Роскошное плавание Первые океанские лайнеры использовались скорее для перевозки грузов, чем людей. Однако уже в 1818 году Нью-Йоркская судоходная компания впервые организовала пассажирское сообщение с Великобританией. Вторая половина XIX века заставила бизнесменов уделять гораздо больше внимания комфорту путешественников. В этот период на кораблях стали появляться рестораны и различные развлечения, а палубы стали украшать электрическими огнями. Примечательно, что иногда эти же корабли доставляли иммигрантов в США, которым приходилось путешествовать "низшим классом" с собственной едой и любым местом ночлега, которое удастся обнаружить. Современный же круизный лайнер - своеобразный "корабль развлечений", где акцент делается не столько на доставку пассажиров, сколько на удовольствие от самого круиза.
Осенью прошлого года на воду был спущен самый роскошный корабль за всю историю человечества - таковой считают "Queen Mary II" создавшие ее французские судостроители. Корабль был укомплектован роскошью под завязку, включая бассейны, рестораны, бары, великолепные каюты и даже театр, что не могло не сказаться на стоимости билета, которая доходит до нескольких тысяч долларов. Всем, кто по каким-либо причинам не может позволить себе такого путешествия или же хочет взглянуть на жизнь владельца подобного корабля изнутри, к ознакомлению предлагается экономическая стратегия Luxury Liner Tycoon (LLT).
Первое, что бросается в глаза - отсутствие интерактивного обучающего сценария. Конечно, в директории с игрой вы найдете файл с подсказками, оформленный в виде стиле веб-страницы, но ознакомление с массивами текста и картинок отнимет некоторое время.
В самом начале путешествия вашему взору предстанет большой, но практически пустой, пришвартованный лайнер. Корабль разделен на палубы, причем часть пространства уже отведена под двигатель и контрольный центр, где капитан и его помощники несут круглосуточную вахту. Выбрав нужный уровень, можно приступать к строительству. Одной из основных трудностей станет именно нехватка свободного места, ведь некоторые помещения могут занимать весь этаж или вообще не помещаются на самом маленьком лайнере, а уж о том, чтобы поставить все доступные постройки, можно даже не мечтать. Много времени придется потратить на тщательную планировку комнат. К тому же меньшее пространство коридоров весомо сократит количество мусора.
Прежде всего, необходимо расположить пассажирские каюты. Диапазон возможностей здесь чрезвычайно широк: от однокомнатных "кладовок" без окон и семейных апартаментов до роскошных номеров "люкс" с встроенными в стену телеэкранами. В связи с этим необходимо будет соблюдать баланс между комнатами с различным числом совмещенных или раздельных коек, чтобы заманить на судно наибольшее количество пассажиров. На каждой палубе придется размещать полный комплект обслуживающих помещений, позволяющих нанимать горничных, уборщиц, инженеров и техников, т.к. между этажами данные персонажи перемещаться отказываются.
Когда все это сделано, можно подумать об инфраструктуре. Ваши пассажиры, как обычно, почти всегда голодны, их мучает жажда и терзает скука, они не любят тратить время на сон (однако иногда делают это в коридорах, не достигая своей каюты) и отовариваться в местных магазинчиках, как будто устав от огромных супермаркетов, которые можно было строить в Mall Tycoon 2 (MT2). Также постояльцы просто обожают беспорядочно перемещаться по кораблю. Для того чтобы помочь им скоротать время в путешествии, а заодно и вытрясти из них побольше денег, существует несколько основных категорий построек: питание (бары, закусочные, столовые, рестораны), развлечения (кинотеатр, казино, концертный зал, клубы, дискотеки), досуг (бассейны, спортплощадки, библиотеки, солярии), обслуживание (гиды, охрана, фотографы, сестринская, игровая комната для детей), магазины, разнообразные объекты для украшения и обстановки (цветы, скульптуры, фонари, шезлонги и столики). В каждой категории существует набор подгрупп, сами помещения в которых различаются лишь по престижности, затратам на обслуживание и дизайну (большие его любители могут также изменить напольное покрытие палубы). Пассажиры классифицируются по возрастным категориям, и удовлетворить потребности всех - непростое занятие. Все используемые палубы необходимо будет соединить с помощью лестниц или эскалаторов. Последние гораздо больше радуют туристов, но требуют большие средства на содержание и постоянного внимания техников.
Следующий комплекс проблем - управление временем. Идея давно не новая, но опять собственноручно нужно выбирать время открытия/закрытия точек и рабочие смены (день, вечер, ночь) для каждого сотрудника обслуживания. В первом случае секрет довольно прост: хотя бы одно здание каждого типа должно быть доступно в любой момент времени, что резко улучшит настроение пассажиров. Клубные вечеринки и концерты устраивайте ночью, а спортивные игры лучше будут востребованы днем, однако данное правило не касается еды и выпивки (грамотно поставленный бар вообще может принести больше, чем все остальное в совокупности). Во втором - все не в пример сложнее. Какие бы смены вы ни выбрали, мораль подчиненных неумолимо падает вниз. Любая работа их сильно удручает, а уж одиночное дежурство легко вгоняет в депрессию. Когда настроение инженера, например, падает до красной отметки, он запирается в своей каюте и не двигается с места, пока не отдохнет, даже если постройки на этаже начнут разваливаться на части.
