Миграция ежиков Ностальгия - страшная штука! Многих это непонятное гормональное расстройство атакует в самые непредсказуемые моменты бытия. Почему гормональное? Просто, любую эмоцию вполне можно объяснить парой тройкой расшалившихся гормонов. Ученым давно известно, что наши чувства - не более чем смесь разных химикатов и прочих ферментов, которые организм производит, дай ему только повод. Страх, ненависть, любовь и даже ощущение того, что вы вообще ничего не чувствуете - все это всего лишь физиология, тщательно скрываемая эволюцией и законами природы. Но испытывающим ностальгию от этого не легче.
Давным-давно ваш покорный слуга был адептом консолей. Каюсь, но тогда персональных компьютеров вообще не было в свободной продаже. Может быть, потому, что не каждому улыбалось строить отдельное помещение для работы с хитроумной машиной. Если бы человек вознамерился таскать компьютер с собой, ему пришлось бы волочить следом два промышленных комплекса и бригаду ученых с перфокартами. В условиях подобного дефицита, только консоли могли скрасить одиночество ума, которому слишком тесно в одной реальности. Кстати, почти все, кто жил в ту странную эпоху, поражены некоторым общим синдромом. Принято считать, что вот ТОГДА были игры, а сейчас так, жалкое самокопирование и недостойные поделки. Любой молодой циник, отважившийся узнать, что же за игры такие были тогда, рискует получить культурный шок, а возможно и легкую форму смерти.
Убожество графики, минимализм звука, кошмар управления и никакого сюжета. Казалось бы, эталон отстоя хранится именно там, в прошлом. Но, в этих играх было что-то такое особенное, волшебное! И спустя много лет их вспоминаешь с тем же чувством, что и безвозвратно ушедшее детство. Вроде, пеленки дурно пахнут, и ходить сам не можешь, и даже соска - неотъемлемый атрибут жизни, но вспоминаешь об этом так, будто счастлив там был до невероятия.
И знаменитый ежик Соник - фигура в виртуальном мире довольно знаменитая, если не сказать, что одиозная - родом именно из того времени. Игры про сверхзвукового синего ежика - это примерно тоже самое, что похождения Марио для целого поколения сочувствующих водопроводчиков. Культовый персонаж, который до сих пор так и не мог с успехом выбраться из приставочного окружения. Как выясняется, оно и к лучшему. Чувства чувствами, но откровенная бездарность во все времена воспринимается одинаково. И ностальгией эту проблему не скроешь.
ЕЖЕнедельник Итак, чем же так долго занималась компания Sega? Вы думаете, она в поте лица занималась производством мега-шедевра, дабы пришествие Соника в широкие массы играющего люда было воспринято как возрождение старой суперзвезды? А вот и нет! Компания Sega всю дорогу пыталась продать себя, да так, чтобы в итоге остаться в большой прибыли и вообще быть кругом независимой. Как? История сей потрясающей аферы вполне сгодится для какой-нибудь комедийной драмы, с невероятно трагическим концом в виде сегодняшнего Соника.
Как только директорат компании Sega отправился в далекое плавание к глубинам финансового дна, было решено сливаться с фирмой Sammy, которая до этого производила биллиардные аппараты и вообще немного не понимала, что происходит. Весь оставшийся мир расценил это как первые признаки шизофрении и решил спасти коллег по игровому бизнесу. Бледнолицые братья из Electronic Arts и Microsoft предложили свою скромную помощь, на что маленькая, но гордая Sega послала их обратно, откуда приехали. Даже засланный со специальным визитом Билл Гейтс не произвел нужного эффекта. В это же время продажи игровых автоматов резко упали, Sega потеряла кучу контрактов, а разработка Соников была приостановлена. Трудно делать ежей без штанов!
Далее решительно вступила в игру Namco, и через некоторое время мир узнал, что именно эта компания и впитает в себя все, что связано с именем Sega. Однако, Sega заявила, что упорно сливается с Sammy, а всех остальных просит пройти на выход. Не доросли еще! Соника в этот период кое-как доделали, однако результат был, мягко говоря, таким же, как и финансовое положение отчаявшихся оптимистов. В конце концов, выяснилось, что и с Sammy совершено неохота сливаться, потому что такая крутая Sega или помрет в гордом одиночестве, или завоюет весь мир сама! Жадность фраера сгубила, одним словом. На фоне всего этого, Соник все же выполз из денежного омута к нам. Выполз и с позором сдох. Баротравмы играбельности, жуткие укусы финансовых акул, лишивших игрушку всякого подобия красоты, и опухоли по всему интерфейсу. Отлично видно, что всплытие не прошло незамеченным.
