Розы и шипы Шведская компания Paradox Entertainment, специализирующаяся на исторических стратегиях и успевшая отметиться уже в самых разных эпохах, от древних цивилизаций Междуречья и Египта до Второй мировой войны, вновь предлагает нам обратиться ко временам европейского средневековья, а конкретно к периоду с 1337 по 1490 год. На сей раз масштабы и во времени, и в пространстве поскромнее, чем в Europa Universalis (игра посвящена двум странам - Англии и Франции; о тронах этих королевств и идет речь в названии), но, на самом деле, именно в этих странах в те годы происходили события, определявшие судьбы Европы.
Этот период охватывает две великих войны Средневековья. Первая и самая грандиозная, получившая не вполне точное название Столетней, продолжалась, с перерывами, с 1337 по 1453 год (можно сказать, что на самом деле это были четыре войны: 1337-1360, 1369-1396, 1415-1420 и 1428-1453; впрочем, и в эти периоды случались длительные перемирия, а официально окончательный мирный договор был подписан лишь в 1475). Причиной войны послужил династический спор между ветвями, по сути, одного королевского рода. Начиная с 1314 года правившую во Франции династию Капетингов преследовали несчастья: скончался король Филипп IV Красивый, один из наиболее выдающихся французских монархов, правивший страной почти 30 лет, а затем, на протяжении каких-то 14-ти лет, один за другим сошли в могилу трое его сыновей - Луи (Людовик) X Сварливый, Филипп V Длинный и Шарль (Карл) IV Красивый. Ни один из них не добился особых успехов на государственном поприще, но, что было еще хуже для монархической системы, ни один из них, включая Шарля с его тремя браками, не оставил выживших наследников мужского пола. На сем прямая линия Капетингов пресеклась, и по решению высшей французской знати корона была передана ветви Валуа: на трон взошел Филипп VI, старший сын Шарля Валуа, младшего брата Филиппа IV. Однако его права на престол были неоднозначны, что принесло ему презрительную кличку "короля-подкидыша". Дело в том, что после смерти сыновей Филиппа Красивого оставалась еще его дочь Изабелла, выданная замуж за английского короля Эдуарда II и, несмотря на гомосексуализм последнего, родившая от него сына, ставшего в 1327 году, после свержения своего отца, английским королем Эдуардом III. Этот-то Эдуард, приходившийся, таким образом, прямым потомком Филиппу IV, хотя и по женской линии, и предъявил свои претензии на французский трон. Поводом послужила ссора из-за герцогства Гиеньского, которое, находясь на территории Франции, принадлежало королям Англии, но в то же время числилось вассальным по отношению к французской короне. Шарль IV попытался полностью прибрать его к рукам, в ответ на что Эдуард III объявил себя французским королем и, после безуспешных переговоров, в союзе с императором Священной Римской Империи Людовиком Баварским и герцогом Брабантским высадился на континенте. Ну и, как говорится, понеслось.
Несколько раз казалось, что англичанам остается последний шаг до полной победы или что даже они его уже сделали, заключались мирные договоры и династические браки (Ричард II женился на французской принцессе Изабелле, Хенри (Генрих) V - на Екатерине), но затем французы нарушали подписанные соглашения и умудрялись отыграть все назад. Уже давно сошли в могилу зачинатели войны, а два родственных после Норманнского завоевания народа (до 1363 года британское судопроизводство и прения в парламенте шли на французском) продолжали убивать друг друга. По ходу дела обе страны еще изрядно пострадали от Черной Смерти - эпидемии чумы, выкосившей треть населения Европы, их потрясали феодальные междоусобицы и мятежи простолюдинов (самые известные - Жакерия во Франции и восстание Уота Тайлера в Англии).
В конце концов, французы добились-таки своего: в 1453 английская армия капитулировала в Бордо, и у англичан на французской территории остался лишь Кале (его они потеряли уже в следующем веке). Тем самым был упущен великий исторический шанс на создание единой англо-французской державы, которая, без сомнения, стала бы величайшим государством Европы (ибо попросту не имела достойных конкурентов) и, вероятно, оказала бы на развитие цивилизации столь же мощное и благотворное влияние, какое оказала Римская держава на античный мир.
В 1455 году Англию постигла новая напасть. Любопытно, что если причиной французских бед послужило отсутствие сыновей у королей правящей династии, то в Англию беда пришла с прямо противоположной стороны: сыновей оказалось слишком много. Королева Филиппа, супруга Эдуарда III, родила от него 12 детей. Конечно, не все они были мальчиками, но и тех, что были, хватило. Правда, бучу устроили не они сами, а их потомки. Собственно, неприятности начались еще в 1398 году, когда Ричард II, внук Эдуарда III (отец Ричарда, старший сын Эдуарда, тоже носивший имя Эдуард и кличку "Черный принц" за цвет доспехов, умер за год до своего отца и, таким образом, не царствовал), изгнал из страны своего дядю Хенри Болингброка, сына Джона Гонта, герцога Ланкастера, третьего сына Эдуарда III. Дядя обиделся и на следующий год вернулся наказать племянника. Ричард не смог собрать достаточно верных людей, был разбит и уморен в темнице. Сам Хенри (IV), однако, вскоре стал столь же непопулярен, как и Ричард. Умер он, впрочем, своей, хотя и скверной смертью - от некой тяжелой болезни, напоминавшей сифилис. Его сын Хенри V был жестоким правителем, однако навел подорванный предыдущими царствованиями порядок, одержал во Франции блестящую победу при Азенкуре и заключил договор, по которому его сын от брака с французской принцессой должен был унаследовать короны обоих королевств. После чего, вероятно с чувством выполненного долга, умер в 1422 году. И все опять посыпалось.
