Полицейский беспредел Недовольных в мире много. Как известно, всем не угодишь, как ни старайся, поэтому на улицы современных мегаполисов то и дело высыпают толпы разгоряченных горожан, возмущенных до глубины души то провалом своей политической партии на последних выборах, то бесконтрольным истреблением редких пушных животных, то притеснением сексуальных меньшинств... Причем, далеко не всегда подобные культурно-массовые вояжи заканчиваются благополучно. Достаточно малюсенькой искры, одной крохотной стычки, как начинается нечто отдаленно напоминающее Куликовскую битву и Ледовое побоище вместе взятые. Кузова машин переворачиваются вверх тормашками подобно пустым картонным коробкам, а стекла огромных витрин могут оставаться в целости и сохранности не дольше, чем стайка мыльных пузырей. Ненароком оказаться рядом в такой ситуации никому не посоветуешь, даже самому злейшему врагу, впрочем, от подобных неприятностей сегодня никто не застрахован. Не ровен час, затопчет орда фанатов-болельщиков, выползающих со стадиона и беснующихся по поводу оглушительного проигрыша любимой команды (или же яркой победы, что для мирного города, впрочем, одинаково трагично), или утянут за собой в схватку с милицией вылезшие из подворотни какие-нибудь радикалы-анархисты. Чего уж там говорить о путчах и революциях, когда на улицах происходят такие безобразия, с которыми ни одна полицейская армия не справится.
В общем, бесчинств толпы по всяким поводам или без, спонтанных разборок, массовых драк и погромов вокруг нас с вами хватает, и уже далеко не первая игровая контора выбирает это темой для своей новой игрушки. На память приходят и "Hooligans: Storm over Europe" позапрошлого года выпуска и просто "Hooligans", вышедшая еще годом ранее или же еще более древняя бандитская стратегия "Beat Down". Правда, в тех стратегиях все рассматривалось с точки зрения толпы - то есть тех буянов и бунтовщиков, которыми вы управляли и которые громили магазины, машины и пытались справиться с полицией.
В новой стратегии от компании "Zono", которая могла запомниться вам по неплохой стратегии про роботов "Metal Fatigue", все как раз наоборот. Авторы попытались взглянуть на ситуацию с другого конца. Теперь вы выступаете на стороне закона, управляя элитным полицейским спецподразделением, и должны утихомирить разбушевавшуюся толпу, приложив все силы и средства, не дать пожару ненависти сжечь последние остатки разума у неуправляемого моря людей и превратить буйный шторм рассвирепевшей оравы баламутов в полнейший и безобидный штиль. Судя по предыдущим проектам от Zono, великого хита и не ожидалось, но вполне съедобная (хотя и явно малобюджетная) стратегия из этой затеи должна была выйти. Так оно почти и случилось, в чем все желающие смогут теперь убедиться.
На протяжении 16-ти одиночных миссий (разворачивающихся на 8-ми картах) только и делаем, что разгоняем и пытаемся утихомирить разбушевавшуюся толпу. Иных, кроме однопользовательского режима, развлечений здесь не предусмотрено, отсутствует и мультиплейер. Так что остается довольствоваться малым. Хотя авторы и попытались, как могли, разнообразить список заданий (например, нужно проводить профессора до указанного места, пока его не растерзали студенты, или сопроводить протестующих демонстрантов, чтобы их по дороге не затоптали хулиганы), но, в основном, приходится бороться с обычными безумцами всем, что есть под рукой. То с фанатами после футбольного матча, то с борцами за освобождение кита из городского аквариума, то с уже упомянутыми студентами, недовольными любимым вузом, с возмущенными игроками в казино и т.д. и т.п. Поначалу толпа ведет себя довольно смирно, но постепенно, то тут, то там, вполне мирные горожане на глазах перевоплощаются отъявленных головорезов, меняясь даже чисто внешне. Прямо "Халки" кругом какие-то. Глядишь так на человечка, с виду вполне обыкновенный, а через секунду-другую превращается в здоровенного громилу с голым торсом и увесистой дубинкой в руке. Причем плодятся подобные "халки" с неимоверной скоростью, видимо передавая заразу прямо по воздуху. Там, где появился один, через минуту будет трое, а через две - и все десять. Помимо обычных хулиганов в толпе иногда мелькают и подстрекатели. Эти уже куда опаснее, потому что они действуют сознательно, а не от фонаря. Ну, и самыми неприятными для полиции являются, конечно, лидеры с "матюгальниками", которые окружают себя группами протестующих и подстрекателей, и хотя никогда лично не участвуют в погромах, так сильно поднимают боевой дух своих единоверцев, что бороться с ними становится на порядок сложнее.
В зависимости от уровня и наличия разных типов безобразников, должны отличаться и полицейские тактики. Иногда достаточно просто очистить территорию, чтобы избежать нарастания напряженности, а иной раз придется разгонять негодяев силой (как тараканов веником) или даже арестовывать самых активных зачинщиков. Как и в реальной жизни, буяны очень не любят, когда их арестовывают, и могут воспылать жаждой мести, зато протестующие этому несказанно рады. Они как раз этого и добиваются, чтобы их заметили и уволокли в кутузку, отметив тем самым их якобы повышенную опасность для окружающих. Чем не повод гордиться своими псевдореволюционными деяниями?
