Мод-о-мания Уже не первый год поклонники игровой серии Jagged Alliance по крупинкам собирают информацию о ходе разработки Jagged Alliance 3, пытаясь узнать хотя бы что-нибудь о новой сюжетной линии, графике и других особенностях долгожданного сиквела. Представители компании Strategy First отвечают, что работа идет полным ходом и весь вопрос - в необходимом времени и средствах. Пока же вниманию геймеров предлагается очередное дополнение, которое разработчики скромно называют между второй и третьей частями игры.
Jagged Alliance 2: Wildfire (JA2W) представляет собой римейк оригинальной версии Jagged Alliance 2 (JA2). В основу JA2W легла модификация, автором которой является большой поклонник игры и наш соотечественник Сергей 'Wildfire' Попов. К слову, были и другие результаты работы преданных поклонников. Не считая бесчисленного множества созданных ими кампаний, наибольшую известность получили моды JA2: Deidranna Lives (где поверженную королеву вернули к жизни) и JA2: Urban Chaos (здесь создатели уже основательно потрудились, придумав совершенно новую страну, врагов и историю). При этом данные модификации распространяются бесплатно.
Итак, все события JA2W по-прежнему разворачиваются в вымышленной стране Арулько в то же самое время, что и JA2. Энрико Чивалдори погиб от взрыва, готовясь к переезду в новую тюрьму по обвинению в убийстве собственного отца. Дейдранна как будто никуда и не уходила, хотя все, кто прошел JA2 до конца, прекрасно помнят бой во дворце, где пара метких выстрелов покончила с тиранией в стране. Разработчики предлагают повторить все приключение заново. На этот раз в северно-западной части страны по разрешению королевы прочно обосновалась мафия, прикрывающая поставки наркотиков экспортом драгметаллов, в избытке присутствующих в государстве. Североамериканское агентство по борьбе с наркобизнесом быстро потерпело неудачу, пытаясь уладить проблему мирным путем, поэтому было принято решение тайно отправить в страну группу наемников, чтобы узнать, куда пропал предыдущий разведывательный отряд, а затем уничтожить местного мафиози и его шайку. Странно, что о ликвидации Дейдранны теперь умалчивают, и это скорее второстепенная цель. Осталось лишь понять, какие еще изменения были внесены в JA2. Их не так уж и много.
Разбитые на участки карты Арулько в JA2 и JA2W абсолютно идентичны, как и списки доступных наемников. Однако 210 из 256 секторов игровой карты были переработаны. Впрочем, большинство усилий здесь пришлось на то, чтобы заполнить местность различными укрытиями, добавив массу кустов, деревьев, камней и травы, что открывает дополнительные тактические возможности. Полностью были изменены локации главных городов (увеличилась плотность застройки различными зданиями) и других стратегически важных мест (установки ПВО), в части ранее пустынных секторов появились небольшие поселки. Военные базы теперь охраняются намного сильнее. На подступах к ним можно встретить прожекторы, сторожевые вышки со снайперами, изощренные системы сигнализации, двери-ловушки, километры колючей проволоки и минные поля. Понятно, что чем проще захватить сектор, тем сложнее его будет удержать, а противник очень скоро захочет вернуть под свой контроль потерянные земли.
Спецназ Дейдранны квалификацию не потерял, и встретиться с ним предстоит уже в первых схватках, войска заручились поддержкой местных бандитов, которые вначале не будут обращать на ваши действия никакого внимания, а в дальнейшем начнут всячески сопротивляться вашей освободительной миссии. Противники стали намного сильнее в количественном и качественном аспектах. Для сравнения: на самом низком уровне сложности JA2W врагов вдвое больше, чем на самом высоком в JA2. Искусственный интеллект стал осмотрительнее и теперь еще более активно применяет тактику окружения или засады, прячется в домах, редко бегает в одиночку на шум выстрелов и не забывает с особой жестокостью даже серьезно раненых ваших солдат, а может лишить вашего наемника следующего хода, выпустив всю обойму ему в ноги или метко бросив ножик. Примечательно, что уже в начале первого боя ваших людей почему-то выбрасывают на пустырь, где у вас есть несколько секунд, чтобы сохраниться или убежать, иначе группа не успеет сделать и шагу без потерь, так как появление противника не заставит себя долго ждать. Для большей сложности после своей смерти супостаты вместо того оружия, которое они использовали в бою, зачастую выбрасывают простенькие пистолеты, автоматы или вообще ничего. К тому же число врагов на земле и на крышах почти сравнялось со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Значительный упор в игре был сделан на реализм. Если раньше гранаты обычно использовались для того, чтобы ненадолго вывести из строя противника, теперь один грамотный бросок может убить. Это же касается и мин, взрыв любой из них поражает участок небольшого радиуса и сопровождается смертельными ранениями (почему в игре минируются заброшенные пустыри и развалины остается загадкой). Пробиваемость брони в большей степени соотнесена с типом и калибром оружия, параметры которого стали более реалистичными, к примеру, вес: экипировать своего подопечного лучшим бронежилетом и тяжелой винтовкой уже не удастся. С другой стороны, то, что парочка наемников с легким вооружением рано или поздно возьмет штурмом укрепленный аэропорт, который защищают 30-40 солдат (причем каждая крыша патрулируется небольшим отрядом), выглядит не слишком правдоподобно. Прежний арсенал пополнился новыми видами оружия, среди которых можно встретить пистолет USP, штурмовые винтовки HK33, Mini-30, G36 и AN-94, автоматы UMP и MP7, снайперские винтовки MSG90, V-94 и VSS, пулемет RPK и другие.
