Первый из проигравших Монстр индустрии компьютерных развлечений, компания Electronic Arts уже на протяжении долгого периода держит пальму первенства в жанре спортивных симуляторов. Особым уважением у играющей общественности пользуется знаменитая серия FIFA. Но в жанре футбольных менеджеров положение дел несколько иное - здесь законодателем мод уже давно является британская команда Sports Interactive с ее ультрареалистичным проектом Championship Manager (последняя версия - CM 03-04). До недавнего времени все попытки конкурентов приблизиться к "королю менеджеров" неизменно завершались неудачей - настолько высока планка, установленная родоначальниками футбола! Но, когда Electronic Arts анонсировала выход своего нового детища - игры Total Club Manager 2004, миллионы поклонников виртуального менеджмента затаили дыхание в ожидании чуда.
Основные надежды североамериканские разработчики возлагали на уникальную новинку - систему Football Fusion. Что скрывается за этим эффектным названием? Football Fusion - это модуль, позволяющий интегрировать две программы: FIFA2004 и TCM2004. Игрок может в любой момент переместиться из одной игры в другую. В результате получился симбиоз, при котором происходит взаимное обогащение - в FIFA можно использовать расширенную базу данных из TCM (например, играть за клубы низших дивизионов), а в TCM, в свою очередь, появилась опция, позволяющая лично принять участие в любом матче вашей команды. Чтобы иметь возможность пользоваться этими возможностями, вы должны проинсталлировать на жесткий диск обе игры.
Тем, у кого нет FIFA2004, расстраиваться не стоит - в TCM2004 использован тот же графический движок (наиболее совершенный из присутствующих на рынке игрового программного обеспечения для PC), что и в новой версии самого популярного футбольного симулятора. На первый взгляд, это плюс - приятно наблюдать за действиями (если действия удачные - приятно вдвойне) своих подопечных в реалистичном 3D-окружении. Но, внимательно понаблюдав за действиями футболистов в нескольких матчах, начинаешь понимать - набор игровых ситуаций отличается гораздо меньшим разнообразием, чем калейдоскоп событий, имеющий место в матчах CM 03-04. И, все-таки, трехмерный движок - главный козырь TCM2004. Будущее футбольных менеджеров - за 3D. Даже создатели Championship Manager планируют в следующих версиях переход от 2D-графики к объемному отображению матчей.
Звуковое оформление TCM2004 ничем принципиально не отличается от аудиоряда, который мы можем слышать в FIFA2004: привычный уже (но от этого не перестающий восхищать) профессиональный комментарий (в исполнении Джона Мотсона и легендарного шотландского бомбардира Аллистера Маккойста) во время матча и, увы, безликая навязчивая музыка - вне его.
Переместим свой взор от внешней оболочки игры к ее внутреннему содержанию. Одна из важнейших составляющих любого футбольного менеджера - база данных. База данных TCM2004 достаточно объемна и включает в себя:
1. 27 лицензированных национальных чемпионатов (всего 44 дивизиона), в том числе и российский (Премьер-Лига и первый дивизион). После запуска игры мы можем увидеть эмблемы чемпионатов, представленных в игре.
2. Более 30000 лицензированных же (читай - реальных) футболистов.
3. Свыше 25000 молодых и случайным образом сгенерированных игроков.
Эти цифры могут впечатлить кого угодно, но не человека, знакомого с CM 03-04. Однако, верно и другое - чем обширнее база данных, тем дольше генерируется новая игра, тем больше размер сохраненных игр, тем больше времени требуется для просчета матчей, тем более высокие требования предъявляются к конфигурации вашего компьютера. Создание новой игры в TCM2004 происходит намного быстрее, чем в CM 03-04. Справедливости ради надо признать, что из остальных футбольных менеджеров (CM 03-04 - вне конкуренции) ни один не может похвастаться столь внушительным количеством лиг, клубов, футболистов, как TCM2004. Конечно же, в игре имеется встроенный редактор, позволяющий вносить любые изменения в базу данных.
Рассмотрим процедуру генерации новой игры подробнее. Создание менеджера представляет собой длительную, многоступенчатую процедуру, происходящую на нескольких, последовательно сменяющих друг друга, экранах (напомню, что в CM 03-04 такой экран всего один). В виде компенсации за долготерпение, разработчики предоставили играющему возможность выбора профессии - можно стать простым тренером, менеджером или президентом клуба. Интересная фича - выбор клуба случайным образом. Если хотите, можете попробовать тренировать одновременно и клуб, и сборную (помнится, в Championship Manager такую честь нужно было заслужить; причем, в некоторых случаях решающую роль играла ваша национальность). Всю жизнь мечтали почувствовать себя незаменимым, как Ги Ру в "Осере"? Нет проблем - выбирайте пункт "Играть без увольнения"! На выбор играющему представлено 3 вида валюты: доллары, фунты стерлингов и евро. Прямо скажем, немного. С другой стороны, едва ли в Championship Manager кто-то выбирал в качестве валюты, скажем, индонезийскую рупию. Также, до начала игры можно выбрать генерального спонсора вашего клуба (и поторговаться о размере финансовых вливаний). Увы, радоваться преждевременно - имена компаний-кандидатов вымышленные.
Перейдем непосредственно к игровому процессу. Первое, что бросается в глаза при взгляде на экран - герб клуба в левом верхнем углу экрана (а вот это хорошая идея). Интерфейс TCM2004, конечно же, требует некоторого времени на освоение. И даже после нескольких часов игры он кажется не очень удобным. Экраны перегружены информацией, подчас несущественной. На мой взгляд, и в этом компоненте CM 03-04 на голову превосходит TCM2004, в интерфейсе которого преобладают оттенки серого и черного цветов (довольно унылое зрелище). Шрифт выбран тоже не самый удачный.
