На штурм! Война между родами Рабернхорстов и Дракенфельсов длилась уже не одно десятилетие. Глава дома Дракенфельсов близок к триумфу - его старый враг мертв, дочь старого врага скоро будет сожжена на костре, а старший сын врага, кажется, не представляет никакой опасности. Что ж, мы еще докажем старому мерзавцу, насколько он неправ. По сути, игра "Castle Strike" во многом перекликается со старым добрым "Stronghold'ом", с учетом перехода к трехмерному миру.
Игра посвящена периоду заката рыцарства и появления порохового оружия. В боях участвуют три стороны - англичане, французы и немцы, при этом первая кампания посвящена исключительно внутригерманским разборкам. В соответствии с названием, основное противостояние на игровом поле происходит между двумя замками, причем замок - это не только каменные стены и башни плюс казармы, это еще и окрестное мирное население в количестве одной-единственной деревни.
Сердце замка - так называемая крепость, где мы можем выращивать крестьян. Стены, ворота, башни - это все, разумеется, наличествует, но больший интерес представляют внутренние постройки: казармы для тренировки пехоты, мастерские для производства лучников, кузница для общевойсковых апгрейдов и так далее, включая колодец для тушения загоревшихся зданий. Все замковые строения строятся исключительно в определенном, предназначенном для этого месте, и нигде более.
Деревня лишь на словах звучит скромно, на деле за этой вывеской скрывается целый хозяйственный комплекс, уследить за которым совсем непросто. Здесь центром жизни является муниципалитет, где мы можем впоследствии произвести парочку апгрейдов. Вслед за властной структурой строятся каменоломни, сталелитейный завод (неплохо для деревни, не находите?), дом сборщика налогов, церковь, дом алхимика и т.д. Интересно, что мастерская осадных орудий относится к деревенским, а не к замковым строениям. Строится все это дело неподалеку от муниципалитета, который, в свою очередь, можно поставить где угодно, исключая территорию замка. Основная функция деревни - снабжение замка припасами. В данном случае, это дерево, камень, железо, золото и... нет, не пища - жилплощадь. Причем забудьте о многочисленных домах, домиках, домишках, хибарах и прочих архитектурных изысках. Жилплощадь увеличивается путем многочисленных апгрейдов, а не строительством, как таковым.
Теперь об армии. Нам доступны: мечники, копейщики, воины с алебардами, мушкетеры, лучники, арбалетчики, а также потрясающий набор осадных орудий. В число последних входят: пушки трех видов, баллисты двух видов, требушеты двух видов, а также лестницы, осадные башни и (как это не удивительно) - лошади. На лошадей мы можем посадить пехотинцев, придав им определенный бонус к атаке, защите и здоровью.
Встраивать ролевые элементы - сегодня признак хорошего тона. Здесь это выражается, в первую очередь, в героях, которые позволяют формировать из пеших воинов отряды, придавая этим соединениям определенные бонусы. Во вторую - в наборе опыта нашими войсками и соответствующим ростом уровней (то бишь основных характеристик).
Интерфейс живо напомнил серию C&C, когда не нужно искать отдельно взятое здание, чтобы отдать приказ. На экране имеются пять кнопок: замок, деревня, юниты, осадные юниты и исследования. При нажатии на одну из этих кнопок нам высвечивается набор всего, что мы можем построить. Исключение составляют исследования - тут мы кликаем на иконку здания, после чего нам показывается список апгрейдов с одновременной центровкой на здании.
Вынос инфраструктуры в чисто поле дает игрокам дополнительную головную боль - незащищенную деревню, от которой очень и очень зависит защищенный замок. Если помните, в "Stronghold'е" мы могли окружить каменной стеной чуть ли не всю карту. В "Castle Strike" только замковую территорию, на которой не строятся деревенские строения и не произрастают ресурсы. Так что мало защищать замок - придется защищать и деревню, вокруг которой нельзя выстроить даже примитивного частокола. Зато очень порадовала возможность захвата осадных орудий у противника. Достаточно перебить их обслугу, посадить туда своих людей - и пожалуйте закидывать супостата из его же собственных катапульт. Представляете, как подобные моменты оживят сетевые разборки...
Но это все хорошо, пока вы каждый юнит водите за ручку - их собственный интеллект оставляет желать лучшего. Вроде бы, все логично: есть три типа поведения - "агрессивное", "защитное" и "пассивное". В первом случае наши подопечные бросаются в атаку при виде любого вражьего воина, во втором - только получив по темечку, в третьем - стоят и не рыпаются, пока противник не будет в зоне досягаемости оружии (идеально для дальнобойных юнитов). Вот только реализовано это, увы, кривовато. "Агрессивные" юниты моментально разлетаются по карте, как вспугнутые бабочки, особенно если противники выстроились цепочкой (раз лучник, два лучник, три баллиста). "Защитное" поведение позволяет отстреливать наших воинов по одному - то есть пока по юниту не попали, ему все по барабану. Даже если рядом разносят наши каменоломни или крепостные стены. Еще одним минусом, хотя и не столь существенным, является патологическое нежелание героев ездить верхом.
Графически игра сделана на четверку. Как всегда, в погоне за модой нам предоставили игру на 3D движке с увеличением/уменьшением масштаба. С большого удаления все смотрится весьма неплохо, а вот вблизи... Такие физиономии способны напугать слабонервных. Впрочем, посмотреть на них таки придется - заставки сделаны на движке игры. С другой стороны, я бы с удовольствием пожал руку разработчикам за фишку, которую до этого встречал исключительно в ролевых играх. Речь идет об изменении внешнего вида юнитов в зависимости от апгрейда. И речь идет не только о цепочке "Мечник с коротким мечом -> Мечник с длинным мечом". Нет, речь идет о том, что, исследовав кольчугу, мы видим наших подчиненных, одетых в кольчуги. Исследовали шлемы - и на ребятах появились сии предметы гардероба. Открыли доспехи - и вместо кольчуг на воинах теперь действительно самые натуральные доспехи.
О звуке столь много не скажешь. Нормальный звук. Немцы говорят на немецком, англичане - на английском, французы - думаю, догадались. Приятно. Среднестатистическая средневековая мелодия в качестве музыкального сопровождения дополняет картину.
В итоге - очень неплохая игрушка на средневековую тематику, достойная занять свое место в коллекции любого стратега.