"Наша жизнь - Колизей".
Ария Пожалуй, Coliseum - одна из самых необычных игр, которые я видел за последнее время, причем, дело не в новизне подходов или навороченной графике, как это обычно бывает, а в абсолютной несовместимости идеи и жанра. Как не трудно догадаться по названию, речь пойдет о гладиаторских боях и, казалось бы, нас ждет нечто вроде Mortal Combat или, в крайнем случае, какой-нибудь стратегии в реальном времени, но ничего подобного. Даже метка TBS в графе жанр>
является большой условностью - игра представляет собой симулятор жизни менеджера(!) гладиаторских боев времен Древнего Рима. Вообще, подобный жанр больше характерен для спортивных игр: футбол, F1 и тому подобное - а вот для смертельных схваток на арене Колизея это как-то не очень подходит. Хотя почему бы и нет? Итак - Coliseum.
Сразу нужно оговориться: игра текстовая. То есть, по большей части нам предстоит не смотреть на красивые картинки, а читать длинные, хотя местами и интересные куски текста. Суть игры в том, что игроку, точнее, одному из его бойцов-гладиаторов предстоит выиграть чемпионат на арене Колизея, победив в нескольких схватках. Нам, соответственно, приходится заниматься приобретением и подготовкой воинов, их экипировкой, кроме того, нужно зарабатывать деньги различными способами и так далее - короче, привычная работа менеджера, единственный нюанс - специфичная обстановка. Игра походовая, то есть, после всех необходимых действий нажимаем кнопку и начинаются бои на арене, где будут участвовать и ваши гладиаторы, точнее - тот, которого вы заявили в качестве основного для этой серии боев. В это время другие бойцы могут повышать свои навыки, а также с каждым ходом будет идти развитие специальных способностей - например, чрезмерная агрессивность.
Характерно, что значительная часть средств уходит на... допинг. При желании, бойца перед поединком можно экипировать разнообразной химией, что превратит его в некое подобие ходячей аптеки с запасом препаратов на все случаи жизни: от имодиума> до стимуляторов. При этом некоторые вещества могут оказывать негативное влияние, что и понятно: если накачать гладиатора наркотиками, он, конечно, не сразу заметит, что ему отрубили руку, но ведь потом кайф пройдет. Несколько удивило при этом, что нам не дали возможности выбирать для бойца оружие и доспехи: я, например, сплю и вижу, чтобы выпустить на арену самурая с катаной - учитывая кучу исторических нестыковок в Coliseum, это не сильно отразилось бы на достоверности, но вот остроты действию прибавило бы.
Кроме тренировки бойцов нам предстоит заниматься и их, точнее, своей, рекламой: иначе спонсоры не появятся. Еще один способ относительно честного получения денег - продажа уже раскрученных> гладиаторов на аукционах, ну и победы на арене, конечно же.
В самих боях мы можем участвовать лишь косвенно: перед началом смертельного поединка у игрока будет возможность выбрать линию поведения для бойца (агрессивную или оборонительную, например), плюс, во время боя его можно подбадривать. Набор фраз для этого весьма забавный: начиная от мочи его> и заканчивая чем-то вроде не смотри так на меня, я тоже не знаю что делать>. На этом участие игрока в разборках заканчивается, да и самих боев мы не увидим, придется только читать текст, обильно выводимый на экран. Комментарии вполне достойны, правда, иногда местных журналистов> несет куда-то не туда, и появляются такие перлы, что челюсть начинает ползти в сторону паркета. Порой кажется, что бои комментируются с третьих рук: сидит, значит, такой комментатор>, слушает местное радио с прямым репортажем и, составив себе ужасную картину, начинает ее описывать... как может.
Кстати, стоит отметить некоторый гуманизм программистов: в большинстве случаев гладиаторы остаются живы, хотя если внимательно почитать те же комментарии, то получается, что бойца нарезали мелкими ломтиками, но ничего, живет. Кстати, различных ран здесь около двухсот.
О графике сказать особо нечего, поскольку статические картинки и иконки плохо нарисовать весьма сложно, а больше здесь никакой графики и нет: буквы, конечно, красивые, но это немного не то. Но вот звуки - это что-то с чем-то, особенно на арене. Такого количества оттенков звучания А> и Ы> я не слышал нигде и никогда. Видимо, это призвано оживить общую картину, но минут через пятнадцать от этого раскатистого ЫЫЫыыыы> становиться как-то не по себе. А уж реакция несчастных гладиаторов на попадания в них - это вообще супер: наверное, так орет в доску пьяная горилла, севшая на дикобраза.
К этому великолепию> добавляется пара стандартных звуков типа гонга, по традиции символизируемого звоном бьющейся посуды. В общем, в Coliseum стоит поиграть хотя бы для того, чтобы послушать плоды творчества местного композитора - честное слово, я давно так не смеялся.
В целом, впечатления несколько неоднозначные. Идея, в принципе, неплохая и в меру оригинальная, да и реализация отнюдь не на самом низком уровне. Возможностей много, уровень сложности достаточно высокий, чтобы сделать игру интересной, при этом не перегружая игрока, неплохо сделан интерфейс и подробная справка по всем ключевым моментам. Багов, опять же, нет, хотя, учитывая жанр, было бы странно, если бы они были. Но есть и масса недостатков: главный из них - это, конечно же, невозможность увидеть собственно бои. Впрочем, несмотря на это игра достаточно интересная, так что ознакомиться с ней, безусловно, стоит. Конечно, на месяцы Coliseum вас увлечь вряд ли сможет, но вот подарить несколько приятных часов - вполне.