Всего к вам в распоряжение поступает шесть типов полицейских юнитов. Обычные полицейские вооружены дубинками-"демократизаторами" и могут выполнять все базовые приказы: очистить область, охранять, подавлять и арестовывать. Тяжело вооруженные полицейские (с бронежилетами и здоровыми пластиковыми щитами) могут все то же самое, за исключением ареста и очистки территории, зато из них можно сделать "стену". Достаточно четырех "Heavy Riot Police", чтобы построить непрошибаемую шеренгу и пресечь перемещение толпы или подвинуть ее, куда будет нужно. Следующий тип полицейских аналогичен предыдущему, только не умеет строить "стены". Обделенность эта компенсируется наличием веского аргумента в виде винтовок с резиновыми пулями, которые быстро деморализуют самых зарвавшихся типов. В наличии еще всадники, способные запускать газ, который особенно эффективно действует на большие скопления людей, и броневики с водяными пушками. Понятно, что броневики и тяжелая пехота обладают большим запасом здоровья, но медленнее передвигается, а обычные копы резво бегают (не говоря уже о всадниках), но обладают слабой защитой.
Буяны тем более активны, чем больше в округе находится объектов, которые можно разбить или ограбить. Например, они очень любят громить магазины или припаркованные у обочины автомобили. И чем успешнее это у них получается, тем выше уровень агрессии, и тем больше вероятность, что до сих пор мирные окружающие враз смогут переквалифицироваться в бандюков. Наличие полиции способно охладить действия вандалов на первое время, но одного наличия спустя какое-то время будет маловато. Если вовремя не нейтрализовывать лидеров и самых агрессивных погромщиков, то ситуацию уже ничего не сможет спасти. Счетчик подсчета стоимости разрушений будет крутиться, как бешеный (а ведь одной из задач как раз и является недопущение превышения лимита разрушений), улицы заполонят толпы фанатиков, а в воздухе будет раздаваться звон разбитых витрин и визжание автомобильных сигнализаций. Похоже на пожар, который внезапно выходит из-под контроля и уже ясно, что имеющийся под рукой тазик с водой никаким боком его не остановит. Посему и неоднократное переигрывание миссий в этой игрушке являются не исключением, а скорее нормой.
Для эффективной борьбы с беспорядками неплохо бы было иметь под рукой удобное управление, чего разработчики, к сожалению, предоставить не смогли. В отличие от, скажем, обычных стратегий, где можно создавать сколько угодно групп, здесь разрешается создать всего четыре отряда. Что, учитывая наличия десятков копов в более поздних миссиях, совершенно недостаточно. Весь интерфейс состоит из четырех небольших окошек внизу экрана, на которых уместились карта, все основные кнопки управления, окно, выдающее информацию о выбранном человечке, и счетчики ущербов (сколько украли, на сколько всего разрушили, количество бунтовщиков и выведенных из строя копов), увязанные с задачами миссии. Приказы можно отдавать как кнопками в меню, так и посредством нажатия горячих клавиш. Что, опять же, во время крутой заварушки не очень то удобно делать, а об интеллектуальной паузе с возможностью отдачи приказов можете и не мечтать.
Графический движок задачу борьбы с неорганизованной преступностью так же не облегчает. Он полностью трехмерный, его даже можно вращать и масштабировать, но только последним лучше не злоупотреблять - при ближайшем рассмотрении копы и бунтари оказываются таких нелицеприятных форм, что уж лучше любоваться ими с высоты птичьего полета. Тем более что грамотно управлять полицейскими отрядами с таким видом все равно не получится. В остальном - средненькая такая, серенькая трехмерная графика, часто встречающаяся в последнее время в экономических стратегиях. Восхищаться особо нечем, но и сильно пинать малобюджетный движок отчего-то тоже не хочется. Сделали, как могли. Озвучка выполнена вполне в духе тех бандитских стратегий, что были перечислены в начале статьи. Фоновые звуки погромов, перемежающиеся злобными выкриками и неразборчивыми ругательствами (копы, наоборот, на ваши приказы отвечают всегда четко и гладко - неправдоподобно это как-то, нежизненно) дополняются бодренькими мотивчиками явно самопального изготовления.
В итоге имеем весьма оригинальную задумку, как обычно, зажатую рамками низкого бюджета. Хотя и здесь можно и нужно было сподобиться на парочку игровых режимов, ну или хотя бы уровни сложности, додумать управление и непременно добавить возможность сохраняться в процессе прохождения миссии. Впрочем, всем интересующимся неординарными стратегиями, наверняка будет чем занять себя на ближайшие несколько вечеров. Например, попробовать победить толпу фанатиков (с условием: да останется лишь один!), запрудивших все улицы, при помощи всего нескольких броневиков с водометами в дополнительной бонусной миссии. В общем, советую не рассматривать "Riot Police" как серьезную и вдумчивую стратегию, а отнестись к ней просто как к легкой забаве на тему полицейского беспредела. С этой стороны нам еще порулить не давали, так что можно поздравить друг друга с почином. Так что дубинку вам в руки, идите и вдалбливайте в неразумные головы доброе и вечное.