ИЛ-2 Штурмовик: Забытые сражения - Асы в небе ( YuN )
Нежное прикосновение ракеты "Ил-2" - как много в этом звуке для сердца летчика слилось... Пожалуй, с тех пор, как наиболее раздражающие глюки (в особенности склонность виснуть) первого релиза были устранены патчами, об этой игре - точнее, после выхода "Забытых сражений" уже о серии - действительно можно говорить как о лучшем продукте в жанре авиасимуляторов Второй мировой. Хотя в том, чтобы присесть вечером поиграть пару часиков и с удивлением обнаружить за окном рассвет, тоже есть свои отрицательные стороны... Но мы сейчас о них не будем, а будем о свежевышедшем дополнении к "Забытым сражением" под громким названием (в английской версии) Ace Expansion Pack.
Поскольку речь не о новой игре, а о дополнении (требующем исходных "Забытых сражений"), то концептуальных изменений не произошло. Добавились новые самолеты (плюс, как это бывало и раньше, часть прежде недоступных игроку стали доступными; тех и других, со всеми модификациями, в игре теперь в общей сложности 166 моделей - кажется, ни один другой симулятор не может похвастать подобным изобилием!), новые динамические кампании (с той же логичной идеологией - вы можете слегка влиять на тактическую ситуацию, но не на ход войны), новые карты, новые наземные объекты и корабли. Вместе с тем, остались без изменения некоторые старые глюки (например, тянущаяся еще с первой игры невозможность переключаться на стрелка в полевой модификации "Ил-2") и добавились новые.
К неисправленным глюкам (правда, в данном случае совсем мелким) можно отнести и сохранившееся деление объектов на советские и германские, что было неверно уже для исходных "Забытых сражений", где имелись также Венгрия, Финляндия и США, а теперь наличествующих в игре стран и вовсе 11: союзники представлены СССР, Францией, Польшей, США и Великобританией, страны Оси - Германией, Финляндией, Венгрией, Румынией, Словакией и Японией. Последняя, впрочем, представлена лишь своими самолетами и парой отдельных миссий для них - кампании для нее нет (аналогичная ситуация для США и Великобритании).
Нет и реальной карты тихоокеанского театра военных действий - если лишь нечто условное, предназначенное в первую очередь для сражений в онлайне.
Новых кампаний 9. Для Германии это кампании пилота Me Bf 110 (Кубань 1943 - Крым - Эвакуация с Кавказа) и истребителя Ta 152 (Берлин 1945). Кроме того, удлинились кампании для пилота Ju 87 и истребителя группы армий "Юг" (добавились фазы эвакуации с Кавказа и Кубани соответственно).
Для Румынии: кампании истребителя (Крым 1941 - Крым 1942 - Кубань 1942 - Сталинград - Кубань 1943 - Эвакуация с Кавказа - Крым 1944; начальные стадии проходятся на британских Hurricane'ах, дальнейшие на Me Bf 109), бомбардировщика He 111 (те же этапы, кроме Крыма 1941) и пикирующего бомбардировщика Ju 87 (те же этапы, что у истребителя, первый проходится на польском P.11c).
У Словакии (также воевавшей на стороне Германии) только истребительная кампания: Кубань 1942 - Кубань 1943 - Эвакуация с Кавказа (проходится на Me Bf 109).
А вот новые кампании союзников. У Франции это путь эскадрильи "Нормандия-Неман" (Ржев 1942 - Курск 1943 - Смоленск 1944 - Берлин, воюем на советских "Яках"). У Польши - две коротких кампании финальной фазы войны (Берлин 1945), для истребителя и штурмовика; проходятся тоже на советских машинах, "Як-1Б" и "Ил-2" соответственно.
Для всех стран, кроме Польши и Франции, имеются отдельные миссии, правда, для многих таких миссий всего одна-две. Зато появились миссии, относящиеся к альтернативной истории: если бы война не закончилась в мае 1945, в воздухе пришлось бы встретиться реактивной авиации обеих сторон...
Как всегда, поговорим подробнее о новых самолетах. Начнем, как водится с доступных теперь игроку. У Германии это, из хорошо известных, уже упомянутый тяжелый истребитель Me Bf 110G-2, еще одна модификация Ju 87 (D-5, с прицелом Stuvi для обеспечения бомбометания с заданной высоты и скорости; автоматически при этом бомбы не сбрасываются, но при достижении указанной высоты включается сирена).
