Гладиаторы будущего. Создатель внимательно изучал свое творение, дотошно выискивая недостатки конструкции и стыкуя последние сектора друг с другом. Потом быстро пробежал взглядом по коридорам, облетел холмы и решил попробовать новый мир в действии...
Размазанные по стене мозги медленно стекали по наклонной рампе, путаясь среди останков того могучего организма, которым они только что управляли. Вокруг на "Мантах" и "Рапторах", поднимая тучи пыли, с бешеной скоростью носились его подельники, в надежде отыграть нелепую смерть командира и попробовать оттеснить команду противника подальше от центрального генератора. Когда им это уже почти удалось, из-за холма показался полированный бок "Голиафа", на ходу разворачивающий дуло прямиком в гущу собравшихся. Ситуация становилась критической, и скоро уже только ошметки "красных" украшали окрестные холмы, медленно испаряясь в предрассветной дымке. "Синие", не успев отстроить свой генератор и собрать ближайшие бонусы, уже усвистели на чужую базу, чтобы довершить там начатое и успеть добить пульсирующий источник энергии, пока оппоненты не успели перевести дух. Победа была у них почти в кармане, и, казалось, ничто не могло остановить их железобетонный натиск...
Вполне удовлетворившись увиденным, Создатель отметил про себя места, которые еще, возможно, стоит отполировать, и переключился на прочие заботы. Теперь мир жил уже сам, по своим законам и правилам, своей собственной, бьющей через край жизнью. Одни участники безостановочно сменяли других, траки от гусениц и останки тел исчезали так же быстро, как и появлялись. Арена для битвы продолжала пожинать урожай фрагов и очков, реализованных желаний и несбывшихся надежд. Сюда приходили из неизвестности, со всех концов галактики, чтобы войти в историю или же исчезнуть из нее навсегда.
Возвращение короля.
Игры, изначально ориентированные на мультиплейер, уже единожды доказав свою востребованность и состоятельность, продолжают отвоевывать себе место под солнцем. Если раньше в моде были одиночные игры с сетевыми возможностями, то теперь акценты нередко смещаются с точностью до наоборот. Одним из законодателей мод в этом направлении был в свое время "Unreal Tournament", появившийся после выхода игры, совершившей настоящую революцию в представлении о том, как должен выглядеть и играться современный FPS. UT на подобные "подвиги" не замахивался, хотя и потеснил на троне представителей династии "Q". Наследников той славной линии больше не появлялось, поэтому следующее пришествие UT с порядковым номером 2003 прошло еще с большей помпой, а тем временем пришла пора встречать уже третьего представителя.
Итак, король вернулся, став еще динамичнее, злее и unreal'ьнее, впрочем, он особенно никуда и не уходил. "Epic Games" совместно с "Digital Extremes" продолжает улучшать и шлифовать свое детище, навешивая на него новые возможности, расширяя старые и вычищая и без того уже давно доведенный до ума сетевой код. На этот раз добавлением новых режимов, карт, оружия и прочих дежурных мелочей дело не ограничилось. Например, включение в игру боевой техники позволит залезть в иную поджанровую нишу, где на равных потягаться с "Battlefield 1942", "Tribes II" и им подобными.
Конечно, время расставит все по своим местам, но по первым впечатлениям за авторский хлеб с маслом или даже черной икрой можно сильно не волноваться. Играбельность по-прежнему выше всяких похвал, картинка заставляет с раскрытым ртом замирать у монитора от восхищения; оружие, озвучка, ураганная динамика интеллект ботов - как и прежде, на высоте. Только в течение первой недели официальную демо-версию успели скачать полтора миллиона страждущих по всему миру. И первые оценки играющей публики расходятся лишь в одном: это просто отличная игра или она действительно великолепна?
Пару слов об объемах. С каждым разом UT занимал все большее количество компакт-дисков - UT2003 располагался уже на целых трех. Новая инкарнация оккупировала аж шесть! Есть, кстати, и DVD-версия. Впрочем, сама игра занимает далеко не все, отдав на откуп неслабое место, как и в предыдущий раз, всевозможным редакторам, инструментариям и т.п.
Нереальный турнир.
Ну вот, после предварительных расшаркиваний пора переходить к изменениям, произошедшим с нашим всеобщим любимцем. Начнем с игровых режимов. Мультиплейер, конечно, мультиплейером (по сети и Интернету до 32 игроков), оно и понятно, но об одиночном прохождении забывать тоже не следует. Оно представлено двумя вариантами: аналогично предшественнику, позволяет побегать тренировочные матчи с ботами на выбранных картах в отобранных игровых режимах, а также полноценной кампанией. Любители бесплатных зрелищ могут просто запустить матч, а потом со стороны понаблюдать за происходящим, летая невесомым призраком над ареной, или же отслеживая какого-то конкретного игрока. Уровней сложности здесь целых восемь, от новичка до "богоподобного". Причем, при увеличении уровня боты начинают адекватно крутеть прямо на глазах.
