У семи нянек дитя без глаза Может быть, в свое время игра и произвела бы на меня сильное впечатление, но... Время идет, и некоторые вещи смотрятся сейчас уже далеко не так... Если честно, то эта игра не выдерживает никакого сравнения даже с дедушкой Warcraft'ом, но лучше обо всем по порядку. Когда на официальном сайте Enlight Software (это как раз та фирма, что набралась наглости выпустить эту игру на рынок) я прочитал, что 7К сочетает в себе лучшие черты Warcraft, Civilization и C&C, я начал тихо потешаться над амбициями создателей. Потом меня охватило любопытство, по скольким же пунктам они оплошают. На деле оказалось, что по многим.
Итак, сюжет игры... Сюжет у игры напрочь отсутствует. Но все-таки немного о сути: никому неведомым образом, в никому неведомом месте собрались семь народов (китайцы, греки, японцы, майя, норманны, персы и викинги). Несоответствие времен их проживания уже давно никого не смущает. Так вот, вы являетесь самопровозглашенным королем самопровозглашенного и никому ненужного королевства. В начале вы можете выбрать один из семи народов, но впоследствии можете захватить их все, если раньше не надоест.
Теперь немного об управлении королевством. Здесь у нас представлены военная, экономическая и дипломатическая сферы. Военное ремесло не отличается особым изяществом. Войска проживают в фортах (Fort), где тренируют свое боевое мастерство под руководством короля или генерала. Последних, кстати, можно запросто разжаловать и назначить на их место наиболее ответственных солдат с более высоким уровнем лидерства (Leadershiр). Чем выше этот показатель, тем выше моральный дух и преданность (Loyalty) войск и населения, тем эффективнее они воюют и так далее. Зачем нужна Loyalty? Если этот показатель упадет ниже 30%, то ваши подданные начнут дезертировать. Да и при 50%, если честно, начнутся проблемы. Максимальный уровень боеготовности войск - 100, начальный - 10, если вы провели первоначальную подготовку, - 20. Войска пополняются либо путем рекрутирования, при этом уменьшается преданность граждан, либо путем обучения искусству лидерства, преданность при этом не уменьшается, а уровень самого солдата увеличивается в два раза. "Зачем же тогда рекрутировать?" - спросит удивленный геймер. Ответ остается загадкой. Возможно, это изюминка для дегенератов, которым лень лишний раз нажать на кнопку.
Экономика. Экономика убийственно примитивна, но вместе с тем осложнена техническими деталями. Как же представляют себе хозяйственную жизнь создатели? Это добыча в шахтах (Mines) трех видов ресурсов: глины, меди и железа. Затем их переработка на заводах (Factory) в "продукты из глины", "продукты из меди" и "продукты из железа". Фантазия, конечно, далеко не ушла. Ваши ресурсы довольно ограничены, поэтому надо постараться уничтожить другие королевства до того прискорбного момента, когда эти ресурсы полностью истощатся.
Откуда вы получаете деньги? Деньги вы получаете, облагая непосильными налогами беззащитных подданных, чья преданность от этого, естественно, не улучшается. Также вы можете получить неплохие доходы, продавая товары на рынках, как своих, так и соседских. Как вы догадались, продуктов в мире всего три. Желательно, чтобы все они присутствовали на вашем рынке (Market). Так как большей частью поблизости от города не будет ни одного ресурса, то придется их завозить с других рынков при помощи караванов (Caravan). Число караванов ограничено численностью населения. Также можно торговать при помощи торговых кораблей в гаванях (Harbour), к которым должны быть прикреплены рынки. На что же вы тратите деньги? Да на все: от содержания войск и караванов до оплаты своих собственных построек.
Другие постройки. В вашем не особо богатом на сооружения мире существуют: пивнушки (Inn), башни знаний (Tower of Science), военные фабрики (War Factory) и места силы (Seat of Рower). В тавернах вы можете за соответствующую плату нанять мастеров той или иной из немногочисленных профессий. Башни знаний, как можно догадаться по названию, необходимы для исследований. Что в этом мире можно исследовать? Не так уж и много. Каравеллы, галеоны и военные машины: катапульты, баллисты, пушки, а также Sрitfire и Рorcuрines. Все военные машины имеют три класса, каждый из которых, естественно, надо исследовать отдельно. На военных фабриках (War Factory) эти самые машины можно производить, после того как вы их изобрели.
Места силы (Seat of Рower). Особо стоит поговорить о местах силы. Возможность соорудить это строение у вас появится после того, как вы приобретете соответствующий свиток. Где? Для этого существуют особые уродцы, которых все в вашем мире не любят - Frihtans. Обитают эти существа в особых логовах и никого большей частью не трогают. Так бы и жили они себе мирно и спокойно, но люди различных национальностей никак не дают им покоя. После уничтожения этих Frihtans увеличивается ваша репутация (Reрutation), вы получаете заветный свиток и неплохие денежные суммы. Кстати сказать, хорошая репутация вам нужна, чтобы привлекать новых поселенцев из других королевств. Построив место силы, вы должны назначить туда генерала и максимум до восьми рекрутов, которые отныне будут молиться, чтобы вызвать Высшее Существо (Greater Being), индивидуальное для каждого народа. Для китайцев это Jing Nung, для греков - Феникс, японцев - Точильщик разума (Mind Turner), майя - Kukulcan, норманнов - Дракон, персов - Лечащий Лорд, викингов - бог грома Тор. Каждое обладает особыми характеристиками, но по поводу боевых характеристик: хотя и лучше, чем у любого из смертных, но для высшего существа могли бы быть и посильнее.
Дипломатия более развита, чем во многих аналогичных играх. Вы можете заключать торговый и военный союзы, просить помощь, предлагать ввести эмбарго против какого-нибудь королевства, покупать провизию, передавать технологии и даже предлагать соседнему королю продать свое королевство. К средствам дипломатии можно также отнести и шпионаж. Нет, технологии красть здесь вам не удастся, но при величайшем везении теоретически есть возможность, что вашего шпиона изберут королем другого государства. Достигается это путем внедрения своего шпиона во вражеский лагерь, либо в нейтральную деревню. Там он может либо настраивать население в вашу пользу, уменьшая сепаратистские настроения и неприязнь к вашему правлению, либо набирать новых членов, рискуя быть пойманным. Шпион, как и все рабочие в игре, имеет определенный уровень. Максимум у всех единиц - 100. Крестьянами являются все незанятые подданные, они производят пищевые продукты и уровня не имеют.
Итак, в целом 7К играбельна, может быть, в течение одного-двух дней. Потом она начинает надоедать, как камни в почках. У игры слишком много, на мой взгляд, недостатков. Не успеешь разобраться во всех ее премудростях, как она уже начинает действовать на нервы. Относительно неплохая графика с периодически идущими дождями и снегом не может восполнить практически полное отсутствие идеи и содержания. Убогую хозяйственную часть еще можно было бы терпеть, если бы были достойно проработаны сражения, но не тут-то было. Сложно понять, на что рассчитывали создатели: на экономическую стратегию игра, понятно, не тянет, на военную тоже, так как управление войсками в битве практически отсутствует. Так что же это? Лично я не знаю. Наверное, это так и останется под покровом тайны.