Пой, бродяга менестрель
Песни грусти и тревог.
Посох, лютня да свирель -
Вот и все, что дал нам бог.
Вся в снегу лежит земля,
И протерся плащ до дыр.
Мы богаче короля:
Наше царство - целый мир.
В. Растопчинко Играми в жанре RPG о похождениях героя-одиночки в фэнтезийном мире, конечно, никого не удивишь. Однако компании inXile Entertainment, похоже, удалось создать на этом истоптанном поле нечто оригинальное. Конечно, у их продукта имеется сходство с другими играми, такими, например, как Baldur's Gate: Dark Alliance (на модифицированном движке которой все и делается), Star Wars: Knights of the Old Republic или Curb Your Enthusiasm, но The Bard's Tale - не то, не другое и не третье.
Начнем с того, что герой, за которого вам предлагается играть - не воин, не маг и даже не вор, а, как и следует из названия, бард, он же менестрель. Тоже, в общем, персонаж, не чуждый фэнтезийному жанру, но как-то не часто выступающий в главной роли. Здесь же именно ему принадлежит первая скрипка, точнее, лютня. Это не значит, конечно, что он не способен помахать мечом в критической ситуации - и критических ситуаций, и мечей (а также ножей, арбалетов и прочего железа) в игре будет достаточно - но его фирменным оружием являются музыка и песни. Посредством которых он способен не только раскручивать трактирщиц на бесплатную еду и выпивку, но и, к примеру, вызывать разных потусторонних тварей.
По натуре наш менестрель отнюдь не романтик, а как раз наоборот - жизнь и странствия научили его цинизму и сарказму. Но, как говорится, глаза при этом добрые-добрые. То бишь в глубине души он парень не злой и готов помочь ближнему. Проблема, однако, в том, что ближнему после этого часто приходится горько раскаяться, что он принял такую помощь. К примеру, крестьянин не может управиться с норовистой лошадью. Наш герой тут как тут и с энтузиазмом берется за дело. Провозившись некоторое время и так и не найдя понимания со стороны строптивого коня, он приходит в ярость и убивает бедное животное. И ладно бы ущерб крестьянина ограничился только этим, так ведь нет! Наш бард умудрился пролить кровь аккурат в магическом месте, где убиенная лошадь немедленно превращается в демона и отправляется терроризировать окрестности. Герой, естественно, поспешно делает ноги, не дожидаясь благодарности местных жителей...
В общем, главная изюминка игры в том, что она носит откровенно пародийный и юмористический характер (причем юмор часто довольно-таки черный, что в моих глазах - достоинство). Разработчики издеваются над многочисленными фэнтезийными канонами и клише. К примеру, на пути героя постоянно попадаются 14-летние подростки, утверждающие, что они - Избранные. Правда, все они после этого быстро умирают какой-нибудь весьма насильственной смертью, и после каждой такой смерти появляется группа гномообразных существ, чтобы отметить это дело веселой песенкой. Или возьмем первый квест: бард приходит в таверну и получает весьма сложное и опасное задание - спуститься в подвал и убить там крысу. Он спускается по лестнице и накалывает на шпагу беспомощного грызуна. Гремят фанфары - великий подвиг совершен! Правда, вскоре после это появляется гигантская огнедышащая крыса длиной в 15 футов и поджаривает рассказчика, повествующего о героическом деянии, но это уже мелочи...
В целом игра нелинейна, ее можно не только проходить разными путями, но и прийти к разным концовкам. Нередко незначительные, на первый взгляд, обстоятельства оказывают существенное влияние на дальнейший ход событий. Например, к вам пытается прибиться маленький щеночек. Вы можете прогнать его (позже он сделает еще одну попытку, и его снова можно будет прогнать). Однако, если вы проявите собаколюбие, подросший песик со временем научиться вынюхивать вам клады, а потом и атаковать врагов. Некоторые приключения вообще доступны лишь в том случае, если у вас есть собака. В общей сложности сценарий игры со всеми возможными сюжетными поворотами и приколами занимает 700 страниц, и для того, чтобы исследовать все его возможности, игру придется пройти не один раз.
Разработчики позаботились о том, чтобы игрок мог уделять больше внимания сюжету, а не рутинным мелочам: например, если вы находите оружие, вам не надо тащиться в город, чтобы продать его. Если найденное оружие хуже того, что есть у вас, оно тут же превращается в деньги, а если лучше - в деньги превращается старое. Будут в игре также моменты, свойственные не RPG, а другим жанрам - например, аркадные места, где нужно прыгать с одной движущейся платформы (льдины или плота) на другую, попутно отбиваясь от врагов (надеюсь, впрочем, с этим не переборщат).
В общем, нетривиальный главный герой, нелинейность и, главное, юмор делают The Bard's Tale весьма многообещающим проектом. Правда, выйдет игра лишь ближе к концу 2004 года.