Неразумная красота Среди великого разнообразия шахматных программ уже не редкость так называемые "боевые шахматы", в которых шахматные фигурки теряют свои привычные классические очертания, превращаясь в магов, драконов и гоблинов, которые, размахивая мечами и скрипя крыльями, косят ряды неприятеля. Этакая своеобразная фэнтезийная стратегия, облаченная в строгую шахматную форму с каноническими, а порой и собственными правилами. Именно к подобных шахматным забавам и относится игра WarChess, вышедшая, между прочим, из-под пера отечественных разработчиков. Компания с весьма амбициозным названием "SuperEmpire Interactive" была создана в мае 2000 года и занималась созданием и портированием игрушек для консолей, в основном для GameBoy Advance. И вот случилось им попробовать себя на фронте PC, где конкурентов пруд пруди, даже в шахматном мире. Забегая вперед, скажу, что, увы, первый блин вышел явно комом, проигрыш по всем пунктам.
Обзор сего шахматного "чуда в перьях" начнем, пожалуй, с описания игровых режимов. Для тех, кто впервые знакомится с шахматами, предназначен крохотный tutorial, представляющий набор скудный набор картинок с описаниями правил. Интерактивного обучения и не ждите. Из трех прочих режимов интерес вызывает, прежде всего, игра один на один с компьютером. Два оставшихся - игра двух людей за одним компьютером или через сеть, а также двух компьютеров - друг против друга.
Итак, одиночный режим позволяет померяться силами с искусственным интеллектом, у которого еще можно варьировать уровень сложности. По неизвестной науке причине вы всегда(!) играете белыми, а супротивник - черными. Перед игрой можно выбрать одну из 11 трехмерных арен: Desert, Psychedelia, Desert2, Treasure Cave, Ocean Island, Flying Islands, Ice and Lava, Blue Gorge, Cemetery, Ruins и Forest. Картинка на самом деле полностью трехмерная, ее можно всячески вращать, менять угол обзора и увеличивать в довольно широких пределах.
Все карты сделаны в фэнтезийном духе, как и, собственно, шахматные фигурки - главные действующие лица разыгрывающегося на доске небольшого спектакля. Не скажу, что увиденное потрясает до глубины души, но оригинальность и некий собственный стиль имеют место быть. Опять же, увы - но есть лишь один набор фигур. Казалось бы, вот где можно размахнуться и нарисовать несколько десятков самых разных созданий, но авторы ограничились лишь одним-единственным набором. Жаль.
Белые фигуры представляют светлые силы, а черные, соответственно - темные. Ферзь последних - уродливая ковыляющая старуха с клюкой, король - темный маг, пешки выполнены в виде скелетов с мечами, офицеры напоминают странных человекообразных пришельцев с пиками, кони - зубастых медведей с крыльями, а ладьи - здоровенных каменных големов.
Набор белых фигур смотрится посимпатичнее. Король похож на мудрого старца с длинной седой бородой, королева напоминает принцессу, шеренга пешек сделана в виде обыкновенных воинов в доспехах и с мечами, офицеры одеты в форму лучников (это довольно оригинально, стрелять из лука по диагоналям), кони - дальние родственники Пегасов, и ладьи - такие же воины, только поменьше и потолще, чем воины-пешки. Достоинством фигур является то, что они не замерли, как истуканы, а все время двигаются: немного размахивают руками, ворочают головой, пожимают плечами, создавая впечатление, хотя бы и отдаленное, живых существ, позаимствованной из какой-нибудь средней руки трехмерной фэнтезийной стратегии, вышедшей эдак пару-тройку лет назад.
Во время "поедания фигур" воины размахивают мечами, отвешивают пинки, а маги пуляются заклинаниями, иногда вытворяя и что-то оригинальное. Например, черный король любит вызывать огромного змея, который выползает из своей дыры в земле, хватает зубастой пастью трепыхающуюся фигуру и утаскивает ее за собой в подземное логово. Все эти эффекты сопровождаются небольшими световыми вспышками. По окончании игры, когда одна из сторон побеждает, появляется мощный пылевой смерч и уносит в своем водовороте одну за другой в поднебесье все оставшиеся на доске фигуры противника. Красиво, ничего не скажешь.
Продолжая разговор о графике, следует упомянуть и про подсвечиваемые возможные ходы при выборе фигуры и про дополнительные окошки, которые можно включать или убирать с экрана. Окошки сделанных ходов или выбывших из игры фигур мало кого заинтересуют, а вот классическая плоская шахматная доска (хоть и мелкая) - вполне. Дело в том, что во время ходов камера иногда крутится, как заведенная юла, и немудрено, мельтеша среди всех этих скелетов и колдунов, на время потерять ориентацию. В такие минуты весьма кстати бывает обычная плоская доска. Жалко только, что размерами она не вышла, да и фигурами, если честно, а так, может быть, кому-то и пригодится. Наверное.
Озвучка впечатления не производит. На фоне практически полного отсутствия музыкальной составляющей слышатся лишь ограниченные звуковые эффекты вроде громыхающего топота гигантов, фырканья лошадей или шипения заклинаний.
Но оставим в стороне внешние прелести и позрим в корень. К сожалению, назвать эту шахматную программу даже середнячком никак не получается. Да, это шахматы, но такого низкого и откровенно любительского уровня, что могут быть интересны разве что юным шахматистам. На самом высшем уровне сложности еще хоть как-то можно играть - там компьютер хотя бы обходится без грубых ошибок. Стоит только сместить ползунок уровня сложности на деление вниз, как "шахматный гений" тут же непозволительно тупеет и начинает ходить, словно малый ребенок. Например, может перемещать одну и ту же фигуру пять раз подряд (без какой-то продуманной стратегии), меняет ферзя на слона или офицера на пешку, а то и вообще норовит съесть хорошо защищенную фигуру вообще без всякой задней мысли. Ни о каких "вилках", "жертвах", захвате центра, опережении в развитии и прочих "засадах" речь, понятное дело, не идет. Местному "интеллекту" такое поведение неведомо. Не обучен.
В итоге шахматы все же получились скорее никакие, чем какие-то. Идея была, конечно, неплоха, все-таки нечасто нас балуют "боевыми шахматами", но... посредственная графика, скудность настроек и режимов, отсутствие полноценного обучающего режима и беспросветная тупость AI сгубили проект на корню. Остается надежда доведение WarChess до ума хотя бы в плане интеллекта, или же на вторую попытку.