Кстати, кадровый менеджмент отнимает приличную часть игрового времени. Весь персонал условно можно разделить на 2 группы: менеджеры и обслуга. 10 управляющих представляют собой элиту вашего корабля, требующую высоких зарплат и способную к повышению квалификации. К этой группе относятся капитан, директор круиза, координатор досуга, офицер безопасности и другие. Обучение, помимо непомерно высокой стоимости и немедленного получения результата, открывает все новые постройки (в начале около 75% сооружений недоступно) и типы обслуги в соответствующих группах или же просто повышает рейтинг круиза. Опять же обидно, что, например, профессиональный капитан с практической точки зрения годен лишь для лишней звездочки вашему путешествию и, в любом случае, не способен ускорить плавание. Однако обязательно сразу повышайте до первого уровня мастерство завхоза, главного инженера и менеджера по обслуживанию, иначе ваш корабль отправится в круиз без уборщиков и ремонтников, что вскоре не замедлит сказаться на его состоянии. Для сравнения: купив самый дешевый корабль и потратив все имеющиеся в начале немалые средства на обучение, развить по максимуму удастся лишь половину команды. Обезличенная обслуга также делится по типам, и расходы на ее содержание отнимут большую часть доходов. По мере путешествия мораль и эффективность работы падают (иногда случайным образом), но найти замену ленивым можно в ближайшем порту. Можете бесконечно нанимать/увольнять новую прислугу, пока не появится нужный уровень настроения, но ведь прийти на корабль иногда может и уже обозленный на жизнь сотрудник. "Баловаться" с уровнями зарплаты в данном случае не позволяется.
Пожалуй, самое сложное после грамотной планировки - ценовая политика. Здесь свободы гораздо больше: можно варьировать цены на пассажирские каюты, но опять же рекомендуется оставить их с начальными установками, чтобы не отпугнуть клиентов и не заниматься благотворительностью. Каждая постройка: будь-то прачечная, газетный киоск, бар или бассейн - открыта для манипуляций. Изначально все для пассажиров бесплатно, но это приходится немедленно исправлять, чтобы избежать больших убытков. Плату за пользование объектами держите на уровне трети часовых издержек заведения, т.к. более высокий сбор сразу уменьшит число посетителей. Чем больше всего вы построили, тем быстрее "тают" наличные на обслуживание, поэтому не менее важно всегда думать об окупаемости. Главный источник дохода - поступления от продажи билетов (сдачи в наем комнат). Учтите, что, присоединившись к вашему путешествию и заплатив один раз за билет, пассажиры могут оставаться на борту до конца круиза (для этого необходимо проплыть определенное расстояние). Некоторые, конечно, сойдут в следующем порту, их места займут новые постояльцы, но с доходом, полученным в момент первого отплытия, это не сравнится. На корабле не должно быть дефицита в каютах и основных сооружениях инфраструктуры, но не стоит увлекаться строительством. Когда уровень наличности опустится до нуля, игра просто закончится. Богатые пассажиры поднимаются на борт в крупных городах, которых не так много на карте. Менее обеспеченные также не прочь воспользоваться услугами морского "такси", но зато их почти всегда больше.
Укомплектовав корабль всем необходимым, совсем немного времени нужно потратить на изучение навигационной карты. Независимо от географии круиза (всего доступно 12 маршрутов, включающих Средиземное и Карибское моря, Юго-Восточную Азию, Канаду и побережье Аляски, США, Мексику, Латинскую Америку) остановки делаются в каждом городе, где вам будет представлен отчет о том, сколько местные хулиганы и карманники поломали/украли за рейс. Также необходимо следить за уровнями запасов еды и топлива, однако непонятно, где они хранятся, когда вокруг до нижней палубы - одни развлечения. Все расчеты делаются автоматически, но без необходимого груза с продовольствием часть людей придется оставить в порту. У каждого корабля свой размер склада, а товары будут дешевле в слабо развитых районах. В море никакие строительные работы не допускаются, как и наем новых сотрудников.
На каждой остановке пассажиров можно отправить в экскурсию (оставить на корабле, выбрать шоппинг-тур, поездку на автобусе, "ночную жизнь вечеринок и фестивалей", знакомство с местной кулинарией). Избавившись от бесшумной толпы, можно спокойно внести необходимые изменения, чаще всего связанные с кадровой чисткой. И от экскурсий можно получать доход, если, конечно, не отправлять туристов в поисках памятников на практически необитаемый остров. Размер получаемой от этого прибыли - чисто символический по меркам общих расходов. Часть средств можно потратить на различные рекламные кампании, призванные увеличить число новых клиентов. На пути плавания никаких айсбергов, штормов, рифов или пиратов вам не встретится, поэтому все время придется наблюдать за спокойной корабельной жизнью, корректируя цены и другие мелочи. Однако ваши пассажиры могут заболеть в пути от чрезмерного обжорства и алкогольных напитков, но все это лечится аптечными киосками и командой докторов. Кстати, один круиз даже на максимальной скорости игры может занять более получаса реального времени.
