Буря в стакане воды В мире, если разобраться, нет ничего универсального, но иногда отдельные личности пытаются изобрести нечто на все случаи жизни. Польза от таких "трусов с капюшоном" весьма сомнительна, а вот неудобств хоть отбавляй. Как раз об одном таком "универсальном" проекте, сочетающем в себе все, начиная от симуляторов танка и вертолета, продолжая шутером от первого/третьего лица и заканчивая управлением здоровенным космическим крейсеров, сегодня и пойдет разговор.
Одними из самых забавных для всех интересующихся игровыми новостями стали в этом сезоне разборки неутомимого Дерека Смарта, главы компании "3000AD", со своим любимым издательством "DreamCatcher". Этот скандальный мыльный сериал с взаимными обвинениями и упреками, а также нелицеприятной руганью на форумах являлся приятным разбавлением в череде скучных анонсов и пресс-релизов и читался увлекательнее иного детектива. Сначала Смарт противился отправке на золото незавершенной версии его последней "нетленки" под названием "Universal Combat" (интересно, если столько багов в итоге еще осталось, то сколько же их тогда было?!), потом воевал за увеличение цены на свой продукт с "уцененных издательством" 19,99 до полновесных 39,99 и, наконец, немного попудрил "на посошок" всем мозги еще и с демо-версией этого чуда. Да уж, что и говорить, как генератору скандалов и раздувателю рекламных мыльных пузырей Дереку нет равных, к сожалению, его дизайнерский талант в этом плане серьезно проигрывает.
Но вернемся, как говорится, к нашим баранам. Пусть название этого глобального космического симулятора "все в одном" вас не обманывает. Никакая это не новая игра, а всего лишь старый, добрый Battlecruiser (в девичестве "Battlecruiser Generations"), который по просьбе все того же издательства изменил свое громкое имя (зато с соответствующей репутацией - игры не для всех) на простое и всем понятное. Фанатов, конечно, не проведешь, а новички, глядишь, и клюнут на приманку. В общем, Дерек Смарт продолжает выжимать все соки из своего обожаемого Battlecruiser'а, и эта попытка сваять нечто удобоваримое является уже пятой по счету. Новшеств немножко имеется, но, по сути, перед нами уже в который раз предстает знакомая до боли игра, с теми же возможностями, только с чуть подправленным управлением и на немного модифицированном движке.
Издателям, конечно, хотелось, чтобы любезный Дерек сделал что-то сильно играбельное или хотя бы издалека напоминающее пользующееся спросом action'ы, но, увы, "Запорожец" как спойлерами не обвешивай, а "Мерседеса" из него не выйдет. Никогда. Именно поэтому подходить к знакомству с "UC" следует очень и очень осторожно. Большинство игроков, напуганные непонятным и запутанным управлением в обрамлении "так себе" графики, бросают игрушку в урну уже после первых пятнадцати минут мучений, зато все остальные (по непроверенным слухам) кое-как разбираются с тем, когда и на что следует жать, штудируют толстенные мануалы, запоминают более сотни кнопочных комбинаций управления (из игры даже нормально выйти по "Esc" не получится - извольте жать "Alt-Q") и получают свою порцию удовольствия.
В общем, хорош ли весь этот "реализЪм" или плох, надо ли так дотошно было разбираться со всеми системами корабля в одиночку, которые еще имеют неприятную особенность ломаться в неподходящий момент, и надо ли было включать сюда управление целой вспомогательной стайкой истребителей, дронами-исследователями или группой солдат, а также возможность порулить "чем только в голову не взбредет" - можно спорить до бесконечности. Ну, а игровой мир уже спокойно поделился на две (неравные) части. Одни считают "UC" пережитком прошлого и застрявшем в своем развитии дауном, а другие вполне интересной, глубокой и требующей длительного освоения игрой, которая понимающему человечку может подарить целое море интересного времяпрепровождения. К какому лагерю вам следует примкнуть - определяйтесь лучше сами, но то, что очередная версия этого глобального симулятора является вещью большой и серьезной (хотя и шибко глючной), думаю, спорить никто не станет.
Как и раньше, первым делом вы попадаете в главное меню, на этот раз оформленное чуть красочнее, откуда можете проложить свой путь в режим свободного дрейфа без определенных целей и задач, режим кампании или заглянуть в дополнительные полтора десятка одиночных миссий, предлагающих повоевать при помощи массы боевой техники, как в открытом космосе, так и на поверхности планеты. О происхождении мира, в котором вы оказались, если появится интерес, вы можете узнать из обзора предыдущей версии Battlecruiser'а, подробнее на нем останавливаться без надобности. Неужели кто-то всерьез думал, что "мастер" решит сварганить свежий супчик, а не достать замороженный из холодильника?
Странствующим приключенцам на выбор дается 11 профессий (торговца, дипломата, военного..), 12 рас (все почему-то человекообразной наружности, никаких "насекомых" или "грибов", скучно...) и возможность выбрать область, планету, стартовую базу, а также собственный корабль. Любителям же мультиплейерных разборок предлагается поучаствовать в массовых рубках до 64-х человек одновременно. Обещанные авторами новые космические корабли, танки, джипы, вертолеты, эсминцы и даже подводные лодки - все на месте, и от увиденного глаза разбегаются. Внешне вся эта техника смотрится довольно симпатично, иногда полигонов действительно не жалели, но подводные камни появляются, к сожалению, достаточно скоро. Как в предыдущем релизе, вы всегда можете выползти из корабля/танка/самолета, полетать с видом от первого/третьего лица (покуда не надоест) в открытом космосе, побегать с базукой наперевес по планетной лужайке и залезть обратно.
