Автодром своими руками Со времени появления первых гоночных игр их концепция не претерпела существенных изменений. Собственно говоря, внести что-то оригинальное в жанр, который вертится вокруг идеи , трудно в принципе, поскольку вся внешняя атмосфера является лишь вариацией основной цели. Тем не менее, время от времени появляются проекты, которые пытаются изменить или дополнить классическую концепцию чем-то действительно новым. Как раз одним из таких проектов и является TrackMania: дело в том, что весь процесс здесь связан не столько с гонками, сколько с созданием трасс. Добрые программисты, решив, что лучше игрока все равно никто не знает, что ему нужно, впихнули в игру мощный редактор трасс. Получился гибрид Need for Speed и Sim City.
На самом деле, идея эта не нова: попытки впихнуть в автогонки нормальный редактор были и раньше. Впрочем, насколько я помню, сделать это более-менее гармонично пока еще никому толком не удалось - слишком уж специфический жанр, мало способствующий проявлению фантазии игрока. По всей видимости, в любых серьезных гоночных играх, претендующих на достоверность или имеющих хоть каплю реализма, редактор трасс был бы совершенно не к месту. А вот в аркадных гонках с минимальным усложнением игрового процесса эта идея, может быть, и приживется. Как раз такой аркадой и является TrackMania.
Честно говоря, в плане собственно заезда, это едва ли не самая простая игра, которую я когда-либо видел. Работают четыре клавиши, противников, как правило, нет, законы физики не действуют, машины бессмертны, да еще и одинаковы по характеристикам и так далее. О реализме я, пожалуй, промолчу, вы и так все поняли. Соответственно, TrackMania берет другим: простота действия, полное отсутствие какой бы то ни было цели, а значит перед монитором можно действительно отдохнуть, заставляя работать только кончики пальцев. Как показывает практика, именно такие игры затягивают надолго.
Цель игры - доехать от одного пункта небольшого трека до другого за определенное время. Если вам удалось выступить более-менее достойно, откроется следующая трасса, при этом вам дадут некоторое количество дополнительных очков. Чтобы получить доступ к более сложным трассам, вам потребуется планомерно улучшать свое время, поэтому иногда придется прокатиться по уже знакомой трассе еще пару раз.
Ну и главное: вы можете создавать собственные автодромы или модернизировать существующие. Занятие хоть и бесполезное, но увлекательное: редактор простой до безобразия, вам нужно лишь поместить куски трассы в бескрайней пустыне, никаких трибун или городов размещать не нужно. Кстати, перед заездом можно изменить и ту трассу, на которую вы собираетесь выйти - часто это необходимо для успешного завершения этапа, хотя из-за многочисленных ограничений особо не развернешься. На этом весь игровой процесс заканчивается - ничего больше в TrackMania не предусмотрено.
Гонка проходит тривиально: газ в пол - и вперед. Как правило, на трассах есть определенный маршрут или точки, через которые вам в любом случае нужно проехать для победы. Прелесть в том, что трассы постепенно усложняются и, если на первых порах можно, не торопясь, катиться к финишу, то позднее вам потребуется искать объезды и новые пути, иначе вы финиша вообще не увидите.
Что характерно: трассы растут преимущественно в высоту. На смену простеньким одноуровневым автодромам приходят гигантские многоярусные сооружения, которые больше похожи на американские горки, чем на гоночный трек. Зрелище, кстати, незабываемое: когда машина заложила крутой вираж на высоте метров 30, я понял, что эта игра мне действительно нравится. Правда, есть и одна проблема: сорваться вниз, несмотря на лунную гравитацию, все же реально, а, учитывая, что ширина трассы едва превышает аналогичный параметр машины, со свистом рухнуть с очередной мертвой петли можно моментально. К тому же перед нами все-таки аркада, поэтому на трассах встречаются и всякие гадости вроде участков ускорения, причем перед крутыми поворотами. Ситуация оригинальная: если вас все же занесло на такой участок и вы не успели перед ним замедлиться, потом можно хоть повеситься на ручном тормозе, все равно улетите вниз. И когда раз так в четвертый навернетесь с одного и того же обрыва...
В игре есть пара стандартных режимов: обычные последовательные гонки - одна трасса за другой, плюс режим преследования, в котором вам предстоит соревноваться с собственным временем.
Имеется отлично проработанный многопользовательский режим, причем в нем главное - это возможность погоняться с друзьями на созданных вами трассах. Хотя здесь все не так просто. Чтобы получить доступ ко всем возможностям редактора, вам для начала нужно будет показать достаточные навыки вождения. Выше я упомянул, что за прохождение каждой трассы (их тут десятки) вам начисляются очки - так вот это местная валюта. На них вам предстоит покупать новые части редактора. Бред, конечно, зато стимул есть.
Графика в игре на твердую "тройку с плюсом". Вроде бы все неплохо: и детализация приличная, и машины симпатично смотрятся, но чего-то не хватает. Точнее, не хватает многого и, в первую очередь, толп зрителей и окружения трасс. Почти все автодромы проложены посреди бескрайнего поля (имеются пустыня, снежные равнины и зеленое, как крокодил, пространство непонятно где), на которых нет больше ничего. Учитывая общую концепцию, это приемлемо, но хотелось бы чего-нибудь поживее. Кстати, и машины можно было бы сделать поразнообразнее в характеристиках: они в TrackMania отличаются только внешним видом, хотя этот вид порадовал - от пикапа до какого-то танка на колесах. Понятно, что реальных прототипов у машин нет.
Итак, мы имеем следующее. Предельно простая аркада с парой оригинальных моментов и несколькими не слишком серьезными недочетами. Затягивает быстро и надолго именно в силу полного отсутствия всякого смысла. Плюсы: могучий редактор, оригинальность треков, неплохо проработанный геймплей, да и вообще приличная реализация. Минусы: графика могла бы быть получше, сами гонки понапряженнее. Игра прекрасно подходит для того, чтобы убить время: единожды сев за TrackMania, вы не скоро оторветесь от монитора. Вывод: рекомендую всем.