Еж - птица гордая! Так что же перед нами? Портируя консольный хит, разработчики решили непросто немного улучшить графику и подогнать управление под нужды клавиатуры, но еще и добавить игре чего-то новенького. Поскольку у авторов обрезков игровой фантазии не хватило бы даже на создание новой модификации "Сапера", было решено впихнуть в игру элементы других игр из серии Соник. Подобную смесь приправили еще порцией из нескольких бонусных уровней, порезали это все на миссии и выпустили на рынок.
Одним словом, получилась не совсем удобоваримая кулебяка. Казалось бы, Соник есть, разработчики те же, а игра растеряла не то, что волшебство, а всю атмосферу прыгучего "колючконосца". Начнем с того, что на выбор предлагается несколько игровых режимов, среди которых сюжетный Adventure и два бонусных - Mission и Trial. Второй из них самый ценный, ибо позволяет побегать по некоторым уровням без особой головной боли, что несомненный плюс, ибо есть в местных уровнях одно гигантское достоинство. Но об этом ниже.
Второй позволяет переиграть некоторые из мини-игр, которыми новомодный Соник нафарширован под завязку. Развлечение сомнительное, потому что все эти мини-игры так достают во время сюжетного прохождения, что возвращаться к ним хочется так же, как и совершать повторное самоубийство. Кроме того, основная засада заключается в том, что все эти режимы будут доступны только после прохождения сюжетной части. Вечная любовь консольщиков побуждать игроков к повторному прохождению совершенно абстрактным стимулами уже вошла в подборку матерных анекдотов.
Выбираем одного из шести персонажей, среди которых присутствует как сам Соник, так и двухвостый лисенок Тейлз, непонятный покемон-переросток, Наклс, прическа которого напоминает сопли индюка, и девушка-ежиха, что уже достойно гомерического осмеяния. Зачем было лепить сюда женского ежа, да еще и розового цвета - понятно только обкуренным наркоманам, которым подобные глюки являются на регулярной основе. Все остальные от этого нововведения в тихом ужасе, потому что сразу ясно, что женщина в Сонике - к большой беде! Ах да, еще есть невнятный робот, но этого лучше вообще за живое не трогать, ибо нет у него ничего живого. Короче говоря, из 6 персонажей только тремя более-менее хочется поиграть, но... Но и этого нельзя! Потому что изначально, как говорится, для посещения открыт лишь сам Соник. Все остальное будет вам потом, если вообще останется желание доживать до этого "потом".
Сюжет, как всегда, блещет чудовищной оригинальностью и сценариста за подобные успехи наверняка уже перевели из яслей в более приличное заведение. Детский сад строгого режима, например.
Соник и его команда борется с Доктором Зло, который здесь почему-то назван Злым Доктором. Не волнуйтесь, никто не уличит вас в плагиате! Однако, от перестановки слов местами суть не меняется. Доктор Роботник, которого иногда еще называют не просто по имени, но еще и Яйцеголовым, дабы, наверное, уязвить самое интимное место злодея, решает захватить мир. Если раньше Роботник слыл порядочным зоофилом, в том смысле, что по всей округе собирал зверушек и сажал их в свои чудовищные механизмы, то теперь он исправился и создал для собственных извращений новую форму жизни. Эдакого слизистого жидкого мутанта, который пожирает энергетические кристаллы и растет. Всего кристаллов 7, а с каждым новым сила мутанта и его размеры увеличиваются до критического уровня. Как только мутант станет достаточно большим, Роботник натравит его на весь оставшийся мир, мир рухнет, Доктор понастроит там новых городов и будет ими единолично править, демонически хохоча. Вот такой гениальный план.
Соник должен весь этот бред предотвратить, мутанта загасить, Роботника пару сотен раз поименовать по яйцам и голове - в совокупности, а не по очереди, разумеется, игра-то детская! И, в конце концов, снова придется спасать этот мир от Мирового Зла, потому что без этого в аркадах никак.
Укол ежа Сама игра поделена на несколько частей. Во-первых, это скриптовые ролики. О, друзья! Они ужасны! По-настоящему и до мозга костей. Кошмарны во всем, от начала и до конца, в этом они верны себе, что, конечно, радует не сильно. Ужасны настолько, что их просто необходимо посмотреть всем в обязательном порядке, чтобы увидеть, как оно тяжело бывает, когда у вас из всех средств режиссуры только трясучка, а из всех актеров лишь два квадрата. Кроме того, периодически игра теряет свое звуковое сопровождение, поэтому вся вакханалия видеопозора проходит в гнетущей тишине. Очень страшно, точно вам говорю!
