Курсы проектировщиков Железнодорожная тематика продолжает пользоваться популярностью у разработчиков, которые пытаются искать все новые направления ее применения. Вслед за экономическими стратегиями и симуляторами управления поездами появляются симуляторы создания виртуальных сетей железных дорог, причем некоторые из них обладают больше чертами специализированного программного пакета, нежели игры. Именно о таком продукте и пойдет речь ниже.
Главное меню встречает всех парочкой режимов: "Модель" и "Проект". Прежде чем насладиться наблюдением за различными видами транспорта, придется создать модель будущей транспортной системы, а это очень непростое занятие, предполагающее наличие большого запаса терпения и дотошности, с которыми придется осваивать различные функции и настройки своего будущего творения. К сожалению, готовая модель в программе всего одна, и та очень небольшая.
Вначале необходимо будет определиться с размерами и плотностью точек (влияет на производительность системы) на квадратный километр для будущей модели. Осевые координаты (X,Y) объектов, размещаемых на карте, играют не последнюю роль, помнить их значения придется при желании построить параллельную дорогу или освоить какую-нибудь возвышенность.
В любое время из схематичного режима моделирования можно перейти в трехмерный, чтобы посмотреть на результаты своего труда. Транспортная система состоит из множества сегментов (автомобильные, железнодорожные, водные и воздушные пути, трамвайные линии, метро), каждый из которых можно добавлять, удалять, редактировать и объединять с другими участками. Также можно увеличивать или уменьшать длину сегмента, проложить участок на желаемой высоте и под нужным углом, соединить железнодорожные пути стрелками.
Регулируя условия освещения, например, окраску неба, с помощью цветовой палитры, похожей на аналогичный инструмент из простенького редактора Paint, вы рискуете испортить внешний вид своей модели, ведь в игре даже нет операции по отмене последнего шага. Среди доступных типов поверхности присутствуют различные варианты почв, камни, глина, трава, асфальт и др.
Рельеф местности придется подгонять под существующие дороги, чтобы избежать разрывов пути. Например, если часть дороги проходит выше уровня моря, то под ней должна возникнуть насыпь (или мост), адаптация высот необходима и для присоединения мостов к другим участкам пути. К счастью, хотя бы эту функцию можно поручить компьютеру. При желании соорудить гору придется иметь дело с целым комплектом параметров, самым понятным (остальные еще сложнее) из которых является абсолютная высота наивысшей точки горы. Указываемый при строительстве тип дороги определяет то, как она будет выглядеть на экране (темный или освещенный путь, тоннель и т.д.). Останавливаться дальше на чисто технических особенностях моделирования не имеет смысла, т.к. осветить здесь их все не получится.
На следующем этапе всю карту придется наполнить объектами, среди которых множество разновидностей домов, офисных зданий, прочих построек, кустов, деревьев, ограждений, мостов, вокзалов и депо. Особенно "примечательны" фигурки животных, словно плохо вырезанные из дерева и наспех покрашенные. Многообразие транспорта представлено одной мини-лодочкой с парусом, автомобилем любого цвета, автобусом, десятком грузовиков с набором прицепов, несколькими паровозами, дизельными, электрическими локомотивами с различными вагонами. Затем следует стадия планирования, где придется придумать различные маршруты, чтобы поезда, пользуясь вращающейся платформой, откатными мостами и сигналами, не задерживали друг друга в пути и сменяли вагоны на вокзалах, к которым в нужное время подъезжали бы пустые автобусы.
Возникает главный вопрос: зачем все это нужно? В игре отсутствует экономическая составляющая (нет ресурсов и затрат), нет никакой определенной цели, просто предлагается выбрать любое транспортное средство и покататься по собственной модели в свое удовольствие, заодно проверив ее эффективность и безаварийность. В общем, часы напряженной работы ради нескольких минут наблюдения за построенным миром.
Интерфейс программы - один из ее главных недостатков. По всему экрану разбросано множество кнопок, открывающих все новые окна со все новыми кнопками, правда, после тщательных поисков нужной иконки все-таки удается убрать с экрана все элементы интерфейса. Не утруждая себя дополнением всех кнопок всплывающими подсказками, как это делают создатели куда более простых приложений, или добавлением обучающего режима, разработчики избрали другой путь: снабдили каждую копию игры мануалом на 120 страницах. Всем, малознакомым с проектированием и технической терминологией и не желающим разделить "радость" от прочтения такой подробной инструкции, программа рискует наскучить через несколько минут. Команда по локализации, конечно, проделала большую работу, сделав язык описания доступным, насколько это было возможно. Однако в списке требований к игре смело можно было указывать необходимый уровень специального образования.