Вообще боты ведут себя весьма правдоподобно, катаются на танчиках, бегают по лифтам, хотя местами реакция у них все же запаздывает. Как и прежде, им можно отдавать голосовые команды (атакуй, защищай, хватай флаг и т.д.) из специального меню. Сильно удобнее оно не стало, поэтому приходится выучивать комбинации кнопок, чтобы в нужный момент не перетормозить лишнего.
В режиме кампании вы сначала проходите квалификационные матчи за себя, потом в группе, становитесь во главе своей команды (которую нужно предварительно размазать по стенке, чтобы, значит, зауважали) и постепенно ползете по иерархической лестнице вверх, уделывая команды противников в Assault, CTF, Bombing Run, Double Domination - в погоне за титулом чемпиона. Членов команды можно продавать и покупать (все отличаются друг от друга по четырем основным показателям), комплектуя свою "dream team". За победу в матче начисляются кредиты, а за поражение, соответственно, вычеркиваются. Мало того, за ваше участие в матче тоже следует платить. Периодически бойцы вашей команды получают серьезные "увечья", и их приходится лечить - как понимаете, не за красивые глаза. Еще иногда вас вызывают на дуэли бойцы-одиночки или целые команды - приходится принимать их вызовы, иначе, в случае отказа, снова приходится нехило раскошеливаться.
Один убегает, другой догоняет.
Об остальных режимах. CTF, DM и TeamDM, как и положено уважаемым старичкам, продолжают здравствовать. Их более поздние разновидности все так же продолжают веселить заезжую публику. Например, "Last Man Standing", где счет жизней ограничен и игра идет до последнего; "Invasion" - отбиваемся от волн монстров, причем, если хоть кто-то выживет, то со следующей волной возродятся и убитые; "Mutant" - первый заработавший фраг становится немерено крутой невидимкой. Более похожие на спорт, чем на откровенную бойню - "Double Domination" и "Bombing Run" плавно перекочевали из предыдущей игры.
Вернулся из оригинального UT режим "Assault" (одна команда защищается, а другая атакует, разрушая защитные постройки, вынося ворота, активируя различные механизмы и т.п.; потом они меняются местами, причем атакующие должны побить время своих предшественников) и появился навороченный механизированный "Onslaught". Здесь необходимо уничтожить энергетический реактор на базе противника, правда, перед этим нужно уничтожить и захватить передаточные станции, образовав таким образом непрерывную энергетическую цепочку, начинающуюся от генератора собственной базы. Расстояния огромные, поэтому преимущество в быстроте играет ключевую роль при захвате. Так что без умелого использования новых средств передвижения здесь просто не обойтись. Стало быть, на них и остановимся подробнее.
Поведенческая физика у местных танчиков и ховеркрафтов является чем-то средним между аркадой и реальностью. Начнем с наземных. Джип "Hellbender" внешне немного смахивает на "Хаммер", рассчитан на трех седоков и неплохо валит как пехоту, так и технику при помощи двух своих пушек. Средняя маневренность и броня позволяют считать его практически универсальным средством передвижения. Двухместный "Goliath" вооружен главным калибром и "миниганом", и выглядит, и передвигается как настоящий, тяжелый танк. Недостаток скорости компенсируется двойной карбоно-дюраниумной броней, так что в качестве обороны или прикрытия нет ничего лучше. Маневренный одноместный "Скорпион", похожий на багги, больше подходит для боевых вылазок и выкашивания вражьей пехоты. В буквальном смысле. Первичный огонь выстреливает своеобразную энергетическую цепь, которая прилипает к зданиям и технике, а вторичный - раскрывает в стороны чумовые крылья-ножи (как у птеродактиля). Пузатенькая пятиместная машина убийства "Leviathan", навороченный бронемобиль, замыкает перечень техники, рожденной ползать по земле.
Где-то промежуточное положение между летающими и ездящими машинами занимает одноместная "Manta". Два пропеллера по бокам небольшой кабинки позволяют этому чуду технической мысли приподниматься и лететь в метре над землей, а плазменная пушка - распугивать зазевавшихся ворон. "Raptor" представляет собой уже более полноценный летательный аппарат, оснащенный лазерной пушкой и возможностью запускать ракеты; забирается на любую высоту, ко всему прочему еще и достаточно быстр и мобилен. Отдельной строкой можно записать космические истребители людей и scaarj'ей, которые залетели сюда совсем уж из другой оперы, превратив UT2004 еще и в космический симулятор. Пусть всего с парочкой кораблей, зато с полетами в открытом космосе вокруг орбитальных станций.