Французы аннулировали договор, а Хенри VI оказался недостойным короны не то что двух, но и одного королевства. (Позже аналогичная история повторилась в России, когда после жестокого, но небесталанного Иоанна Грозного на трон сел его кроткий, но психически больной и совершенно неспособный править сын.) Очередная попытка поправить дела во Франции династическим браком - на сей раз с племянницей французского короля Маргаритой Анжуйской - привела лишь к тому, что слабый монарх попал под полное влияние молодой жены и ее придворной партии.
Неудивительно, что все это начало надоедать Ричарду, герцогу Йоркскому, который не только по своим способностям, но и по происхождению имел больше оснований быть королем: помимо того, что по мужской линии он происходил от четвертого сына Эдуарда III, Эдмунда, герцога Йоркского, его мать была внучкой Лайонела, герцога Кларенса, второго сына Эдуарда III. Партия королевы старалась держать опасного соперника подальше от двора, но постепенно у того находилось все больше сторонников. До открытого столкновения впервые дошло в 1452 году, правда, тогда обошлось без кровопролития: Йорка, пришедшего к стенам Лондона с армией, фактически пленили во время переговоров и вынудили клятвенно подтвердить свою верность королю. Однако в 1453 г. психическая болезнь окончательно одолела Хенри VI, и в следующем году, когда факт безумия уже невозможно было скрывать, Ричард Йорк был назначен регентом. Но правил он недолго: к Рождеству 1454 года король неожиданно пришел в себя. Йорку пришлось покинуть свой пост; мало того, королева потребовала от него и его сторонников новой вассальной присяги. Обоснованно опасаясь, что будет схвачен прямо на церемонии, Йорк отказался и снова взялся за оружие. Так началась война Ланкастеров и Йорков, или Алой и Белой розы (что любопытно, оба клана прежде не использовали эти символы в своих гербах; происхождение их туманно).
Что примечательно, поначалу Йорк, дважды бравший короля в плен, был согласен сохранить Хенри корону, желая лишь, чтобы от власти были удалены его враги из партии королевы. Но яростная бескомпромиссность последней раз за разом разрушала попытки мирного урегулирования. В конце концов, под новый, 1461 год ее солдатам удалось выманить герцога из крепости и убить; Маргарита велела также казнить пленных. Но война на этом не кончилась. Один из сыновей герцога тоже был убит, но остались еще трое, старший из которых, 18-летний Эдуард, унаследовал титул и права на трон. Войскам Маргариты удалось одержать новую военную победу и освободить из плена ее мужа, но королева сама все испортила, разрешив своим шотландским наемникам беспрепятственный грабеж. В итоге разъяренные лондонцы просто не пустили ее в город, и столица досталась Эдуарду, который был провозглашен королем Эдуардом IV. Новые победители тоже казнили знатных пленников; как и во всякой гражданской войне, жестокость со временем лишь набирала обороты. Вскоре Эдуард разбил ланкастерцев в битве при Тоутоне (потери в этом сражении были огромными - не менее 30 тысяч у ланкастерцев, 8000 у йоркистов), но Хенри и Маргарите удалось бежать. Позже ланкастерцы были снова разбиты в Шотландии, Маргарита бежала во Францию, а Хенри вновь попал в плен.
Но тут уже Эдуард сделал совершенно непростительную глупость. В 1464 г. он женился по любви, и, разумеется, черт знает на ком (ее звали Элизабет Вудвилл), упустив все выгоды возможного династического брака и оттолкнув от себя многих соратников, включая давнего союзника Йорков графа Уорвика, который пытался устроить такой брак. Ссора углублялась, и в результате Уорвик открыто выступил против короля и взял его в плен, но, не имея ни прав на трон, ни авторитета в народе, вынужден был выпустить. Замять вражду уже не получалось, и Уорвик бежал во Францию, вступив в сговор с Маргаритой и французским королем Луи XI. При поддержке этих двоих он организовал экспедицию в Англию, оказавшуюся неожиданно успешной. Народ, уже хлебнувший горя с новой королевой, поднялся против Эдуарда, и тот бежал в Бургундию, к мужу своей сестры Шарлю (Карлу) Смелому. Хенри VI был вновь освобожден из темницы и посажен на трон - разумеется, чисто номинально.