Более экзотичен высотный истребитель Ta 152H-1, разработанный главным конструктором фирмы Focke Wulf K.Танком на базе FW 190D-9 для перехвата высотных бомбардировщиков и разведки. Необходимость действовать в разреженном воздухе привела к увеличению размаха крыла (с 1050 до 1444 мм), площади хвостового оперения и длины фюзеляжа (с 1020 до 1080 мм - кстати, у FW 190A фюзеляж был еще короче, более чем на метр), что придало самолету изящные очертания, но ухудшило его летные характеристики на малых высотах. Самолет имел целых две системы форсированной мощности - GM-1 для высот, превышающих 9000 м, и MW-50 для остальных (в игре это смоделировано). Шасси и закрылки были гидравлическими, а не электрическими, в отличие от FW 190D, вооружение - достаточно внушительным (2 20-мм пушки и 1 30-мм), хотя и не самым мощным среди "родственником" (FW 190D-11 и D-12 имели на одну 30-мм пушку больше). Серийный выпуск Ta 152H-1 - основной модификации этого самолета - начался лишь в ноябре 1944 г; хотя всего было выпущено 150 самолетов, ни одну эскадрилью не успели оснастить ими полностью, и сведений об их участии в воздушных боях не имеется.
Еще один экзотичный поршневик на базе хорошо знакомой модели - Me Bf 109Z (Zwilling - "Близнецы"), основанный на той же идеологии, что и He 111 Zwilling: два самолета (у прототипа это были 109F-4, для серийного варианта планировались 109G) соединяются параллельно, обретая общую среднюю секцию крыла и общий горизонтальный стабилизатор. Пилот сидел в левой кабине, правая заменялась дополнительным топливным баком. Самолет нес исключительно мощное вооружение - 5 30-мм пушек, способных одним залпом разнести на куски бомбардировщик, для чего он, собственно, и предназначался - для роли обычного истребителя, а не перехватчика, ему не доставало маневренности. (Вообще, в игре немало тяжеловооруженных машин. Как известно, нельзя достичь максимума по всем параметрам сразу - выигрывая в одном, необходимо жертвовать другим, и перед военными конструкторами всегда стоит дилемма, какому из взаимоисключающих качеств отдать предпочтение. В вопросе вооружения германские авиаконструкторы пошли по пути увеличения мощности вооружения, жертвуя при этом боезапасом (чем тяжелее снаряд, тем, естественно, меньше их можно взять с собой), а американские избрали противоположную тактику, во многих случаях вообще ограничиваясь одними пулеметами. Оба подхода имеют свои плюсы и минусы: заманчиво уничтожить врага одним выстрелом, зато при этом требуется повышенная меткость, кроме того, у крупнокалиберных орудий сильная отдача (откройте огонь из пушек того же Ме 109Z, стоящего на аэродроме, и он покатится назад), которая встряхивает самолет и сбивает прицел. Лично мне, тем не менее, больше импонирует германский подход - лучше нанести врагу один смертельный удар, чем сотню царапин, не говоря уже о том, что второе требует больше времени.) К счастью для союзников, во время одной из бомбежек 1943 года им удалось уничтожить прототип Bf 109Z и, хотя проект все равно предполагалось довести до серийного производства в 1944, позже эта идея почему-то заглохла (может быть, из-за надежды на реактивную авиацию, о которой мы сейчас и поговорим).
Модификации самого распространенного реактивного истребителя Второй мировой Me 262 дополнились вариантом A1a/U4 с 50-мм носовой пушкой, способной завалить "Летающую крепость" с одного попадания (вообще-то это модификация 262Е, но вполне возможно, что она имела альтернативное название - такое в авиации бывало не раз). В игре теперь также представлен единственный ракетный самолет, участвовавший в реальных боевых действиях (хотя и с очень скромным успехом - при сбитых, по разным данным, от 9 до 16 вражеских самолетах собственные боевые потери составили 14 машин плюс еще 17 в результате несчастных случаев) - это, конечно, Me 163B-1a Komet. Доселе он был доступен лишь в менее реалистичных симуляторах, теперь же наглядно видно, насколько неудобной в управлении была эта машина. По крайней мере, у меня ни разу не взорвался двигатель, что в реальности случалось из-за высокой пожароопасности топлива (оно состояло из двух компонентов: T-stoff - концентрированная перекись водорода и Z-stoff - перманганат калия либо C-stoff - смесь гидрата гидразина с метанолом) и низкой надежности... Однако, увы, не обошлось без глюка: в единственной миссии для Me 163 двигатель с самого начала оказывается сломан. А "быстрые миссии" начинаются уже в воздухе. Таким образом, взлететь и посмотреть, как реализован сброс колесных шасси, мне так и не удалось. Зато посадка, как положено, происходит на лыжу.
