Трудности перевода Появление три года назад отечественной, с позволения сказать, RPG "Златогорье" не только повергло в ужас и уныние всех поклонников жанра, но и подкосило последние надежды фанатов российской продукции, обломав их робкие ожидания в очередной раз. Не задалась тогда игрушка, и с этим, похоже, все согласились. Спустя томительные годы ожиданий разработчики, наконец, выложили на всеобщее обозрение вторую часть, которая, к счастью, оказалась гораздо интереснее, симпатичнее, а главное по-настоящему затягивала. Конечно, "Златогорье-2" ни в коем разе не дотягивало до уровня хитов, поскольку, во-первых, уж слишком много было откровенных заимствований у классиков, начиная с "Baldur's Gate" и заканчивая даже отечественным же "Князем"), во-вторых, по проработке мира и общему качеству продукта слишком уж им уступало. И, тем не менее, безусловно красивая графика, в меру любопытный сюжет с ироническими диалогами, какая-никакая, а ролевая система, богатый выбор предметов, шесть школ магии, масса персонажей, дежурные кучки монстров и прочая, прочая, позволяют считать "Златогорье-2" одной из лучших отечественных RPG на текущий момент.
По горячим следам, всего лишь спустя всего полгода, разработчики решились выпустить к нему дополнение - "Златогорье 2: Холодные небеса". Оно не требует наличия оригинальной версии и играется само по себе. Кардинальных переделок не последовало, а посему весь движок, боевая система, основные показатели героя, его навыки и всякие прочие финтифлюшки остались на своих местах. Из тех изменений, что все же были сделаны, можно отметить корректировку социальной системы. То есть теперь персонажи адекватно реагируют на ваши антиобщественные деяния. Скажем, открыли чужой сундучок без разрешения - будьте любезны получить оплеуху от хозяина дома. А на выходе еще и схватите, пожалуйста, тумаков от стражников, которые оказались поблизости. В случае особо тяжких проступков за вами начнет бегать Альберийская полиция, от которой не удастся укрыться ни в городах, ни на глобальной карте.
Сюжет дополнения нельзя назвать захватывающим, но стоит отметить его переплетающиеся ветви. При желании можно пройти игру, банально всех поубивав и выкинув нафиг все квестовые предметы. Конечно, такое проскочит лишь в случае немереной крутости, но все равно любопытно, потому как обычно в ролевых играх подобное не дозволяется - это ж не Diablo все-таки. Ну, а ежели ползти по начертанным рельсам, то можно двигаться по темному или светлому пути и выйти в итоге на четыре разных концовки. Не просто по-разному прибить финального злодея, а действительно побывать под конец игры в самых разных локациях. Диалоги также оставляют приятное впечатление: отбрасывая в сторону шутки-прибаутки местного разлива, можно отметить, что почти всегда есть выбор - сражаться, уйти или схитрить.
Но вернемся к сюжету. Завязку новой истории можно описать примерно так: "...И когда сознание прояснилось, и память начала немного приходить к нему, вспомнил он, что завалил только что чудовищное страшилище, так что пора бы уже и до дому податься...". Как некоторые помнят, приключения послушника Храма Великих Героев из Светлограда закончились в "Златогорье-2" победой над главным темным злыднем Чернобогом. Только, как выяснилось позднее, это и не победа была вовсе, а подстава, то есть чистой воды надувательство. Бога вообще-то трудно просто так убить какому-то там смертному, поэтому и была придумана ловушка, на которую и клюнул наш герой. В результате было лишь смещено Великое Равновесие на небесах в пользу светлых сил, зато на земле настала благодать для темных. Но об этом ваш златогорец узнает почти в самом финале, а для начала отправиться утюжить тропинки по новым градам и весям страны Альберии, что к северу от Златогорья, в поисках пути домой, назад в Светлоград.
Для этого необходимо раздобыть две магические штуковины, вокруг которых все тут и вертится: Флейту Марлока, придающую людям бесстрашие, и Ноты Ночной Мелодии, ублажив прихоти одного библиотекаря, пытающегося и любовнице угодить, и сварливой жене на глаза не попасться. Помимо этого здесь еще вполне достаточно квестов разной степени замороченности и новых локаций, по-прежнему вызывающих неподдельное восхищение работой художников. И если Парада, город Хросс, Дозорная Башня, жилище тутошних амазонок Сельм, Великий маяк и прочие поселения позволяют любоваться внешним видом и богатым внутренним убранством (какая изумительная вода, а сколько тут деталей, а какая прорисовка игры света и тени, - конкуренцию лидерам жанра в этом плане составить точно можно) в уже знакомых антуражах, то воздушный город или подводный мир Вантов покоряют новыми красками. Ну, а по Златогорью на этот раз побродить не удастся. По прибытии к воротам любимого Светлограда вы обнаружите, что он атакован ордами нечисти. Они поработили практически всю страну и вот-вот накроют своей зловонной волной и стены того города, к которому вы так стремились всю игру. Раскидав по сторонам привидений, живых трупов и огненных демонов и прослушав историю верховного жреца, вы упретесь прямиком в титры. Как странно, а когда же, позвольте, освобождать остальные поселения от нашествия демонов? Видимо, это станет основной заботой уже следующего приключения.
Поскольку над улучшением игрушки никто особо сильно не трудился - авторы только добавили новые локации (благо, более чем достаточно), персонажей, зверушек, закрутив их вокруг возвращения домой победителя Чернобога, - то и недостатки, присущие "Златогорью-2", также никуда не девались. Мелкие фигурки монстров и людей, неоправданная продолжительность боев, скудность отдельных описаний и т.п. Да, и пора бы уже, наверное, с падежами разобраться - чай, в России живем и по-русски говорим. "Огненный демон наносит Светлоградский стражник 48 пунктов повреждений" - извините, уважаемые, но это ни в какие ворота не лезет. Но, в общем и целом, не оглядываясь на огрехи, можно констатировать, что перед нами - добротное продолжение добротной отечественной игры. Все лучше, чем лепить на скору руку невразумительные квесты.