Шагай же легко и твердо
Туда, где твои гоплиты
Точат мечи о скалы
Непроданных Фермопил!
О. Медведев Британская компания Slitherine Software, начавшая свой трудовой путь игрой Legion, ныне вновь обратилась к древней истории. На сей раз ее привлекла цивилизация античной Эллады - причем отнюдь не только упоминаемые в названии спартанцы, но и сотня других народов, живших, вступавших в союзы и боровшихся друг с другом на Пелопонесском полуострове и соседних землях в период приблизительно с 500 по 30 г. до н.э. Сейчас даже кажется странным, что на таком сравнительно небольшом пространстве могло обитать такое множество народов, но не будем забывать, что древняя Эллада была не единой страной, а землей городов-государств. Впрочем, этим карликовым государствам приходилось иметь дело и с великими империями - Персидской, Македонской и Римской.
По скриншотам можно сделать вывод о сходстве игры с Total War, но сами разработчики решительно опровергают такую аналогию - по той простой причине, что Spartan - это пошаговая, а не real-time стратегия. Собственно, как и Legion. Ваша задача - строительство объединенной эллинской империи, что в значительной мере зависит от успешной экономики и дипломатии (здесь возможности включают добычу ресурсов, строительство сооружений, в том числе таких знаменитых, как афинский акрополь, храм дельфийского оракула или колосс Родосский, торговые соглашения, выплату дани, шпионаж и диверсии и многое другое - список пополнился со времен прошлой игры); имеется также дерево технологий.
Боевые действия - это лишь часть игры, хотя, конечно, часть весьма важная. Вы по-прежнему отдаете команды в пошаговом режиме, а дальше смотрите в реальном времени, как сражаются получившие их армии. Площадь поля боя теперь возросла вчетверо, количество воинских частей, участвующих в баталии - вдвое (до 16 у каждой стороны, а общее число воинов доходит до 10.000!), при этом появилось много новых возможностей - строить крепостные стены и обстреливать с них противника, соответственно, осаждать и штурмовать крепости, устраивать морские сражения (плавать на судах, кстати, можно и в мирных целях), применять греческий огонь и т.д.
Игра с высокой точностью моделирует исторические реалии, включая известные события, столицы многочисленных государств и разновидности юнитов. Видов боевых юнитов несколько десятков, все они воспроизводят исторические прототипы и моделируются 16 параметрами - от численности и этнической принадлежности до вероятности быть растоптанными вражеской кавалерией или поразить цель метательным оружием. Среди родов боевых юнитов - легкая пехота (мобильна и особенно эффективна на сильно пересеченной местности, но не имеет шансов против тяжелой пехоты и кавалерии на открытой равнине), метатели (skirmishers - вооружены дротиками и другим метательным оружием, действуют в мобильном рассеянном строю, избегая рукопашной; их быстрые "жалящие" атаки способны доставить немало проблем неповоротливой тяжелой пехоте, но легкая пехота и тем более кавалерия способна догнать и легко перебить их), копейщики (фалангисты, тяжелая пехота, действующая в плотном строю; благодаря своим длинным копьям (до 9 метров, такие копья держали несколько рядов) эффективны не только против пехоты, но и против кавалерии, однако лишь на открытой равнине), мечники (имеют тот недостаток по сравнению с копейщиками, что меч или топор короче копья, а потому уязвимы для тяжелой кавалерии; в то же время способны неплохо сражаться на пересеченной местности), стрелки (в отличие от метателей, действуют в плотном строю и способны постоять за себя в рукопашной, хотя последняя - не главная их специализация; могут отбиться от легкой, но не от тяжелой, пехоты и кавалерии), легкая кавалерия (используются не только в бою, но и в разведке; на открытой местности эффективны против легкой пехоты и особенно метателей, но не против тяжелой пехоты, которую, впрочем, могут довольно долго сдерживать, просто мельтеша вокруг и пользуясь тем, что пехотинцам за ними не угнаться: против тяжелой кавалерии не имеют шансов). Очевидно, этот список, приведенный на сайте разработчиков, не полон - в нем нет, к примеру, морских юнитов. В каждой из категорий - несколько видов юнитов, отличающихся по уровню подготовки и вооружения или этнической принадлежностью.
Графика "политэкономической" части вполне традиционна для стратегий, а боевая часть, как уже упоминалось, внешне напоминает первые Total War. То бишь трехмерный рельеф плавный и реалистичный и количество индивидуально смоделированных бойцов впечатляет, но они спрайтовые, и ухудшение их качества при увеличении масштаба вполне заметно. Для пользователей слабых компьютеров предусмотрен опциональных двухмерный режим.
Многопользовательские возможности ограничены лишь двумя игроками (вероятно, потому, что в бою могут участвовать лишь две стороны), которые могут побороться за господство над Элладой посредством локальной сети и Интернета.