вооружения в игре нет.
О врагах и друзьях. Честное слово, я долго пытался найти хоть какое-то подобие логики в их действиях. Примерно через три часа пришлось смириться с мыслью, что искать, простите, в заднице мозги - занятие бесперспективное, там другая субстанция. Судите сами: боец не в состоянии нормально обойти препятствие, своим мечом пользуется так, будто только вчера узнал, за какой конец его держать (луком еще хуже), а из всех действий знает только одно - броситься на любого, кто не опознан как . Совершить какой-либо маневр, вроде ложного отступления или поиска укрытия, или атаковать слаженной группой, компьютерный мозг не в состоянии. Тупость AI прет из всех щелей: когда очередной "герой" в ржавых латах без тени сомнения бросается в огромную толпу врагов только для того, чтобы быть порубленным в капусту... Есть одна забавная способность у противников - они могут прикрываться щитами, но лучше бы они этого не делали - глядя на скорчившегося за щитом пехотинца, плакать хочется. Если бы они при этом еще громко кричали что-то вроде можно было бы предположить, что у них проснулся инстинкт самосохранения, а так больше похоже на судороги. В общем, "достоинства" местного искусственного интеллекта столь очевидны, что даже милый сердцу валенок обижать таким сравнением не хочется.
Графика, по сравнению с остальным, вызывает меньше всего нареканий. Пейзажи в меру симпатичны, детализация тоже на уровне... где-то конца прошлого века. Сама Жанна еще ничего, а вот ее кляча напоминает угловатый бочонок с ногами. Местные жители вызвали нездоровые ассоциации с . Кто играл, тот поймет. Звуки и музыка в целом на месте, но в желании создать какую-то особую атмосферу их упрекнуть нельзя.
Итог. Ни одной сколько-нибудь оригинальной идеи игра "Joan of Arc: Wars & Warriors", увы, не содержит. И что еще хуже, реализация того, что есть, мягко говоря, прямо скажем, не блестящая. Графика средняя, игровой процесс монотонен до безобразия, уровень сложности рассчитан на детей из классов коррекции, а тупость искусственного интеллекта просто за рамками понимания. Какой-либо исторической достоверности замечено не было, по крайней мере, в достаточном для выделения ее как достоинства объеме. Бедная Жанна.