Война XXI века "Коляски хорошие, но детей из башни вытаскивать неудобно..."
Фольклор Как правило, жанр походовых варгеймов рассчитан на весьма узкую аудиторию фанатов и очень редко появляются проекты, которые в состоянии получить хотя бы долю популярности, свойственной бесчисленным клонам C&C. В общем-то, это не удивительно: не так уж и много найдется людей, готовых смириться с посредственной графикой и неимоверной сложностью. В последнее время, впрочем, и немногочисленные фанаты жанра предпочитают что-нибудь типа WarCraft, поскольку программисты посчитали, что если хорошая графика не нужна, значит можно выпускать в свет под видом варгеймов все что угодно, хоть тетрис. К счастью, не все разработчики так думают, поэтому время от времени на рынке появляется что-то действительно стоящее и лучший пример этому - вышедший недавно Point of Attack 2.
Надо сказать, что рекламировался этот проект давно и весьма активно, нам пообещали абсолютно все, о чем может мечтать истинный стратег и даже чуть больше. Как ни странно, программисты обещания сдержали - PoA2, возможно, лучший варгейм за всю историю. Во-первых, этот проект разрабатывался при активном участии военных, поэтому мы имеем, так сказать, проект двойного назначения - из серии . Из этого вытекает максимально возможный уровень реализма и ряд приятных моментов, вроде официальной символики: в частности, юниты обозначаются пиктограммами, используемыми для аналогичных целей в НАТО - мелочь, конечно, но сколько удовольствия. Во-вторых, командовать войсками мы будем в современное время, а не в далекие 40-е годы прошлого века, как в каждом втором варгейме. А это значит, что все многообразие операций современных армий ждет нас в PoA 2: начиная от штурма укрепленных позиций и заканчивая ведением электронной разведки, следовательно и техника, равно как и структура подразделений соответствуют современному этапу. Надо сказать, что игра эта создана еще и с учетом сложившейся к настоящему моменту геополитической ситуации: по большей части мы будем воевать с террористами, причем, не только в любимых программистами Азии и ее окрестностей, но и в Европе и Америке. Кошмарный образ: злобные террористы рассекают в небе Калифорнии на купленных по дешевке МИГах, а мы, значит, с ними боремся. Дожили.
Теперь собственно о том, что нас ждет в PoA2. Прежде всего, масштаб сражений сравнительно не велик - в основном нам предстоит управляться с относительно небольшими единицами вроде роты или батальона, но, в любом случае, фронтом нам командовать не дадут. Зато какие открываются горизонты: детальные штурмы населенных пунктов, форсирование рек, да и бои на открытой местности будут в избытке. Кроме того, обратите внимание на карты, точнее на их детализацию. Выполнены они, кстати, в виде топографических карт, впрочем, по всей видимости, они соответствуют реальным.
Существует несколько уровней сложности, отличающихся возможностями по управлению войсками, точнее, сколько из этих возможностей возьмет на себя компьютер. Причем если вы решите делать все сами, придется отдавать неимоверное количество приказов - это несколько утомляет, но действительно интересно. Мы будем командовать пехотой, бронетехникой всех разновидностей, авиацией, даже поддержку с моря можно запросить, а кроме этого: электронная разведка, инженерные войска, химзащита, снабжение и так далее, все перечислить невозможно. Особенно порадовала авиация: такого количества громких имен я и в авиасимуляторах не встречал: F-14, F-15, F-111, F-22, F-117, B-1, B-2, A-10 - это далеко не полный перечень, образцов десятки. Причем у вас будет практически полный контроль над всем происходящим, вплоть до определения типов боеприпасов, используемых юнитами. Кстати, у юнитов может быть несколько функций, например, те же танки вполне могут пострелять из зенитных пулеметов по штурмовикам противника - это, конечно, не лучшее средство ПВО, но на безрыбье и пистолет сойдет за . Кроме врагов, ваши войска будут взаимодействовать и с гражданским населением, понятно, что оно, вообще говоря, должно оставаться относительно невредимым. Кстати, кроме уже существующего и проверенного временем оружия, в игру впихнули и то, чем по всей видимости будут воевать армии недалекого будущего, в первую очередь - энергетическое оружие. Не подумайте ничего плохого, танков с лазерными пушками здесь не будет, но некоторые новейшие разработки встретятся.
На самом деле, то, что написано выше - это лишь малая часть того, что есть в PoA 2, эта игра, похоже, безгранична. Не буду лишать вас радости больших и маленьких открытий, скажу лучше об оформлении и некоторых замеченных недостатках.
Графика ничего нового не привнесла, но порадовали карты, о чем я уже сказал, плюс, иногда появляются разнообразные картинки. Увы, но на этом все и заканчивается, вся игра - это сплошной набор иконок и символов. Всегда вот меня интересовал вопрос: что, если к широким возможностям управления армиями добавить графическое представление этих армий (например, при выборе танкового взвода могло бы появляться изображение этих танков), хуже будет что ли? Или тормозить сильно начнет? Так ведь можно же код чуток оптимизировать:
Кстати, насчет тормозов. Единственный действительно серьезный недостаток PoA 2 - это системные требования. Поверьте, насчет P4 с частотой в полтора гигагерца в качестве минимальной конфигурации - это не шутка. У меня на двух ГГц это чудо работало с такой скоростью, что за время хода компьютера я успевал кофе выпить, а уж если были крупные сценарии...
Кроме того, PoA 2, несмотря на великолепную проработку практически всех аспектов, связанных с боевыми действиями и управлением войсками вряд ли придется по вкусу большинству любителей стратегий: слишком уж сложно. Чтобы разобраться со всеми тонкостями командования, даже с учетом минимального уровня сложности и обучающих сценариев, вам потребуется недели две. Занятие, надо сказать, не для слабонервных. Но вот если у вас хватит терпения, вполне возможно, что PoA2 заслуженно станет вашей любимой игрой, причем не только в жанре варгеймов.