Обнищавшее Монте-Карло За свою относительно недолгую историю российские квесты отметились как несколькими весьма удачными пародиями и каламбурами, так и цельным легионом весьма неудачных или даже откровенно пошлых опусов. Где в течение первых пяти локаций на вас вываливается ведро туалетного юмора, лубочных приколов и совковой графики с обязательными, на грани фола, бородатыми анекдотами-прибаутками и дежурными "матрешками-гармошками" в каждом пыльном углу, как раз под красными плакатами с революционными лозунгами, бюстиками Ленина и томиками Маркса. Где на экранах яблоку негде упасть от засилья российской символики, герои все больше ругаются, чем разговаривают, а авторы иногда путают понятия пошлость и оригинальность.
Как уверяют создатели "Репортажа" в лице Николая Сорокина сотоварищи, они очень хотели избежать обычной в таких случаях перепевки анекдотов про Штирлица и Вовочку и пытались сделать интересную историю с особой атмосферой в слегка ироническом ключе и вдобавок без вездесущих пошлости и чернухи. Именно так они, кстати говоря, и определяют жанр своей игры - иронический детектив. Что тут можно сказать, соленых или грубых приколов вы здесь действительно не увидите, голые девицы не будут выскакивать из туалетов, а по лавкам не расставлены самовары вперемежку с балалайками в шахматном порядке. Все развивается более чем спокойно, ненавязчиво и, как ни странно, вообще способно вогнать в глубокий и здоровый сон даже самых крепких в этом отношении игроков. Отсутствие узнаваемых физиономий и лошадиного юмора на первых порах воспринимается как положительный момент, но спустя десять минут уже не воспринимается никак - когда ничего не веселит, тогда вообще, скажите, пожалуйста, зачем играть-то? Просто, чтобы тыкать мышкой в локации, собирать непонятно для чего предметы и вручать их плоским и угловатым, как творения Малевича, персонажам?
Да, понимаю, что здесь не клоунада, а ирония, а она не может заставить оглушительно смеяться и хвататься за живот в приступе гомерического хохота. Ирония - материя тонкая, чувствительная, почти воздушная и невесомая. То есть шутки, конечно, должны быть в меру забавными, а не топорными, приколы интересными, а не раздражающими. К превеликому сожалению, в этом плане получилось все как раз со знаком "минус". После прочтения очередной порции "репортажных" текстов почему-то категорически не тянет мило улыбаться, а как раз наоборот - возникает большое желание стукнуть кого-нибудь чем-нибудь тяжелым, как того соседа, который рассказывает вам в десятый раз подряд один и тот же анекдот. Рассказчики, конечно, шутили, как умели, но ведь всему же есть предел, ведь так? Для наглядности приведу несколько примеров, чтобы вы сами смогли оценить всю прелесть местных острот:
- "во время гонки пилоту запрещается использовать свой болид как такси"
- "это картина Ренуара "Дама в красном". Холст, масло, сыр. 1852 г. Подлинник",
- "табличка "столик заказан" в наше время выглядит двусмысленно",
- "теоретически, в этой вазе можно прятать ключ от номера, но зачем?"
- "поскольку пускание блинчиков является неотъемлемой частью активного отдыха, специально обученный человек ежедневно пополняет кучку новыми камешками",
- "поскольку на лавочке нет предупреждающей таблички, я, как порядочный человек, должен весь день стоять здесь и кричать: "Осторожно, окрашено!""
Как говорится, без комментариев.
Теперь немного о сюжете. Попытка передать атмосферу 60-х вылилась в итоге в набор понадерганных откуда ни попадя цитат, включая прочие квесты, собственное странное чувство юмора и даже отечественные мультфильмы. Княжество Монако, вернее одна из его самых известных частей, игровая столица и город-округ Монте-Карло, который, по идее, должен был сиять и проходить ярким фоном для всей постановки, лишь тускло отсвечивает. Даже на самых живописных картинках нельзя понять, что перед вами всемирно известный курорт и мировая столица казино, а не какой-либо заштатный городишко. Только повертев в руках открытку, которую вы получите от директора местного музея, можно удостовериться в том, что вы действительно в Монте-Карло, и это не дурная шутка. Из особенностей игры, рекламируемых создателями - "атмосфера 60-х годов, романтика автогонок, блеск и нищета шикарного курорта на юге Франции", - пожалуй, идеально удалось воплотить в жизнь только самое последнее.
Видеоролики гонок - звучит весьма интригующе, но их ужасное разрешение, крохотное окошечко в центре экрана на черном фоне, не только не помогает погрузиться в атмосферу гонок, а скорее вызывает изумление. А почему это нельзя было показать во весь экран, ведь на дворе уже давно 2004 год, а подобные приемы были характерны еще для начала 90-ых прошлого века. Впрочем, к техническим "достоинствам" и прочим сюрпризам проекта мы еще вернемся. Кстати сказать, авторы зачем-то не стали упоминать в игре реальных гонщиков заявленного ими же 1967 года (хотя для придания игре соответствующей атмосферы это было бы самое то), а просто поприкалывались над фамилиями и произношением всем известных современных пилотом первой Формулы. Наверное, некоторым болельщикам подобное вольное отношение к их кумирам может и не покатить.