Оружие, в общем и целом, повторяет UT2003 лишь с небольшими добавлениями, то есть где-то слегка поменялись текстурки, появились новые перекрестья прицела и т.п. Из прошлого арсенала остались - Redeemer, Translocator, Ion Painter, Lightning Gun, Rocket Launcher, Biorifle, Flak Cannon, Link Gun, Shock Rifle, Minigun, Assault Rifle и Shield Gun. Новинки представлены гранатометом, стреляющим прилипающими гранатами, присасывающимся к спинам игроков и бокам бронемашин; ARVIL'ом (anti-vehicle rocket launcher) для борьбы с образовавшимся трафиком; миноукладчиком, засаживающим "паучьи мины" против пехоты или машин, и вернувшейся в строй из UT новой-старой снайперской винтовкой с неплохим zoom'ом.
Иду на рекорд.
Интерфейс удобен, функционален, и его можно подстраивать под себя в широких пределах, убирая ненужные плашки с глаз долой. Вообще, всевозможных настроек в UT2004 более чем достаточно, что делает ее одинаково удобной как для новичков, так и для профессионалов. Моделей бойцов насчитывается порядка 80-ти штук, включая роботов, клоунов, панков и пришельцев. В плане визуализации ничего революционного не произошло, но представленные карты (полный набор из UT2003 присутствует), собранные в один каталог со всех миров Unreal'a, действительно завораживают. Парящие на орбите космические станции, развалины древних крепостей на вершинах холмов, набитые хитроумными механизмами подземные базы, разрушенные города, шахты, сталеплавильные фабрики, пасторальные лесные полянки, футуристические небоскребы, подводные комплексы. Короче говоря, на любой вкус и цвет: ледяной дворец и врата ада, космический корабль и египетский храм... всего не перечесть. В итоге официальных карт для Assault получилось 6, для Onslaught 9, DM - 34, CTF - 23, TeamDM - 24, DOM (Double Domination)- 12, Bombing Run - 12. В итоге - более сотни. Впечатляет.
Из особенностей озвучки порадовала возможность выбора комментатора. В наборе: варианты из UT и UT2003, мужской и женский голоса и любопытный вариант под названием "sexy". Томная тетенька вещает таким озабоченным голосом, словно она озвучивает не ураганную перестрелку, а одну из героинь дешевого xxx-фильма. В ее исполнении даже банальный отсчет секунд перед матчем выглядит кульминационным событием, чего уж говорить о более серьезных вещах.
Знак качества.
Подведем итоги. На мой взгляд, мы получили не только лучшую игру во всей серии, но и весомую заявку на лидерство в жанре. Unreal Tournament продолжает улучшаться, обрастать новыми возможностями, занимая совсем уж неприличное количество дисков. Впрочем, такому контенту, который запросто можно было распихать на несколько игр, да еще в разных жанрах, можно только позавидовать: 7 игровых режимов, 8 уровней сложности, более 100 карт (ни одна из которых не является отпиской - все уникальны и неповторимы), почти под сотню игровых моделей, 8 боевых машинок (включая не только танки, но и космические истребители), 17 пушек, под два десятка мутаторов (от обычной замены всего оружия на оригинальное из UT или увеличения скорости и высоты прыжков, до изменения размера головы в зависимости от ваших успехов). Плюс подстраиваемый под себя интерфейс, возможности просмотра интернетовских матчей на манер телетрансляций, перевод текстовых сообщений сразу в голосовые, удобное управление, новая версия Unreal Editor'a, и безумный, безостановочный, адреналиновый драйв, от которого на треть обостряются все чувства и начисто пропадает ощущение времени и пространства.
Это не просто игра - это шедевр эволюции. Настоятельно рекомендуется всем и сразу: зеленым новичкам и профессиональным фрагоделам, студентам, профессорам и домохозяйкам. Пока что еще ни одна игрушка с логотипом "Unreal", будь то официальный add-on или очередная многопользовательская модификация, не давали повода усомниться в качестве предлагаемого товара. Unreal Tournament 2004 именитых предков не посрамил, а плавно перенял эстафету, чтобы еще на несколько десятых улучшить ранее установленный рекорд. Зрелищности, играбельности и атмосферности. Must Have - однозначно, тут двух мнений быть не может.