Другой абсолютно революционный по тем временам реактивный истребитель - сделанный по схеме "летающее крыло" Go 229A-1 (разработан фирмой братьев Хортон как Ho 9). Этот самолет знаком игравшим, в частности, в Microsoft Combat Flight Simulator 3, но, опять-таки, в "Ил-2" его физическая модель более реалистична, и видно, что он не столь устойчив и маневрен, хотя в любом случае эта машина опережала свое время на десятилетия (к тому же, похоже, в игре ее характеристики несколько занижены - в частности, мне так и не удалось развить расчетные 980 км/ч на высоте 12 км: получается 920-930, не более). Обозначение A-1, как и A-0 в MCFS3, условно - до конца войны успели испытать лишь несколько прототипов. Тот вариант, что смоделирован в игре, несет лишь 2 30-мм пушки (хотя в дальнейшем планировалось сделать 4, что и реализовано в версии MCFS 3). Тормозных парашютов нет, но есть воздушные тормоза. Также самолет оборудован катапультным креслом (хотя, конечно, оно не чета современным креслам, позволяющим катапультироваться даже с нулевой высоты).
Еще один реактивный самолет - "народный истребитель" He 162А-2 Salamander - уже был в "Забытых сражениях", но лишь как AI'шный; теперь он доступен игроку. Этот необычного вида самолет с двигателем над корпусом, отогнутыми вниз концами короткого крыла и V-образным хвостом, задумывался как максимально легкий в производстве и освоении; предполагалось выпускать их от 1000 до 5000 штук в месяц. Дешевизны ради крыло, нос и вертикальное оперение делались из дерева; вместе с тем самолет оснащался катапультным креслом. Машина, однако, оказалась не такой простой в управлении для неопытного пилота, да и времени на доведение ее до ума уже не было: серийное производство началось в январе 1945, большей частью на подземных заводах. В условиях общего развала, охватывавшего Германию накануне поражения, в части успели поставить лишь около 120 машин, да и те прославились не боевыми успехами (сведений о таковых не имеется), а авариями и катастрофами. Однако, появись он на год раньше, судьба этой быстрой (он превосходил по скорости Ме 262) и довольно маневренной машины могла быть совсем иной.
И еще одна германская экзотика - Mistel ("Омела"), составная конструкция из беспилотного Ju 88, кабина которого заменена боеголовкой массой до трех тонн, и пристыкованного к нему сверху самолета управления (истребителя). В полете работали все три двигателя, и действия пилота передавались рабочим органам обоих самолетов одновременно, что обеспечивало хорошую для такой громоздкой конструкции маневренность. В совместном полете расход топлива шел из баков "Юнкерса". Где-то за километр до цели на высоте около 600 метров пилот наводил самолет и производил расстыковку, после чего "Юнкерс" на автопилоте по пологой траектории летел к цели, врезался и взрывался, а истребитель возвращался на базу. В игре представлена модификация Mistel 3a - Ju 88A-4 плюс FW 190A-8. Надо сказать, мне так и не удалось ни разу попасть "Юнкерсом" в мост, хотя это и в реале получалось не всегда. Как и многие другие интересные идеи германских конструкторов, "Мистели" появились слишком поздно и в условиях господства в воздухе союзников не достигли существенных результатов.
ВВС Румынии представлены истребителем I.A.R. 80 (переработка устаревшего к тому времени (1940) польского P.Z.L. P-24E, выпускавшегося в Румынии по лицензии) и сделанным на его базе одноместном пикирующем бомбардировщике I.A.R. 81а (отличался от истребителя лишь парой дополнительных пулеметов, креплением для бомб и бронезащитой пилота, расплатой за что стало некоторое ухудшение маневренности и без того не блестящей скорости). Модель этих самолетов в игре, однако, кажется мне сомнительной - в то время как реально они были известны хорошей маневренностью, здесь слишком велика угроза срыва.