Следующая часть - это Квестовый элемент. Да, паникуйте и крушите мебель, потому что Соник теперь отрастил себе квестовые элементы! Некогда разудалая аркада, где надо было бежать вперед, сметая по пути врагов, освобождая зверей и глумясь над гигантскими боссами, теперь похожа на жалкий полудохлый интеллектуальный стеб.
Соник бегает по городам(!), где полно людей(!!), машин(!!!) и прочих бытовых штук, которым в данной Вселенной никогда не было места, заходит в магазины и переносит предметы с места на место. Кроме того, он может часами искать нужную кнопку, чтобы нажать ее, дабы открыть проход неизвестно где, чтобы дернуть там за рычаг и... В общем, полное "О, Боже!". Вы чувствуете, к какой Ларе Крофт все это идет? Бесконечные рычаги, потайные кнопки, для чего все это самому скоростному из всех ежей? Кстати, от скорости-то как раз не осталось и следа. Соник и пытается иногда разогнаться, как в старые добрые времена, но уровни, построенные для спринтеров, пораженных радикулитом, и отмороженная камера-экстремист не позволяют ему даже вписаться в поворот более-менее корректно. О, эти скалы, избитые ежом до смерти, и эти пропасти, которые за жизнь видели столько падений, что начали думать, будто они вовсе неопасны.
Что самое страшное, все эти квестовые локации связаны между собой. До каждой следующей можно добраться на транспорте вроде трамвая, лодки или вагонетки имени Индиана Джонса. В каждой необходимо совершить ряд оккультных действий с кнопками и рычагами, а иногда и что похлеще. Вроде, нажать кнопку в одной локации, а потом долго и нудно пилить назад, чтобы обнаружить там - о чудо! - новый проход! И при этом вокруг ни одного врага, все тихо, спокойно, и только пропасти позволяют покончить жизнь самоубийством в этом "раю".
Из локаций есть два выхода. На уровни и в мини-игры. И те, и другие жизненно важны для прохождения, и если уровни - это лучшее, что есть в игре, то вот мини-игры варьируются от терпимых, вроде скоростной гонки на сноубордах, до совершенно аморальных, вроде выращивания из яиц неведомых тварей, которых потом надо еще и прокачивать, будто мы забрели в какую-то RPG.
А уровни - это песня! За них бы я многое простил. Тут есть враги, есть старый добрый адреналин и есть ТА САМАЯ скорость! Чудовищная, ураганная, сверхзвуковая! Они похожи на американские горки, построенные по ту сторону нормального мира. Спиральные трассы посреди бушующего торнадо, уровни, которые рушатся у вас под ногами, взрывающиеся уровни, уровни, которые пожирают огромные касатки! И посреди всего этого беспредела молнией проносится Соник. Тут даже особенно думать не надо.
Газ в пол и вперед! Создается ощущение, что еще чуть-чуть и вас вожмет в кресло так, будто вы входите в гиперпространство на сверхсветовой скорости. Соник рикошетит от стен, пружин и батутов, расположенных в самых эпицентрах местного Армагеддона так, что любой пинбол продал бы душу Дьяволу хоть за сотую долю этой эпической поэмы красоты. Вокруг что-то постоянно происходит, причем в таком количестве, что если остановиться на секунду, события просто накроют вас волной впечатлений.
Одно решение - нестись к горизонту быстрее ветра, который, кстати, потрясающе красиво свистит в колонках! А на скорости не видно ни убогой графики, не экстраординарно тупых врагов, ни каких бы то ни было недостатков. Просто вперед, собирая колечки, местный аналог жизней, не задумываясь над тем, что мы собственно делаем. Странное развлечение, но приносит массу удовольствия.
А потом начинается скука. Снова непонятные квесты, тошнотворные ролики, изредка прерывающиеся на сражения с боссами, которых убить так просто, что все аркадники, понурив голову, уходят прочь.
Словом, в итоге имеем очень неровную игру. Намешали всего, а играбельным остался лишь один элемент. Зачем Сонику все эти квесты и связанные между собой локации? Зачем ему люди и скриптовые ролики? Зачем, наконец, такая картонная графика в начале 21 века и невнятный аркадный звук далеких 90-х? Неясно. И оттого, может быть, так обидно! Единственное, что ясно вполне, так это то, что Сонику нужны такие вот "беговые уровни". Совершенно потрясающие и динамичные настолько, что чувства просто вышибает из вас ураганным напором! Ностальгия просыпается только на скорости. В остальные моменты она спит беспробудным сном.