К сожалению, ожидаемого улучшения управления и поведения управляемых объектов не случилось. Я даже не беру во внимание оставшуюся систему интерфейса или раскладку (наверное, сложно было бы выдумать что-то более неудобное), но физика ведь могла бы хотя бы немного подправиться за столько лет! За внешними изменениями вроде появления более красочного неба и симпатичных каркасов летательных, ездящих и плавающих аппаратов авторы упустили из виду такую немаловажную деталь, как законы природы. Поэтому перевернуть вертолет под немыслимым углом или вообще затормозить его в метре от земли хвостом вниз - никаких проблем. Вскарабкаться, по-пластунски вползти(!) бойцом на вертикально отвесную стену базы - раз плюнуть. А куда, простите, подевалась сила притяжения? Уже умолчу про временами проявляющиеся глюки прохода сквозь, казалось бы, совершенно непроходимые объекты. Ну, а когда пытался задавить танком пешего бойца, обнаружил, что тот не только не пожелал мирно лопнуть под траками, как ему и полагалось, а зачем-то плюхнулся перед самым носом на лобовое стекло пузом вниз и потом категорически отказывался оттуда убираться. Радости не добавляют и секундные временные задержки при пересадке на новую технику. А вот пейзаж на поверхности планет действительно улучшился: под ногами колышется невысокая трава, вокруг много деревьев, в вышине порхают птички, в глубине прибиты гвоздями к своим местам большие рыбины, а по опушкам бродят олени или львы. По крайней мере, они очень пытаются ими быть: на вас обращают ноль внимания, просто медленно бредут по своим маршрутам, заодно проходя сквозь танковую броню еще легче, чем нож сквозь масло.
Так что, если не брать во внимание именно глобальность этого проекта (тот самый винегрет - land-sea-air-space), то поодиночке каждая из составляющих ощутимо проигрывает играм в своих весовых категориях. Возьмем, к примеру, беготню вояками от первого лица. Quake? Куда там, еще расти, и расти: звук тусклый, движения корявые, реакция запаздывает - мелкобюджетный шутер и только. Управление техникой - такое впечатление, что делалось все по одной кальке. Что шустрый истребитель, что тяжелый грузовой вертолет - один черт. Космические полеты также плетутся в хвосте своих жанров. Чересчур замороченное управление не позволяет концентрироваться на боях, заставляя снова и снова включать/выключать дежурную пачку опций, в то самое время, когда вас со всех сторон атакует неприятельский флот. Взрывы и пальба - незрелищны абсолютно: тоненькие ниточки лазеров, появляющиеся на мгновение облако огня и круглые, геометрически правильные сферы взрывов - вот и все на что здесь можете рассчитывать. Даже пять лет назад на своих мониторах можно было увидеть космические леталки гораздо лучшего качества. Зато определенный прогресс по сравнению с предыдущей частью налицо, и это не может не радовать. Zoom, как и прежде, работает в самых широких пределах: можно поглазеть на отдельного "робокопа", а потом отодвинуть камеру чуть ли не до масштаба всей планеты целиком. Отодвигать ее еще дальше терпения уже не хватает.
Звук лишь ненамного выбивается из общего фона. Мелодии получились приятные и даже неплохо ложатся на проносящиеся за иллюминаторами бескрайние космические просторы, а вот звуки выстрелов и куцые обрывки фраз уже раздражают. Вместо ожидаемых и красочных "ба-бахов", нам снова подсовывают жалкие спикерские попискивания вкупе со скрипом карманной консоли. Несолидно, честное слово. После прошедшей за последнее время перед глазами целой вереницы достойнейших космических проектов с бесподобным звуком подобное эксперименты над слуховым аппаратом иначе как издевательством и назвать-то не получается.
Ну, вот мы и добрались до заключительного абзаца. "Universal Combat" вышел именно таким, каким и следовало ожидать - слегка приукрашенной версией "BattleCruiser Millennium": с новой графикой, большим количеством техники, баз, кораблей и оружия, но и с прежними болячками. Если кто-то действительно ждал чуда и верил россказням одиозного создателя или пытающихся изобразить хорошую мину при плохой игре издателям, то вас ввели в заблуждение. Ничего эпического или ураганного здесь нет, а есть долгая и неспешная игра, рассчитанная на ценителей вдумчивых и комплексных "глобалов", где монстроподобный интерфейс мешает на первых порах разглядеть во многом интересную начинку, где адреналин выдается по капле, да и то не во время битвы, а при борьбе с этим самым интерфейсом, и где верными спутниками процесса становятся неприятные вылеты и зависания. Первый патчик уже вышел, но, скорее всего, их будет еще немало. Качайте на здоровье. Стоит ли в итоге этот "Universal Combat" вашего внимания, решайте сами, но конспиративная смена названия, а также выставление "смешной" цены, думаю, говорят о многом. Впрочем, той небольшой группке фанатов, которые очень уважают предыдущие творения товарища Смарта, новый "Battlecruiser", безусловно, придется по душе, поскольку все же объективно лучше предыдущих частей. К сожалению, основной играющей публике от этого ни жарко, ни холодно. Пациент скорее жив, чем мертв, но радость от общения с ним получат далеко не все. Уносите.