Японскую авиацию представляют, разумеется, знаменитые истребители A6M Reisen ("Zero"), модификации 2 (1940) и 5а (1943), а также Ki-84 Hayate ("Frank") - один из лучших поршневых истребителей Второй мировой, во многом превосходивший своих американских оппонентов, но, опять-таки, появившийся слишком поздно для проигрывавшей войну стороны (в игре доступны модификации 1a, 1b и 1c, последняя, специально предназначенная для перехвата американских тяжелых бомбардировщиков, имела внушительное вооружение - 2 20-мм и 2 30-мм пушки). Увы, авианосцы в игре отсутствуют.
За Италию в игре нет ни кампаний, ни отдельных миссий, зато имеется несколько итальянских самолетов. Игроку доступны 2 истребителя: биплан Fiat CR.42 Falco (безнадежно устаревший уже на момент создания, в 1939 году, он был, по сути, проапгрейженной (путем замены двигателя) версией Fiat CR.32, довольно неплохо показавшего себя во время гражданской войны в Испании (мысль о том, что неплохое в 36-м может стать никуда не годным в 40-м почему-то не посетила светлые итальянские головы - было построено 1781 машина, из которых 50 поставили Венгрии); к физической модели этого самолета у меня больше всего вопросов - мне он показался вообще непригодным для воздушного боя, сплошные срывы потока и штопора, а в исторической литературе отмечается его хорошая маневренность) и Fiat G.50 Freccia (первый итальянский цельнометаллический истребитель-моноплан с убирающимся шасси, построенный в 1938; 35 этих машин были проданы Финляндии и, согласно финской статистике, воевали весьма успешно - их пилоты сбили 88 самолетов противника, потеряв в воздушных боях лишь 2 машины и одну - от огня ПВО; однако большинство финских "Фиатов" были серии 50 bis, с улучшенной аэродинамикой и вооружением, а в игре представлена исходная модификация, с, опять-таки, болезненной любовью к срывам и штопорам и всего с двумя пулеметами).
Наконец, непонятно с какого бодуна в самолеты "Германии" - то бишь стран Оси - записали J8A, который создан в 1937 году в Великобритании компанией Gloster (его оригинальное название - Gloster Gladiator Mk.I), а имя J8 получил в нейтральной Швеции, куда было поставлено 36 этих машин. Это биплан с четырьмя пулеметами и закрытой кабиной пилота (что тогда было новшеством для бипланов). Очень маневрен и приятен в управлении, но, конечно, страшен лишь таким же устаревшим машинам, как он сам. Еще один недостаток - верхнее крыло ограничивает обзор из кабины.
Новых самолетов союзников не так много. Это, во-первых, хорошо нам знакомые американские истребители P-51 Mustang (модификации B, C и D, причем последняя в двух вариантах: с обычным прицелом N-9 и прицелом K-14, подстраиваемым под размер цели и расстояние до нее), P-38 Lightning (L и J; опять-таки, в игре самолет недостаточно устойчив на виражах, да еще имеет тенденцию к крену, словно бы от крутящего момента винтов - но винты P-38 крутятся в противоположных направлениях и суммарный момент равен 0!) и чуть менее известный P-63С-5 Kingcobra, разработанный на базе P-39 Aircobra с учетом замечаний советских пилотов и конструкторов (большинство "Королевских кобр" - почти 2400 - были поставлены по ленд-лизу в СССР).
США представлены и реактивным самолетом, также знакомым игравшим в MCFS 3 - это Lockheed P-80 (позже получивший наименование F-80 Shooting Star), в игре доступна его предсерийная модель YP-80. В отличие от экзотических германских реактивных машин, внешне это совершенно классический истребитель реактивной эпохи. Первый прототип поднялся в воздух 8 января 1944, а к концу того же года четыре YP-80 были отправлены в Европу для проверки в боевых условиях. Однако силы Люфтваффе к тому времени были уже слишком истощены, и в нескольких вылетах YP-80 так и не встретили ни одного самолета противника. Летом 1945 были сформированы 2 эскадрильи P-80A для отправки на тихоокеанский театр, но и они не успели повоевать - на сей раз чересчур быстро сдалась Япония. Боевое крещение этих машин состоялось только во время Корейской войны.
Из британских самолетов появились Spitfire Mk.Vb в четырех вариантах - с разными моделями двигателя (Merlin 45, 46 и 50) и двумя видами крыльев: с классическими для "Спитфайров" скругленными или прямыми концами.