"Ласкающее слух" музыкальное сопровождение представлено двухминутной мелодией в стиле техно, присутствующей исключительно на экране с главным меню. Видимо, разработчики решили, что полная тишина, прерывающаяся короткими звуками в виде пародии на пение птиц, набора щелчков или гудков, добавит игре реалистичности. А вот неожиданно возникающий жуткий скрежет колес по прибытии поезда на станцию может по-настоящему испортить настроение. Зато сила звука моделируется с учетом расстояния до объекта. Скорее всего, дополнительное звуковое сопровождение может стать темой очередного адд-она. Хотя мануал откровенно предлагает следующий оригинальный ход: запустить игру с диском, вытащить его и вставить свой любимый музыкальный компакт. Дешево и сердито.
Игра сделана на трехмерном движке, позволяющем масштабировать и вращать карту под любым углом. Хотя большинство транспортных средств (дома выглядят не слишком естественно) можно разглядеть более детально, даже кое-где прочитав серийные номера машин, функцией максимального приближения лучше не злоупотреблять, рискуя по пути к нужному объекту "застрять" камерой (ведь она все проходит насквозь) в какой-нибудь горе, так и не увидев желаемого. Как обычно, виртуальные человечки отсутствуют, оставляя в одиночестве технику, колеса (иногда выглядят плоскими) у которой не крутятся, что выглядит совсем не "ультрареалистично". Вода почему-то совсем не подает никаких признаков жизни. По этому поводу описание советует кликнуть на водную гладь пару раз и вызвать эффект волн. Полностью измучив мышку, не удалось достигнуть никаких результатов. Какие-либо изменения в погоде, кроме добавления тумана и раскраски неба в желаемый цвет, заметить не удалось. Системные требования у игры не слишком суровые, а амбиции по одновременному управлению множеством объектов великоваты. "Слабая" машина продемонстрирует всю прелесть плохо и медленно прорисовываемых объектов, в результате кое-где можно будет увидеть даже наложение растительности на дорогу.
Камера позволяет наблюдать за транспортными средствами в самых разных ракурсах: слева, справа, спереди, сверху, "из глаз" машиниста, с точки зрения стороннего наблюдателя (из проезжающего мимо транспорта). Есть возможность задать интервал времени, через который виды будут сменять друг друга. Одна из функций управления камерой действует по принципу, использующемуся при трансляции гонок. Объект проезжает мимо камеры, и по мере продвижения вдоль пути "передается" следующим камерам. Создав множество камер по всей модели, в любое время можно найти их в соответствующем списке и вернуться в нужную точку. Система камер имеет две отличительные особенности: возможность задавать расстояние до горизонта, что изменяет количество видимых объектов, и оптическую дивергенцию, означающую, что все объекты будут одинаково сфокусированы независимо от расстояния между ними и камерой.
Однако и здесь не обошлось без проблем, даже не упоминая то, что камера умеет уходить под землю, ненадолго вознося разрозненные части объектов в небо. Очевидно, для большего "удобства" или оригинальности функции перемещения камеры вперед и назад были отданы колесику мыши, а стрелки на клавиатуре теперь лишь вращают или изменяют высоту камеры. Из-за всего этого быстро попасть в нужное место модели будет нелегко, а "укрощение" камеры отнимет много времени.
За рубежом игре удалось завоевать узкий круг поклонников, среди которых люди, в повседневной жизни сталкивающиеся с проблемами моделирования и разделяющие этот интерес, или просто те, кто всю жизнь мечтал построить транспортную систему, не жалея на это усилий. Разработчики поспешили локализовать свое творение в различных европейских странах, а также выпустить с десяток дополнений, импортирующих в игру дополнительные поезда, автомобили, самолеты, корабли, инструменты для изменения ландшафта и сотни неподвижных объектов.
По многим показателям, включающим удобство управления, графическое исполнение, играбельность, RailRoad.EXE (родное название), выпущенная, к слову, аж в 2001 году, значительно уступает недавнему Trainz Railroad Simulator 2004. И с того самого 2001 года, разработчики занимались лишь исправлением ошибок (похоже, спустя рукава) и выпуском дополнений. В общем, если вы цените свое свободное время, этот "Восточный экспресс" лучше пропустить.