Но и Уорвик не имел ни реальной власти, ни сил, чтобы ее взять. Ища помощи Луи XI, он согласился помочь тому в походе на Бургундию. Узнав об этом, герцог Шарль уступил настойчивым просьбам Эдуарда и помог тому высадиться в Англии. Экспедиционный корпус был очень небольшим, но переменчивые симпатии народа, недовольного уже Уорвиком, вновь оказались на стороне Эдуарда IV. Уорвик заперся в Ковентри. 14 апреля 1471 г. Эдуард без боя вновь занял Лондон и по традиции отправил Хенри в Тауэр.
Уорвик, наконец, опомнился, собрал большое войско и пошел на Лондон. Эдуард встретил его при Барнете. В совершенно идиотской битве, где войска из-за тумана не видели, где свои, а где чужие, Эдуард одержал победу, а Уорвик был убит при попытке бежать.
В это время, наконец, в Англии высадилась Маргарита, никак не ожидавшая, что ее врага-союзника уже нет в живых. Эдуард собрал новую армию и несколько дней гонялся за ней, пока не настиг у границы Уэльса. В битве войско Маргариты было разгромлено, а ее сын и наследник, последний прямой потомок Ланкастеров, убит. Самой ей удалось бежать, но позже ее пленили. Эдуард не стал казнить виновницу гибели своего отца. После нескольких лет домашнего ареста она была выкуплена Луи XI и умерла в бедности на своей родине - во Франции. Хенри VI же, остававшийся последней угрозой Эдуарду, был наконец умерщвлен в тюрьме - хотя Маргарита заслуживала этого куда больше.
Эдуард IV наслаждался своим триумфом до 1483 г., когда невоздержанный образ жизни свел его в могилу в возрасте 40 лет. Престол унаследовал его 12-летний сын Эдуард V. В схватку за реальную власть вступили его мать Элизабет Вудвилл и брат Эдуарда IV Ричард, герцог Глостер, избранный Лордом Протектором. Ричард успел первым. Он арестовал Вудвиллов по надуманному обвинению и распространил версию, что Эдуард IV уже был женат, когда вступил в брак с Элизабет, а значит, второй брак недействителен и у рожденных от него детей (Эдуарда V и его брата) нет прав на престол. Глостер был провозглашен королем Ричардом III, как единственный законный наследник (его брат Джордж, неоднократно предававший Эдуарда IV, был казнен оным раньше), а дети тайно убиты в Тауэре (впрочем, до сих пор не доказано, что это было сделано по приказу Ричарда или, тем более, им лично).
Но узурпированный трон не принес Ричарду счастья. Его собственный союзник, герцог Бэкингем, пошел против него, поддержав скрывавшегося во Франции Хенри Тюдора, отец которого был сыном вдовы Хенри V Екатерины от ее скандального второго брака с уэльским придворным. По материнской линии Хенри восходил к незаконнорожденному отпрыску Джона Гонта. Это было все, что осталось от Ланкастеров.
Первый удар мятежников был отбит, Бэкингем побежден и казнен, а Тюдор не решился высадиться. Но затем Тюдор с французскими наемниками предпринял новую попытку. Армия Ричарда была вдвое больше, но собственные офицеры предали его. 22 августа 1485 Ричард был убит в бою. Тюдор стал королем под именем Хенри VII. Он женился на дочери Эдуарда IV Элизабет Йорк, объединив в своем гербе Алую и Белую розы и положив конец войне (не забыв, конечно, казнить лишних претендентов на престол). Таким образом, в 30-летней междоусобице Плантагенеты истребили друг друга, и корона досталась черт-те кому - потомку бастардов, бывшей французской принцессы и уэльского придворного (фактически, дети от этого брака тоже считались незаконными), ставшему основателем новой династии. Весьма поучительная история.
Вот в такую симпатичную эпоху - кстати, нам обещают хорошую точность по части исторических событий - вам и предлагается порулить Англией, Францией или Бургундией (возможно, будут доступны еще несколько наций), либо одной из фракций в гражданской войне. Решать проблемы, как обычно, придется не только на поле брани, но так же в области экономики и политики, не забывая об интересах разных групп и классов - дворянства, церкви, купцов и простонародья. Что из себя представляла дипломатия в ту эпоху и насколько можно было верить союзникам, вы уже поняли... К вашим - а также ваших врагов - услугам будут рыцари со своими замками, английские лучники с длинными луками, швейцарские наемники с пиками, арбалетчики и другие разновидности средневековых войск. Бороться можно будет как с компьютером, так и с живыми претендентами на престол в количестве до 5 человек.
Графика, правда, особого впечатления не производит, она вполне в духе игр многолетней давности. Ну да, в конце концов, это стратегия, а не симулятор - хотя и в стратегиях нынче бывают картинки куда поприятнее... Зато системные требования минимальны.
Очередную попытку переписать историю можно будет предпринять уже в ближайшие дни.