Итак, сюжет. Главный герой - Жак Бузье, молодой, но уже зачисленный в бесперспективные репортер криминальной колонки в газете "Tribune de Paris". Главный редактор вызывает его к себе на ковер и начинает отчитывать за скучные статьи, падение тиража и вообще грозится уволить. Жаку удается убедить начальство перевести его в спортивный раздел и для начала отправить на освещение гонок "Формулы-1" в Монте-Карло. Уже поворот гениальный - рассказать кому про такую "ссылку" - будут смеяться в голос, даже во Франции. Прибыв на место и поселившись в отеле с нагловатым портье, Бузье осматривает окрестности и натыкается на парочку детективных историй, которые тут же начинает распутывать. Корни одной выводят его на аферу с королевскими гонками, где шайка мошенников собирается нагреть свои ручки на круглую сумму. Другая же напрямую увязана с местным музеем, в котором выставлен бриллиант из Южной Африки, "Глаз Дракона", крупнейший из найденных за последние 30 лет. Директор музея, настоящий душка и любитель контрабандных сигар, рассказывает об уникальном камне, о поступающих к нему открытках с угрозами и современной охранной системе, которая по идее должна помешать планам возможных грабителей. Талантливый и смекалистый репортер начинает свое расследование, выслеживает подозреваемых, по пути флиртуя с милой незнакомкой на пляже, которая оказывается наглой воровкой; договаривается о сотрудничестве со страховым агентством, чтобы в итоге предотвратить похищение камушка и заснять на пленку факт мошенничества в гонке. Историю нельзя охарактеризовать как продолжительную, но и за час ее не осилить; вполне проходится за несколько свободных вечеров (если вы не застрянете за местными паззлами, что вполне вероятно), правда, как уже упоминалось, без особого энтузиазма и интереса.
По большому счету прохождение трудностей не вызывает, поскольку основные загадки логичны и решаются довольно быстро. Хоть на это можно сильно не ругаться. Парочка разговоров, несколько попыток использовать по назначению подвернувшиеся под руку предметы - и можно двигаться дальше. К тому же игра просто не пустит вас дальше двух-трех открытых локаций, пока вы не разберетесь с их проблемами. Например, чтобы заполучить подшивку газет в библиотеке, необходимо взять из музея авангардистскую картинку, показать ее йогу, который тут же попробует ее изобразить, стащить у него книжку для йогов и обменять на искомые газеты в библиотеке. Но иногда, конечно, случаются и осечки. А когда дело доходит до припасенных на черный день паззлов, то тут уж простым методом тыка дело не ограничится. Например, придется догадаться залить водки в собственный отдел мозга(!) для включения воображения (мечта алкоголика!), иначе собрать головоломку не выйдет. Я уже не говорю о бледном подобии телевикторины "Кто хочет стать миллионером" и прочих "сюрпризах": освобождении ящика от лишних предметов (а-ля "тетрис на паузе"); слежке за жуликом по городским улицам или копании в собственных мозгах в попытке нащупать цепочку ассоциаций, которая бы помогла ублажить ворону и отобрать у нее заветный ключ от ящика с драгоценным камешком в музее. Последняя бредовая загадка у кого хочешь отобьет желание двигаться дальше, видимо, поэтому ее логично расположили практически в самом конце.
Реализовано все в типичной для рисованных двухмерных квестов манере: имеем набор задников-локаций, которые сменяют друг друга в режиме слайд-шоу; карту города для быстрого перемещения между главными областями в Монте-Карло; классический интерфейс "point & click" с непременным пиксель-хантингом и скудный инвентарь, в котором обычно одновременно не бывает более двух предметов. К сожалению, техническая сторона вопроса, мягко говоря, не выходит за уровень рисованных квестов еще первой волны. У художников хватило творческого запала только на самое начало приключения, когда они еще пытались хоть чем-то загромоздить локации и прикрыть дырки несколькими текстурками. Дальше энтузиазм или финансирование, а может, и все вместе иссякли, и интерьеры с каждым следующим экраном становятся все более пустынными и безжизненными. Персонажи намертво приклеены к фону и не двигаются, едва шевеля губами, что даже по меркам первых отечественных квестов выглядит анахронизмом. Диалоги, загораживающие пол-экрана, бесконечные повторения персонажами заученных наизусть фраз, и неувязка с предметами, которые становятся доступны, только когда это разрешает сценарий - тоска да и только. Лежит себе на подносе яблоко, но взять его можно, только когда разрешат, и не раньше. К озвучке вопросов гораздо меньше, голоса и музыка не раздражают, и это, пожалуй, их главное достоинство.
Итог. Квест исключительно на упертого фаната, способного проглотить примитивную графику, глуповатый юмор и безумную скукотищу, которая не будет покидать вас с первого момента и до самого финала. Кто тут жулики и как с ними следует бороться, вы узнаете задолго до последнего разоблачения, так что доигрывание идет, что называется по инерции. В квестах так, между прочим, не принято. Заявленная ироничность проекта оказалась слишком высокой планкой, которую авторы так и не смогли взять.
Что ж, бывает, тем более, если учесть, что практически для всего коллектива независимой команды разработчиков это был их первый игровой блин. Кстати сказать, настолько независимой, что даже собственный издатель в лице "Акеллы" не спешит проявлять к проекту хоть какой-то интерес. Игрушка уже неделю как продается, а на сайте издателя по-прежнему есть одна единственная новость от 23-го января, и на момент публикации статьи игры нет ни в одном из списков, не говоря уже о выложенной обложке или скриншотах - делайте выводы, господа. И, может быть, хоть кто-нибудь мне объяснит, чем забиты целых два диска, хотя при таком уровне графики и должной компиляции игра вполне в состоянии поместиться и на половину одного?
Пожалуй, единственным достоинством игры является отсутствие откровенной пошлости и чернухи, но вот, как оказалось, заменить это было решительно нечем. Квесты про Петьку, Штырлица и прочих были хотя бы местами смешными, а здесь и этого нет. А есть голые стены на пол-экрана, выползающие то и дело на глаза огрехи непутевого движка, кубические персонажи, несмешные шутки и вялотекущее псевдо-детективное расследование, погружаться в которое нет ни малейшего желания.