Но не все так плохо - в игре немало любопытных находок (в основном касающихся пресловутого микроменеджмента), и сейчас я попробую их перечислить.
1. Большое внимание уделено, собственно, персоне менеджера - на протяжении карьеры вы можете покупать разнообразные предметы роскоши, вкладывать деньги в акции и даже имеете возможность со временем вступить в брак и стать отцом семейства (или матерью - пол можно задать на этапе генерации новой игры).
2. Редактор стадиона - в нем вы можете совершать самые разнообразные действия: увеличить вместимость арены, соорудить козырек над трибунами и т.д. После чего игра предложит вам оценить результат проделанной работы в 3D-окружении.
3. Широчайшие возможности для модернизации клубной инфраструктуры (обустройство парковки, возведение нового реабилитационного центра, сооружение современного пресс-центра и т.д.).
4. Тесное взаимодействие с теми, ради кого существует футбол, ради кого вы работаете - с болельщиками (мнения активных фанатов о вашей персоне, интернет-опросы, выпуск разнообразной атрибутики, распространение бесплатных билетов на матчи и т.д.).
5. Полезная информация о клубах (адреса, телефоны, веб-сайты, количество болельщиков и т.д.). Интересная находка - "фотографии" команд, выполненные на игровом движке. Минус - вымышленные имена руководителей.
6. Клубный музей - теперь можно, в буквальном смысле, "прикоснуться к истории"! Но и здесь не обошлось без "ложки дегтя" - так, например, Кубок УЕФА почему-то назван "Еврокубком".
7. Регулярно выходящая футбольная газета, в которой освещены все происходящие в игре события (результаты матчей, последние трансферы, интервью с футболистами и т.д.).
8. Пресс-конференции до, после и даже в перерывах матчей. Причем, в зависимости от ваших ответов меняется как отношение к вам со стороны болельщиков, так и моральное состояние футболистов.
9. Задачи, которые ставятся перед вами руководством клуба не только в начале, но и по ходу сезона. К примеру, сезон не задался, и первоначальная цель (попасть в Лигу Чемпионов) трансформируется в несколько иную (спасти команду от "вылета" в низший дивизион).
10. Специальные задания, после выполнения которых растет ваш уровень, как менеджера.
11. Персонал можно посылать на курсы повышения квалификации.
12. Игроки могут высказать свое мнение о приеме на работу того или иного специалиста.
13. Можно подать заявку о проведении финального матча какого-либо престижного международного турнира на вашем стадионе.
Оставим в стороне "прелести" (сомнительные или нет - решать вам) микроменеджмента и взглянем на чисто футбольную сторону TCM2004. Безусловно, разработчики постарались оправдать название своего детища и учли все, что можно и нельзя - в итоге, система тренировок размещается аж на семи экранах (одних только видов отработки стандартных положений - 12)! Снова напрашивается сравнение с эталоном (CM 03-04) - британские умельцы уместили свою исчерпывающую тренировочную систему на одном экране. Воистину - все гениальное просто! К счастью, в TCM2004 присутствует опция, позволяющая переложить непосильное тренировочное бремя на плечи ассистента. Освободившееся таким образом время можно посвятить поиску футболистов, способных усилить вашу команду. В этой области TCM2004 практически не уступает CM 03-04 - трансферная система игры достаточно реалистична и предоставляет возможность совершать любые манипуляции с игроками (покупка, продажа, аренда, обмен).
Укомплектовав состав, можно переходить к главному - матчу (и подготовке к нему). И снова, прежде чем попасть на поле, играющему предстоит пройти через множество экранов - настроить можно все, включая дистанцию, с которой вы рекомендуете своим подопечным (подопытным?) наносить удары по воротам! Что ж, можно только похвалить разработчиков за столь скрупулезное отношение к воссозданию той составляющей профессии менеджера футбольной команды, знание которой во многом определяет, каких высот сможет достичь находящийся под вашим руководством клуб. Как известно, важнейшая часть боя - подготовка к нему.
Сам матч, как было сказано выше, представляет собой полный аналог спортивного состязания из FIFA2004 - обе игры используют один и тот же движок. Футболисты легко узнаваемы (благодаря качественным текстурам). Публика и, особенно, комментаторы создают необходимую атмосферу. Вот, только происходящие на поле события, увы, не радуют разнообразием - их набор предопределен, а, следовательно, предсказуем. Атаки, проводятся, в основном, через центр (несмотря на данные игрокам ЦУ атаковать через фланги). Мало стандартных положений (кроме угловых ударов). Предусмотрена возможность наблюдать за перипетиями борьбы в текстовом режиме или увидеть результат матча немедленно. По окончании игры можно просмотреть отчет о ней и всю необходимую статистику.
Необходимо упомянуть и о встроенной в игру викторине (содержащей более 1000 вопросов) - хорошая проверка для тех, кто считает себя знатоком футбола!
Подведем итоги. Игра Total Club Manager 2004, несомненно, является высококачественным программным продуктом, содержащим немало интересных особенностей. Она могла бы претендовать на роль ведущего футбольного менеджера, если бы... Если бы только мир PC-игр не знал названия Championship Manager 03-04! Лично мне, давнему поклоннику серии Championship Manager, играть в TCM2004 было не очень интересно. Тем не менее, я уверен, что многим любителям футбольного менеджмента (а любителям микроменеджмента - особенно) новая игра от Electronic Arts придется по вкусу.
Закончить же данный обзор хочется словами Рона Денниса, босса "формулической" команды McLaren Mercedes: "Второй - лишь первый среди проигравших".