Чего боится Европа... Все, чем так долго стращали нас демократы, наконец, свершилось. Революции в России, следующие одна за другой, в неспокойном 1993 году привели к власти твердолобых военных, которые, не сумев преодолеть внутренние противоречия между собой, в качестве развлечения для народа решили развязать войну в Европе. "Красная Угроза" перестала быть мифологическим напоминанием потомкам, вылившись в реальный, крупномасштабный конфликт. Российский парламент захвачен путчистами, президент России исчез, а на территории всей страны наблюдается массовое передвижение войск. Начинается все со столкновений в приграничных районах, силы НАТО спешат на помощь, но пока вам придется отбиваться самостоятельно. Такой вариант альтернативной истории представлен немецкими разработчиками из "Blimb Entertainment" в летном симуляторе "Red Clash '93" (на российском рынке игра будет выпущена компаниями "Интенс" и "Медиа-Сервис 2000" под названием "Красный Торнадо").
Сразу отметим, что игра занимает некую промежуточную нишу между аркадными и "серьезными" леталками. Физическая модель упрощенная, но отнюдь не примитивная, управление самолетом не составляет труда, но и не завязано на клавиши курсора плюс "пробел" для стрельбы. Оружия, кстати, предостаточно: тут и самонаводящиеся ракеты класса "воздух-земля" и "воздух-воздух", и бомбы, и, конечно же, бортовая артиллерия. С другой стороны, достаточно взглянуть на две полоски: уровня жизни и топлива - как сразу становится понятно: о реализме речи и не идет. Взлетать или садиться на ВПП не придется вовсе, все миссии (всего их 20, открываются последовательно) начинаются и заканчиваются непосредственно в воздухе. Конечно, во время полета можно приземлиться, но реализовано это тоже весьма приблизительно. Достаточно пролететь сквозь небольшой зеленый туннель рядом с аэродромом, и самолет сам, без вашего участия, сядет, пополнит запасы топлива и ракет, а потом так же, на автопилоте взлетит в небеса.
Перед каждой миссией можно выбрать один из трех самолетов (F-14 Томкэт, F-16 Фалкон и "Торнадо"). Как и ожидалось, существенных отличий в полете не наблюдалось, чего нельзя сказать о боекомплекте: у одного больше ракет для воздушных целей, другой под завязку набит бомбами. Поэтому, для перехвата русских эскадрилий из МИГ-29 подойдет F-16, а для сравнивания с землей множественных наземных целей лучше выбрать бомбардировщик "Торнадо". Помимо уничтожения наземных (сюда входят не только здания, но и радары, поезда, танки, джипы, грузовики, корабли и подводные лодки) и воздушных целей, иногда в миссии необходимо фотографировать секретные объекты. Делается это точно так же, как, скажем, при запуске ракеты - ловим в перекрестье прицела нужное строение и, когда оно поменяет цвет с зеленого на красный, давим на специальную кнопочку. Элементарно.
Куда труднее даются воздушные бои. Еще один балл реализму. Русские летчики грамотно атакуют, стараясь зайти в хвост и разрядить туда весь свой боекомплект. Закончатся ракеты - начнут утюжить пулеметными очередями. Так что, даже если вам нужно всего лишь мирно пролететь над вражеской территорией и сфотографировать какой-нибудь заводик в спокойной долине, первым делом вынесите истребители, от которых потом просто так уже не отделаешься. Издалека превращать МИГи в новогодние хлопушки выходит проще простого, а вот ловить их в прицел в упор, да еще когда их несколько - приходится вертеться, как той белке в колесе.
Управление можно осуществлять при помощи джойстика (выбор любого уважающего себя летчика), мышки или клавиатуры. Цифрами изменяется скорость, кнопки "грызуна" отвечают за пулеметный огонь и ракеты (меняются Tab'ом), а "пробелом" можно отстреливать тепловые ловушки для сброса прилипших к вашей заднице ракет противника. Переключая же внешние камеры (с F1 по F12) можно полюбоваться на свою стальную птицу с самых разных ракурсов: спереди, сверху, снизу, сбоку (с каждого из боков, между прочим), и даже повертеть камеру вокруг. Все, как в лучших домах.
При низком уровне топлива, резком падении высоты, захвате вражеским радаром - на дисплее начнут отображаться и пищать предупредительные красные надписи, заставляя вас обратить внимание на ситуацию. Кроме этого на экране показываются текущая скорость, выбранное оружие и количество патронов, уровень здоровья и топлива, а также радар и высотомер.
Теперь к вопросу о графике. Как видно из прилагаемых скриншотов, дизайнеры не даром свой хлеб кушали, сумев продемонстрировать нам довольно симпатичный, с красивыми ландшафтами и обилием наземных объектов, детальными моделями самолетов (видно, как двигаются элероны на крыльях и хвостовой руль) и запоминающимися пиротехническими эффектами, а главное - очень шустрый трехмерный движок. Иногда лететь приходится на большой высоте, тогда на земле можно рассмотреть лишь разрисованные под реки, поля и города плоские текстуры, натянутые на плоский же рельеф. Картинку в этом случае дополняет небольшой слой облаков, который к тому же является и нижней допустимой границей при снижении. Но бывают миссии и другого плана, где уже приходится носиться среди реального трехмерного рельефа, огибая горы и спускаясь в низины, на котором можно увидеть натуральные города с массой домиков, заводы и фабрики, радары и мосты через пропасти. В общем, можно сказать, что свою твердую четверку создатели заработали. Звук отличается качественными шумовыми эффектами, идущими на фоне бодренькой музыки в стиле "техно". Все важные события комментируются голосом - безучастным женским металлическим голосом, немедленно сообщающим о критических ситуациях и т.п.
В итоге мы имеем очень убедительный боевой симулятор, от которого с каждой новой миссией оторваться становится все сложнее и сложнее. Рваный ритм полетов не позволяет отвлечься от происходящего на экране буквально ни на минуту. Величественный полет над горами и долинами, неспешно сменяемыми городскими пейзажами, резко прерывается, и вас швыряет в гущу боя. Земля сливается с небом, счет сбитым МИГам давно потерян, а душа все еще просит еще чего-нибудь разнести или разбомбить. Для разнообразия можно попробовать устраивать воздушные бои до восьми человек по сети или Интернету, благо такая возможность здесь также предусмотрена.
В общем, всем поклонникам жанра можно смело рекомендовать "Красный Торнадо" для более детального ознакомления. Конечно, до навороченных симуляторов, где вы полдня угробите на то, чтобы понять, как следует правильно взлетать, игре далеко, но лично, например, для меня оно и к лучшему. Короче, все по машинам, пятиминутная готовность, взлет разрешаю!