CM, как много в этих буквах... Да простят меня ревностные почитатели гения Александра Сергеевича, но, на мой взгляд, в этом заимствовании нет ничего предосудительного, ибо в столь популярном сейчас сегменте футбольных менеджеров король один, и имя ему - Championship Manager (далее СМ). Свидетельством тому служат десятки фанатских сайтов в Интернете и сотни тысяч преданных поклонников игры во всем мире.
В чем секрет такого успеха? Что же такого невероятного удалось придумать (и с блеском осуществить) создателям этой замечательной игры? Ответ прост: СМ создается настоящими энтузиастами для таких же энтузиастов!
Главное достоинство игры - максимальная "документальность" игрового процесса. Намеренно отказавшись от сомнительных "прелестей" микроменеджмента, аляповатой графики, начинающей раздражать через пять минут музыки и прочей "попсы", разработчики из Sports Interactive сосредоточили свои усилия на воссоздании атмосферы реального футбола. Никаких "излишеств" - лишь сухие цифры. Но зато их много, очень много! Настоящий рай для любителей статистики! Игровая база данных разрослась до гигантских размеров - одних только футболистов в ней около четверти миллиона! Фиксируется любое технико-тактическое действие (пас, удар по воротам, перехват мяча и т.д.) каждого игрока. Все действующие лица в игре (будь то футболист, тренер или физиотерапевт) имеют обширнейший набор персональных характеристик.
Добавим к этому гениальный (иного слова не подберешь) движок, вовлекающий в моделирование игрового процесса игрока (точнее - его фантазию, воображение) - картина происходящих на поле событий генерируется в голове игрока! Звуковое сопровождение на высоте - во время матча складывается впечатление, что ты находишься не где-нибудь в забытой Богом таежной деревеньке, а, ни много, ни мало, на легендарной ливерпульской трибуне Kop Grandstand. В итоге получилась крайне реалистичная и фантастически захватывающая игра (недаром создатели выделили отдельной строкой так называемый индикатор "увлеченности")!
За годы, прошедшие с момента выхода первой версии, программа постоянно улучшалась, практически достигнув совершенства в своей третьей инкарнации. Но не все было так безоблачно. Усиливающаяся конкуренция, прежде всего - со стороны гиганта сферы компьютерных развлечений Electronic Arts с его серией Total Club Manager, заставила разработчиков CM форсировать разработку новой версии их любимого детища. И спешка, как водится, ни к чему хорошему не привела. Вышедший в апреле 2003 года CM4, чьего появления игровая общественность ожидала так трепетно, разочаровал - игра получилось явно "сырой", побив все рекорды по количеству багов в программном продукте. Масла в огонь подлили и неожиданно высокие (по сравнению с CM3) системные требования игры. Потребители негодовали. Дело дошло до того, что, например, в Германии игру стали изымать из продажи. К чести разработчиков, они постарались исправить положение, "наштамповав" в рекордно короткие сроки один за другим 5 патчей. Но эта явно запоздалая активность, увы, уже не смогла оказать серьезного влияния на итоговое мнение покупателей и критиков. Это была, пожалуй, единственная неудача в десятилетней истории серии.
После этого краткого экскурса в недалекое прошлое становится понятной та настороженность, с которой был встречен выход CM 03-04, что не помешало ему сразу же после выхода, без промедления взлететь на вершины чартов продаж.
Что же нового разработчики включили в новую версию? Прежде всего, это 4 новые лиги (впрочем, в патчи к СМ 4 они уже были включены); база данных, приведенная в соответствие с началом сезона 2003/04; игровой редактор (что косвенным образом свидетельствует о том, что эта версия - последняя в серии СМ, выпущенная дуэтом Eidos/Sports Interactive); новая "интуитивная" система тренировок (тренировочный экран стал намного более информативным и, в то же время, более простым в использовании); возможность просматривать ранее записанные матчи (к примеру, героическое противостояние, получившее впоследствии название "Битва при Уэмбли", между широко известными (в узком кругу) британскими суперклубами "Скарборо" и "Фарнборо" за выход в третий дивизион!). На мой взгляд, самое ценное нововведение в этом списке - именно редактор. Можно потешить свое самолюбие, создав в базе данных, к примеру, форварда, по сравнению с которым Рууд ван Нистелрой покажется хромоногим пенсионером, и назвать этого "монстра" своим именем! Выбираете клуб, цвета которого будет защищать ваш "клон", и вот уже на изумрудном газоне "Ноу Камп" заблистал новый "звездный" тандем: Ксавьер Савиола и "юный россиянин Иван Демидов"; а Патрик Клюйверт прочно обосновался на скамейке запасных и всерьез подумывает о том, чтобы сменить "Барсу" на краснодарскую "Кубань"! Новая система тренировок - это хорошо, но далеко не каждому нравится лично заниматься ежедневной тренировочной рутиной; поэтому с чистой совестью можно доверить управление тренировочным процессом своему ассистенту.