Графическое исполнение (улучшения здесь определенно не помешали бы, ведь 640х480 - все еще единственно доступное разрешение экрана), музыкальное сопровождение и интерфейс JA2 остались прежними. Хотя оружие и прочие предметы были дополнены новыми картинками и звуковым рядом, это не слишком заметно.
Изменения коснулись взаимоотношений с местным населением, которое с недоверием относится к вашему пребыванию в стране, зато люди более охотно дают подсказки по прохождению. К тому же гибель жителей в перестрелке (на место которой немедленно сбегаются все горожане) наносит еще более серьезный урон и без того низкой лояльности городов. Действия ваших солдат на оккупированной территории тоже играют свою роль. Например, если их заметят за жилых домов (прилавков в магазинах) или за конфискацией личных вещей граждан, появляется вероятность вооруженного сопротивления или резкого падения лояльности. Моральная дилемма заключается в том, что гражданские лица с оружием в руках зачастую охраняют деньги или ящики с драгметаллами. Экономическая ситуация серьезно усложнилась: сократились поступления от шахт, а количество вещей в секторах уменьшилось, некоторые предметы в домах спрятаны так, что обнаружить их можно только путем тщательного обыска всех предметов мебели. В общем, постоянно поддерживать команду дорогостоящих профессионалов теперь очень нелегко. В столице страны (Медуна) против игрока помимо регулярных солдат выступит большое гражданское ополчение, а попасть в эту группу секторов незаметно с целью разведки будет уже невозможно. Большее значение теперь придается квестовым заданиям (одно из наиболее важных связано с поиском дополнительного источника финансирования), число которых возросло. Некоторые, ранее интуитивно выполняемые просьбы местных жителей стали официально фиксироваться в журнале текущих операций.
Не обошлось и без недостатков. При загрузке игра иногда вылетает, в процессе игры зависает, а иногда может и слегка передвинуть ваших наемников. Например, прятались вы у самого вертолета, а, загрузившись, обнаруживаете себя на некотором расстоянии от него. Понятно, что будет, если эта новая точка будет видна врагу. После драки на ринге в городе Сан-Мона менеджер может просто забыть выдать вам заслуженный приз, на что разработчики советуют почаще сохраняться и всегда держать наемника в поле зрения организатора боя, но взаимосвязь между всеми этими действиями не слишком ясна. Таких мелочей немало, поэтому, вероятно, уже скоро появится первый пакет исправлений. Неприятные впечатления оставляют часто закрывающиеся за спиной вошедшего двери на военных базах и в городских тюрьмах, а с большинством замков, присутствующих теперь практически на каждой двери, не справляются даже специалисты по отмычкам и силачи, поэтому в часть комнат приходится проникать с помощью оружия или взрывчатки. Не удивляйтесь, когда, потеряв всякую надежду войти и, наконец, взорвав стену здания, вы, если повезет, обнаружите внутри пару бутылок пива. Во время поиска предметов также можно неоднократно встретить шкафчики, подход к которым заблокирован разной мебелью.
Все, кто незнаком с большинством особенностей JA2, найдут JA2W чересчур сложным, ведь игроку с самого начала придется столкнуться с дефицитом амуниции, финансовыми проблемами, достаточно меткими и почти всегда лучше вооруженными, чем ваши наемники, противниками, присутствующими на картах в избытке. Однако человека опытного это, возможно, даже порадует. Огорчает старая карта Арулько, пусть даже где-то и измененная, все выглядит слишком знакомо, как будто только вчера был поход против Дейдранны. Парочка новых городов или новая страна (хотя бы и с гораздо меньшим числом секторов) пришлись бы очень кстати. Большинство прошлых диалогов не изменились, узнаваемы с первых строк, и сразу понятно, после захвата каких секторов королева влепит своему приспешнику очередные пощечины, добавьте к этому встречи почти с теми же самыми персонажами на протяжении всей игры. Разработчики упирают на то, что , это соответствует действительности.
Настоящие поклонники JA2 говорят, что готовы бесконечно бороздить любую страну с оружием в руках и воевать с кем угодно, лишь бы сохранились знакомые лица, характеры, оружие, взаимоотношения между персонажами и прежняя увлекательность игрового процесса, которая всегда являлась одной из отличительных черт игры. Скорее всего, данное дополнение заинтересует исключительно вышеупомянутых фэнов, ради которых оно и создавалось, если только с момента предыдущего свержения ими диктаторского режима успело пройти некоторое время. Всем остальным брать билет на этот вертолет в Арулько не рекомендуется. Хочется надеяться, что новых реинкарнаций несчастной королевы не будет, ведь ее уже скорее жалеешь, чем презираешь.