Игры разума Я всякий раз поражаюсь неисчерпаемости шахматных проблем
и все больше убеждаюсь в непознаваемости шахмат.
Г. Каспаров Издревле шахматная игра считается пробным камнем ума, мерилом интеллектуальных способностей человека. Эти миниатюрные деревянные фигурки обладают поистине магической притягательностью! Однажды познакомившись с шахматами, многие люди испытывают непреодолимое желание возвращаться к ним снова и снова. Их гениальность - в простоте правил, сочетающейся с поистине неисчерпаемыми возможностями геймплея и бесконечностью вариаций. Научиться передвигать фигуры совсем несложно, но достичь совершенства в этом процессе - невероятно трудно!
Компьютеры, являющиеся порождением человеческого интеллекта, унаследовали от людей любовь к шахматам. В чем же состоят достоинства и недостатки современных шахматных программ? К сильным сторонам, в первую очередь, относится использование дебютной библиотеки. Как известно, в современных шахматах дебют является, пожалуй, важнейшей стадией партии - любая, даже самая незначительная на первый взгляд, неточность может иметь далеко идущие (или не очень далеко - если ошибка грубая) последствия. Недаром среди шахматистов бытует поговорка: "Выиграть партию в дебюте нельзя, а проиграть - можно". Новейшие наработки в буквальном смысле бесценны и держатся в строжайшем секрете! А идеи, прошедшие практическую проверку в реальной партии гроссмейстеров, незамедлительно пополняют компьютерную базу данных.
Второй несомненный "козырь" шахматных программ - нечеловеческая (во всех смыслах) глубина перебора вариантов. Уже сейчас в некоторых позициях компьютер способен просчитывать все возможные варианты на 25 ходов вперед! Некоторые эксперты утверждают, что при возрастании этой цифры вдвое шахматные программы станут непобедимы. Конечно, не все так просто - сила программ зависит от множества других факторов, но доля правды в этих опасениях, безусловно, есть.
Слабости "компьютерных шахматистов" - продолжение их же достоинств. В погоне за глубиной перебора программисты пока не утруждают себя разработкой кардинально новых алгоритмов. И вот уже опытным шахматистам все труднее найти "10 отличий" не только между версиями одной и той же программы, но даже между разными программами! Отдавая должное необычайной тактической "зоркости" "электронных гроссмейстеров" и способности иногда очень цепко защищаться, за что нужно благодарить все те же счетные способности современных компьютеров, нельзя не отметить бич существующих ныне программных алгоритмов - неспособность составить план на игру. Иными словами, программа играет "от хода к ходу", совершая иногда просто непростительные "ляпы" - например, запутавшись в древе вариантов, может попасть под разгромную атаку в миттельшпиле. "Электронные монстры" максимально используют все возможности самой сильной фигуры - ферзя, но стоит произвести их размен, как потенциал программы резко падает, что блестяще подтвердили Крамник и Каспаров в матчах с "Фрицами".
Незаметный герой
Созданный немецкими программистами Shredder, в отличие от своих более разрекламированных собратьев, "Фрица" и "Джуниора", не может похвастаться громкими результатами в поединках с "живыми" шахматистами. Просто потому, что прецедентов практически не было - за исключением матча с российским гроссмейстером Волковым, который Shredder уверенно выиграл со счетом 2-0. Зато Shredder преуспел в другом: он является пятикратным чемпионом мира среди шахматных программ, в том числе двукратным чемпионом мира 2003-го года (в "классических" шахматах и блице)!
Вы спросите: "Как же так? Почему сильнейшим шахматистам планеты противостоят Fritz и Junior, а не лучшая на сегодняшний день шахматная программа?" Вероятнее всего, ответ на эти вопросы следует искать в области бизнеса и взаимоотношений между производителями программного обеспечения с одной стороны и ведущими шахматистами мира - с другой. Аксиому "реклама - двигатель торговли" еще никто не отменял!
Общеизвестен тот факт, что создатели "Джуниора" состоят в давних приятельских (и деловых) отношениях с Каспаровым - и Каспаров проводит матч с Deep Junior. "Под крылом" ведущего мирового производителя и дистрибьютора шахматных программ, немецкой компании ChessBase, находится не только множество разномастных "тайтлов" (в том числе и Shredder), но и "родной" для нее Fritz - с ним и встречаются за доской чемпион мира Крамник и тот же Каспаров! Все матчи проходят по одному сценарию - обе стороны выигрывают по одной партии, демонстрируя при этом сильные и слабые стороны как человеческого интеллекта, так и алгоритмов компьютерных программ. В итоге, к всеобщему удовлетворению, поединки завершаются вничью. Каждому, как говорится, свое: настоящим гроссмейстерам - слава, их виртуальным "коллегам" - почет и паблисити (что способствует росту объемов продаж данной программы среди населения). Авторам Shredder'a остается только завидовать своим более удачливым (пронырливым?) коллегам! Но, к счастью, они нашли себе более продуктивное занятие - не унывают и продолжают совершенствовать свое детище.
В новой версии немецкой программы в качестве интерфейса мы видим до боли знакомую стандартную оболочку "Фрица". Впрочем, это не может являться недостатком - "Фриц"-интерфейс очень удобен и функционален. При инсталляции программа просит нас выбрать в качестве средства коммуникации один из 15-ти языков, в число которых, по недоброй традиции, не вошел русский; зато есть такие "распространенные" языки, как каталонский, словацкий, словенский, турецкий и даже баскский! Такая ситуация не может не вызывать чувства легкого недоумения и досады - все-таки, именно Россия является сильнейшей шахматной державой!