Самый главный показатель успеха в игре - рейтинг вашего круиза. Повышают его обученные офицеры, число развлечений и стоимость использованных предметов обстановки. Понижают - жалобы, плохое состояние помещений, количество мусора. С течением времени рейтинг неуклонно падает вниз, т.к. новые клиенты изменяют возрастную структуру пассажиров и могут, например, предпочесть библиотеку дискотеке. Поэтому на остановках, возможно, придется что-то перестраивать.
В LLT присутствуют три режима игры. Карьера капитана предлагает, купив корабль (модели различаются по цене, числу палуб, размеру свободного пространства), отправиться в любой круиз, увеличивая собственный капитал (наличность и денежная оценка лайнера). Затем судно можно обменять на новое, потеряв все постройки и уже обученных менеджеров со всеми вытекающими последствиями. Следить за всеми завершенными круизами помогает система показателей, таких как общий рейтинг, возраст корабля, его текущая стоимость и т.д. Режим сценариев представляет собой набор миссий с заранее оговоренными параметрами. По аналогии с MT2, на уже обустроенных лайнерах, например, придется столкнуться с большим числом жалоб или кадровыми проблемами. "Песочница" - облегченный вариант карьерного плавания, где зарабатывать деньги немного проще, а общим показателям не уделяют никакого внимания.
Интерфейс также сделан в стиле MT2, что довольно удобно для экономических стратегий, т.к. найти нужную кнопку очень просто, а большая часть экрана при этом остается свободной. В LLT можно следить за доходами и расходами, сгруппированными по основным категориям. Статистическая панель отобразит всю необходимую информацию о путешествии. Минусами в строительстве являются отсутствие хотя бы частичного возврата средств за сносимые помещения и невозможность изменить расположение уже построенных кают. С экономической точки зрения игра выполнена не совсем гладко, но и легкого обогащения не ждите. Отсутствие вашего постоянного вмешательства в круиз опасно скорым банкротством.
Музыкальное сопровождение включает несколько композиций в стилях джаз, блюз и гавайских ритмов, что вписывается в игровую атмосферу, но повторение мелодий не заставит себя долго ждать. Звуковое оформление можно охарактеризовать так: звонок, гудок, клик и шум волн (на финальной заставке); другие эффекты замечены не были.
Трехмерное графическое исполнение практически полностью перенесено из MT2 со всеми прошлыми огрехами и с теми же самыми возможностями вращения и масштабирования. "Визитной карточкой" этого движка также являются возможность переключения камеры на "вид из глаз" любого персонажа и отсутствие прорисованных черт лица. В некоторых ракурсах пешеходы похожи на совокупность геометрических фигур, траектория движения которых просто удивляет: они почему-то иногда придерживаются стен и часто ходят по одним и тем же тропинкам, которые через некоторое время покрываются горой мусора. Чуть больше внимания было уделено детализации окружающего интерьера, но его практически полная статичность все еще выглядит неестественно. Пассажиры практически не взаимодействуют друг с другом и могут в одиночку играть в бадминтон, "зажигать" на танцполе, выполняя при этом комплекс упражнений для начинающих гимнастов; продавцы круглосуточно осуществляют непонятные манипуляции с кассой, бармен смешивает один и тот же коктейль, а пианист продолжает играть, причем на фортепьяно без клавиш, даже на покинутом корабле. Хотя иногда такие моменты смотрятся забавно, вряд ли программисты планировали веселить всех таким образом. Ночь сменяет день так, словно кто-то плавно уменьшает яркость монитора. Легкий ветер, ясное небо и хорошая погода вас никогда не оставят (даже на Аляске), также приготовьтесь к тому, что порт и все остальное за бортом удастся рассмотреть только с палубы судна, перемещая "привязанную" камеру в разные стороны. Правда, хотя бы города изображены с приближенной оценкой местных климатических условий.
Морская болезнь
К сожалению, разработчиков нельзя похвалить за оригинальность идеи, т.к. концепция обустройства и эксплуатации роскошного лайнера уже была реализована в игре Cruise Ship Tycoon, причем на лица виртуальных человечков там не поскупились, а география маршрутов и особенности строительства почти не изменились с того времени. Многоэтажный магазин из Mall Tycoon 2 превратился в многопалубный корабль в Luxury Liner Tycoon, не избавившись от общего однообразия игрового процесса и прошлых ошибок. Остается надеяться, что в скором будущем вместо множества сиквелов к уже знакомым играм жанра или нового исполнения ранее выпущенных проектов, вносящего в них минимальные изменения, нам все-таки удастся увидеть что-нибудь свежее и более оригинальное.