Наследники престола За все время существования жанра глобальных стратегий, в какой бы форме он ни проявлялся, не так уж много появилось игр, которые можно было бы сравнить с великой , не оскорбив при этом последнюю. Собственно, легендарную стратегию Мейера и сравнивать-то особо не с чем, были, конечно, проекты, пытавшиеся конкурировать с Civilization, у одних это получилось лучше, у других - хуже, но игр, которые действительно могли бы потеснить классику в сердцах геймеров, было очень не много. Как раз к этим немногим и относилась Europa Universalis - уникальная разработка Paradox Entertainment, объединявшая в себе глубину и насыщенность игрового процесса "Цивилизации", историческую достоверность, неплохую графику и, ко всему прочему, реальное время. C очередной вариацией на заданную тему под названием "Two Thrones" мы сегодня и познакомимся.
Масштаб событий на этот раз поскромнее: действия разворачиваются в Европе с 1337 по 1490 г. Разработчики включили в игру 5 сценариев, 3 из которых посвящены Столетней войне, а два других - внутрианглийским разборкам, следовательно, за Китай нам на этот раз поиграть не придется. В остальном игровой процесс со времен EU не изменился ни на йоту, равно как и игровые возможности, разве что интерфейс чуть-чуть подправили. Как и раньше игра с явным уклоном в сторону экономики, а не военных действий, хотя война там будет идти перманентно. Карта разбита на провинции, в каждой из которых есть свои постройки и своя торговая специализация. Вообще, по доброй традиции, ключом к процветанию народа остается именно торговля, собственно вся остальная экономика сводится к установлению налогов. Война, которую многие рассматривают как цель игры, состоит в создании армий и указании им пункта назначения, а вот сами сражения проходят уже без нас. Ну и третий кит, на котором держится процесс в "Two Thrones" - дипломатия. Палитра переговоров довольно пестрая, от банального объявления войны до тонких закулисных интриг. Как и раньше нам уготованы многочисленные пребывания в роли главы государства: крестьянские восстания, эпидемии, пакости соседей и так далее.
Игра идет в реальном времени с сильно изменяемым масштабом, причем на минимальной скорости играть скучно до безобразия. В еще большей степени варьируется уровень сложности - ступеней на этот раз пять. Несколько урезан выбор : от двух до восьми наций, хотя и этого вполне достаточно.
А вот графики хотелось бы уже несколько иной. Понятно, конечно, что от глобальной стратегии сложно ожидать чего-то в стиле Command & Conquer: Generals, но все же в Paradox Entertainment конкретно схалтурили. Три года назад все это еще как-то смотрелось, но времена меняются, и запросы игроков растут день ото дня. На местную же анимацию без слез не взглянешь, все разнообразие и многовековое богатство русской ненормативной лексики не может описать перемещения юнитов - в шахматных программах фигуры и то больше движений делают. Зато музыка хорошая.
Итак, мы имеем достаточно необычный продукт. Во-первых, достоинств у "Two Thrones" море, да и вообще игра стоящая хотя бы потому, что ведет свое начало от Europa Universalis. Судите сами: отлично проработанный баланс всех сфер жизни государства, детальнейшее управление, некоторая историческая достоверность, приличный масштаб - короче, все элементы хорошей глобальной стратегии. Кроме того, добавьте к этому реальное время, которое вносит в игру заметный динамизм, заставляя игрока не спать перед монитором, а быстро принимать решения - все это способствует максимальному погружению в мир виртуальной реальности.
В то же время, это означает, что "Two Thrones" - игра, мягко говоря, не для всех в силу именно своих достоинств. Далеко не каждый захочет разбираться со всеми тонкостями управления империей - слишком уж этих тонкостей много. Кроме того, размеренный игровой процесс и необходимость увязывать военные действия с грамотной и последовательной внутренней политикой также могут отпугнуть многих агрессивных любителей быстрых разборок. И все-таки... когда же в Paradox озаботятся наймом художников и аниматоров?