К счастью, это недоразумение - чуть ли не единственный недостаток нынешнего лидера мирового рейтинга шахматных программ (да-да, есть и такой!).
Графика игры предоставляет широкие возможности в настройке вида самой доски и типов фигур. Причем, наряду с привычным 2D-окружением, к услугам пользователя - качественное отображение шахматных атрибутов в трехмерном пространстве. Естественно, при этом дозволяется совершать самые разнообразные манипуляции с шахматной доской: приближать, удалять, вращать (жаль, нельзя складывать!). Увы, этот режим необычайно требователен к ресурсам вашего компьютера, так что над оптимизацией кода программистам явно еще работать и работать.
Зато здесь есть "Extreme 3D (X3D) Mode"! Если вы являетесь поклонником шахмат (иного быть не может - иначе вы не читали бы этот обзор), то, несомненно, не раз слышали об этой передовой технологии, позволяющей (с использованием специальных подключаемых к компьютеру очков) насладиться "объемным" изображением доски и фигур! В высоких разрешениях (1024х768 и выше) сие небесной красоты зрелище должно вызывать фурор у толпы шахматных фанатиков, находящихся в радиусе 10-ти метров от экрана монитора, вкупе с приступом стенокардии у наиболее чувствительных. К слову, Каспарову по условиям контракта пришлось провести все партии матча с "Фрицем" в этом девайсе - чего не сделаешь ради нескольких сотен тысяч маленьких зеленых пергаментных прямоугольников.
Но довольно лирики! Заставим себя отвлечься от красот "упаковки" и перейдем к описанию, собственно, шахматных достоинств восьмого "Шреддера". Прямо скажем, изменений (по сравнению со Shredder 7.04) не очень много. Главная особенность "свежей" версии - обновленная дебютная библиотека, включающая в себя не только все "модные" веяния, появившиеся за истекший период в начальной стадии партии, но и эксклюзивно разработанные для Shredder'a варианты. За счет очередного "тюнинга" алгоритмов еще чуть-чуть увеличилась сила игры программы на максимальном уровне сложности - в режиме Unleashed.
Расширенная и дополненная база данных теперь включает в себя более полумиллиона партий (по состоянию на 23.10.2002). Также предусмотрена возможность подключения к Shredder'у так называемых "эндшпильных таблиц Налимова", которые позволяют компьютеру практически безошибочно действовать в окончаниях партий с тремя, четырьмя, пятью и шестью фигурами на доске. Известен случай, когда программа с подключенными к ней эндшпильными таблицами сумела найти форсированный выигрыш фигуры на 243-м ходу!
Количество режимов игры не поддается учету - тут и самые разнообразные блиц-партии, "классические" шахматы с любым контролем времени, так называемые "шахматы Фишера" (идея 11-го чемпиона мира: перед началом партии располагать фигуры в случайном порядке - таким образом, как утверждал Бобби, шахматисты будут принуждены "творить" за доской с самых первых ходов). Можно настроить уровень игры программы и даже манеру, в которой она будет действовать (агрессивная, солидная, активная, нормальная, интеллигентная)! Так называемый "дружественный режим" даст указание электронному противнику подстроиться под вашу силу игры. Перед партией позволительно вытребовать у "Шреддера" любую фору. Встроенная тренировочная система проверит, как вы ориентируетесь в позициях всевозможных типов.
Широчайшие возможности "Шреддер" предоставляет в области комментирования партий - эта опция, безусловно, заинтересует профессиональных шахматных комментаторов. Для шахматистов высокого класса при подготовке к ответственным соревнованиям неоценимой окажется помощь "электронного гроссмейстера" в анализе партий. Неуверенные в собственных силах игроки в любой момент могут воспользоваться системой встроенной помощи: во время партии можно попросить программу подсказать лучший ход, наглядно продемонстрировать свои хитроумные замыслы, показать поля, которым угрожает непосредственная угроза.
При желании пользователя программа может анонсировать каждый ход голосом. Хотите послушать во время партии хорошую музыку? К вашим услугам коллекция произведений Иоганна-Себастьяна Баха в MIDI-формате! Для любителей поиграть в шахматы в сети Интернет авторы предусмотрели возможность подключения к "фирменному" серверу ChessBase с бесплатным годовым членством. Кроме всего прочего, в качестве бонуса на диске со "Шреддером" можно найти несколько некоммерческих шахматных движков, в том числе "вездесущий" Crafty.
Бесспорно, Shredder 8 - великолепная шахматная программа, которая будет полезна и начинающему любителю древней игры, и гроссмейстеру экстра-класса. Но все же... В начале XX века замечательный чешский гроссмейстер Рихард Рети сказал: "Нас восхищает в шахматах - дилетанта и знатока одно и тоже: торжество глубокой, гениальной идеи над сухой рассудительностью, победа индивидуального над тривиальным". Маэстро и не подозревал, насколько его слова окажутся справедливы для шахмат начала XXI столетия. Современные шахматные программы "бездушны", обезличены и пока легко предсказуемы. Пока человек еще сильнее. Надолго ли?