Также, во внушительном списке улучшений можно выделить следующее:
1. Улучшенное взаимодействие с прессой. Теперь у вас появилась возможность публично проявлять интерес к тому или иному футболисту. Наверное, для того, чтобы заставить нервничать руководителей конкурирующей команды. Представьте себе деловую переписку (преданную огласке стараниями вездесущих папарацци) между известным владельцем лондонского "Челси" и "серым кардиналом" "Ювентуса" Л. Моджи: "Дорогой Лучано! Мне нужен твой Трезеге, и немедленно! С приветом, Рома".
2. Появление в игре такого параметра, как отношения между игроками (фраза, брошенная Зиданом во время интервью газете "Марка": "Что-то не нравится мне новая прическа Бекхэма...").
3. Усовершенствованный движок - теперь во время матча происходит гораздо больше событий (например, вполне возможно появление на поле нагой болельщицы (сопровождаемое соответствующим видеорядом). Упс! Прошу прощения - замечтался).
4. Улучшенный искусственный интеллект - в CM 03-04 обыграть команду, управляемую электронным разумом, стало сложнее. Также, теперь компьютер затрачивает меньше времени на "взламывание" так называемых "читерских" тактик.
5. Введение в игру погодных условий, непосредственно влияющих на происходящие во время матча события. Приведу пример из собственной тренерской практики: Англия, декабрь, погода - gale (буря). Матч команд Премьер-Лиги. Итоговый результат: 0:0. После матча заглянул в экран статистики и ужаснулся - командами было произведено более 120 вбрасываний мяча из-за боковой линии и не нанесено ни одного удара по воротам! Видимо, на протяжении всех 90 минут шквалистый ветер дул поперек поля...
6. Появление индикатора, позволяющего следить за физическим состоянием футболистов - на тактическом экране (рядом с фамилиями игроков) во время матча появляются крестики (красный или зеленый), свидетельствующие о травме (соответственно, реальной или гипотетической) того или иного спортсмена.
7. Присуждение наград за лучший гол месяца и лучший гол сезона - действительно, иногда попадаются настоящие шедевры!
8. Автоповтор только что забитого мяча.
9. Большая, чем в предыдущей версии, вариабельность оценок за проведенный матч. Средний балл теперь равняется "5" (против "6" - в CM4).
10. Игра стала работать быстрее.
Кроме того, наметанному глазу бросятся в глаза множество более мелких нововведений, касающихся:
a) интерфейса - несколько изменен вид стартового меню; по субъективным ощущениям цветовая гамма на некоторых экранах приобрела более приятный оттенок; появился еще один скин).
b) дополнительных сведений о командах - в игру вернулась опция из CM3, позволяющая получить исчерпывающую статистику о противостоянии любых клубов на протяжении заданного пользователем временного отрезка.
c) выбора тактики - появились так называемые "предустановленные" персональные инструкции для футболистов каждого амплуа; можно поручить выбор тактики и определение состава своему ассистенту.
d) 2D-движка (текстура (читай - состояние) газона теперь соответствует погодным условиям; при фиксировании боковым рефери положения "вне игры" в углу экрана появляется изображение флажка; новинка для людей со слабым зрением (или маленьким монитором) - заметно увеличившийся в диаметре мяч, напоминающий теперь, скорее, "ядро" для игры в мотобол).
e) отношений с руководством клуба и активными болельщиками (в CM 03-04 задачи на сезон в большинстве случаев соответствуют возможностям клуба, фэны тоже не требуют от тебя невозможного).
Наряду с введением новых лиг, из игры пришлось удалить Major League Soccer (USA) - видимо, по причине завершения срока лицензии на оную или же вообще за отсутствием оной. Вообще, авторские права - больной вопрос спортивных менеджеров. Вспомним CM2 - в него были включены фоновые фотоизображения стадионов практически всех профессиональных команд Англии, а также большое количество фотографий "звезд" футбола. В нынешнем же, "продвинутом" CM 03-04 таких изображений крайне мало. Вспоминается еще одна замечательная особенность CM2 - более четырех часов профессионального радиорепортажа в исполнении Клайва Тилдесли (Clive Tyldesley), включенного в игру и заметно оживлявшего многочасовые "посиделки" у экрана 14-тидюймового монитора. К сожалению, и с этим "бонусом" пришлось проститься. Видимо, по схожим причинам не видим мы в CM 03-04 и футбольной мини-энциклопедии, из которой даже самый искушенный любитель величайшей игры всех времен и народов мог почерпнуть для себя немало полезного. И еще - очень жаль, что в игре отсутствуют реальные спонсоры.
Безусловно, СМ 03-04 нельзя назвать идеальным футбольным менеджером - это улучшенная, доведенная до ума, более "дружественная" к пользователю версия СМ4. Всем преданным поклонникам серии Championship Manager остается пожелать всяческих успехов на тренерском поприще! Будем надеяться, что следующий релиз этой великой игры окажется еще на шаг ближе к идеалу.