Наконец, для советских ВВС появилась модификация тяжелого бомбардировщика ТБ-3 4М-34Р, использовавшаяся в качестве самолета-носителя, под крылья которому цепляются два истребителя И-16. В сцепленном состоянии работают двигатели всех трех машин, но у истребителей - на пониженных оборотах, и расход топлива идет из баков бомбардировщика. При подлете к цели истребители (в данном случае используемые как легкие бомбардировщики) отстыковываются, атакуют цель и возвращаются на базу своим ходом. Вы можете управлять любым из трех самолетов (и в любом случае самостоятельно выбирать момент расстыковки).
Еще один новый необычный объект, хотя он не является самолетом - германская крылатая ракета V-1. Эти ракеты, использовавшиеся для обстрела британской территории, летали достаточно медленно и часто успешно перехватывались истребителями союзников. Однако стрельба по такой ракете с близкого расстояния чревата взрывом, который накроет и стрелявшего. Вариант - стрелять не по корпусу, а по крылу ракеты. Но есть более экстравагантный способ для истинных асов: подлететь к ракете вплотную, синхронизироваться с ней по скорости и слегка подтолкнуть ее крыло своим. Выравнивать возникший крен она не умеет, начнет кувыркаться и грохнется. (Такое реально проделывалось пилотами союзников). Жаль, однако, что игра не позволяет следить за V-1 с "прикрепленной" внешней камеры, как за самолетом, а также фиксировать ее, как воздушную цель, через padlock view.
Прочие AI'шные аппараты - нормальные самолеты. У союзников здесь добавились тяжелый бомбардировщик B-17G и две классических военных модификации знаменитого DC-3 - американский транспортный самолет C-47 и советский "Ли-2" (имевший, в отличие от американского "брата", кое-какое защитное пулеметное вооружение (хотя и слабое) и даже использовавшийся (не от хорошей жизни) в качестве бомбардировщика). У Германии - четырехмоторный самолет морского патрулирования и разведки (проще говоря, охотник за кораблями в открытом море) FW 200C-3/U4 (создан в спешке в 1941 переработкой гражданского лайнера, оттого в качестве военного самолета не блистал ни скоростью, ни живучестью, ни бомбовой загрузкой), у финнов - истребитель-перехватчик Hawk 75 (A-3 и A-4), являющийся, на самом деле, экспортным вариантом американского P-36.
Свои претензии по поводу физической модели (которая таки претерпела некоторые модификации) я уже высказал - чрезмерная тенденция к срыву потока и неоправданный эффект крутящего момента у отдельных самолетов. В остальном же, как обычно в "Ил-2", все на весьма достойном уровне, включая, к примеру, недостатки двигателей, приводящие к их отказам.
По части графики тоже есть некоторые изменения, самым заметным из которых, видимо, должна была стать вода - как сказано в readme, если прописать в conf.ini Water=2, то отражения в воде береговых объектов должны колебаться, должны отражаться облака, и характер волн должен зависеть от погоды. Ничего этого я не наблюдаю. Причем если в настройках игры поставить детализацию ландшафта на максимум ("perfect"), прибой выглядит достаточно правдоподобно (хотя на малой высоте видно, что вода на самом деле плоская) и у берега просвечивает дно, зато вода почти черная, и в ней ничего не отражается, а также пропадают одинокие прибрежные деревья. Если поставить на предыдущий уровень, "excellent", отражения возвращаются (правда, облака не отражаются, лишь отбрасывают тени), но прибой убогий и дна не видно. При этом драйвера у меня даже более свежие, чем рекомендует Readme, и карта GF 5600 Ultra.
Маразм с отсутствием свастик на германских самолетах не исчез. Впрочем, есть надежда, что в русской версии это не так. В режиме "быстрых миссий" добавилась лишь одна новая карта, из числа предназначенных для онлайна - я по-прежнему не понимаю, что мешает сделать доступными все карты.
В общем, как водится - мелкие глюки и недостатки мешают поставить хорошему в целом продукту высшую оценку. Отдельных миссий тоже хотелось бы побольше (возможность наделать их самому в редакторе - неадекватная замена), да и набор обучающих при таком разнообразии самых разных самолетов явно надо расширить. Но все, что выходит под маркой "Ил-2", проходит по разряду "иметь обязательно"...
2561 Прочтений • [ИЛ-2 Штурмовик: Забытые сражения - Асы в небе ( YuN )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]