Шаг в сторону Кто из вас не слышал о знаменитом EverQuest'e? Наверное, только те, кто вообще не страдают такой формой восприятия, или же никаким боком не интересуются компьютерными играми, но таковых среди посетителей нашего сайта, скорее всего, не существует. Игровая вселенная, запущенная в конце прошлого века, а точнее в 1999 году, быстро стала одной из самых успешных массовых многопользовательских RPG в истории игр. "Sony" явно не прогадала, получив в свои руки одного из безоговорочных лидером в данном жанре. Уже не говоря о многочисленных наградах, включая "лучшую игру" и "лучшую MMORPG", которые обласкали этот огромный трехмерный фэнтезийный мир, состоящий из нескольких больших континентов, населенных всеми известными формами обычно тусующихся в таких местах существ (15 рас и 15 классов, включая огров, троллей, магов, гномов и т.п.). Дополнения к этой игре разлетаются по сотне тысяч экземпляров только в первый день продаж, общее число подписчиков перевалило за полмиллиона, а постоянно на серверах бегает около сотни тысяч преданных этой вселенной игроков. Как уж тут не подумать о выпуске EverQuest 2, выход которого, вроде бы, дело не таких уж далеких дней.
Учитывая огромную популярность проекта, решено было выбраться за рамки ролевой вселенной и попытаться откусить кусочек пирога у Warcraft 3 и ему подобных стратегий. Сказать, что эту игру ждали и надеялись на появление нового хита - это все равно, что ничего не сказать. Стоящая за спиной разработчиков могучая "Sony", масштабный и уже преподнесенный на блюдечке с голубой каемочкой многогранный фэнтезийный мир, да и жаждущая встречи со своими любимцами армия (в прямом смысле) поклонников буквально декалитрами подливали масла в огонь. И вот, наконец, нас таки осчастливили релизом, который после первого знакомства оставляет после себя весьма двойственные впечатления.
Три клана
С одной стороны, перед нами действительно во всей красе предстали лорды и монстры из вселенной EverQuest в приятном оформлении из полноценных трехмерных ландшафтов (хотя, на мой взгляд, в целом игра и проигрывает по графике Warсraft 3, но иногда от монстрятника просто приходишь в восторг, да и от окружающего мира), плюс имеется и стандартный набор из любой "правильной" RTS, включающий сбор ресурсов, строительство базы, клепание войска и вынос противника. А с другой, игрушка оказалась напрочь лишена целого ряда существенных моментов, таких как эпический сюжет (невразумительные почтовые квесты не в счет), удобное управление и вдумчивый AI противников. О таких мелочах, как атмосферность, уже и мечтать не приходится. Да - красиво, но не более. И одним раскрученным именем подобные пробелы не прикрыть.
Сюжет повествует о борьбе трех фракций за древние артефакты, которые способны вызволить из заточения бога войны Rallos Zek'а и вернуть величие и разум ограм, оркам и прочим гигантам. Раньше, в стародавние времена, огры и все вышеперечисленные здоровяки были совсем не такими глупыми болванами, как теперь. И именно, опираясь на их запредельное могущество, Rallos Zek, бог войны, намеревался завоевать мир Norrath, но не сложилось. Council of Rathe отбил атаку, запихнул воинственного бога обратно в его измерение и намертво запечатал там, а огров со товарищи проклял, отобрав их недюжинную мудрость и разбросав поглупевших тугодумов по свету.
В начале игры у вас есть возможность выбрать кампанию за один из трех представленных кланов, состоящую из целой дюжины миссий. Самой злобной и пакостной является союз Shadowrealm, включающий в себя темных эльфов, расы бывших рабов, огров, троллей, гоблинов и мистических воинов Mogri. Им противостоят Elddar Alliance, объединяющий светлых эльфов с их союзниками, и Dawn Brotherhood, приютивший под своим крылышком людей, варваров и гномов. После выбора кампании предстоит выбрать и лорда, одного из пяти - вашего бессменного лидера. По мере отправки на тот свет все новых и новых полчищ противников, все воины (и, разумеется, сами лорды), набираются опыта и повышают свои уровни. Лучших воинов можно перетаскивать за собой в новую миссию, забрать всю армию не позволяют логичные ограничения, но вы всегда можете выбрать - взять с собой "больших, но по 5 рублей, или много маленьких, но по 3 рубля". Когда боец или лорд дорастет до нового уровня, вам об этом тут же сообщают. Увеличение уровней выливается в рост показателей и появление у лордов новых магических способностей: например, высасывание жизненной энергии, создание собственной зверушки, увеличение скорости атаки, использовании яда при ударе и т.п. На полях сражений иногда можно отыскать новое оружие и различные магические предметы. Еще лорда окружает магическая аура, оказывающая благотворное влияние на окружающих вас подопечных. Что забавно - если вашего лорда грохнут на поле боя, то не спешите давить кнопочку "Load". Мало того, что миссия не будет считаться проваленной, ее вполне можно завершить и без главного персонажа (в следующей скриптовой сценке на движке, предваряющем очередной сценарий, он непременно появится). Еще его можно запросто воскресить при помощи особого типа юнитов, отдающего свою жизнь, естественно, не без вашего прямого участия, за любимого лидера.
Рутина
Прохождение миссий кампании можно охарактеризовать этим единственным и таким емким словом. Позабавил экран загрузки миссии, где мелькают фразы типа "Не стучите по клавиатуре, загрузка не пойдет быстрее" или "А эти бредни вообще кто-нибудь читает?". В самой же миссии сталкиваемся с избитой схемой. Послали рабочих добывать в шахтах единственный доступный в этой игре ресурс - платину, отстроили базу (у каждой фракции можно строить порядка десяти зданий, производящих разные типы юнитов, есть охранные башенки, есть и апгрейды, в общем, все есть), затем сколотили армию и отправились пинать крокодильчиков и драконов по дальним закоулкам карты. Повторить три десятка раз с небольшими вариациями. Обновляемые с частотой два-три раза за сценарий задания предлагают спасти мирные поселения, переправить несколько солдат из одной части карты в другую, завалить какого-нибудь нехорошего редиску, продержаться от нашествия кровожадных орд указанное время, защищая блокпост, и все в том же духе. Если первые парочку миссий еще можно протопать, цепляясь хоть за какой-то интерес, все-таки новые монстры, новые карты, то потом... Лишь по инерции. Атмосферности не хватает, а без нее выяснять, кого придется закатывать в асфальт в следующем эпизоде, никак не тянет.
Забытый интеллект
Тем более, когда вы с ними познакомитесь поближе. Нет-нет, речь не о внешнем облике, с этим как раз все в полном порядке. Для каждой стороны нарисовали по полтора десятка весьма представительного вида юнитов (не считая пятерых лордов и еще двух десятков "бродячих" монстров): здесь и обычные воины, и маги, и наездники на слонах, "носорожках" и даже на волках(!), баллисты и осадные орудия, ходячие деревья и ядовитые растения, человекопауки и дракончики (кстати, далеко не все наземные юниты способны атаковать летающих), словом, зоопарк вышел более чем представительный.
А вот мозги им, похоже, забыли вставить. В большинстве своем монстры способны нападать и вгрызаться в вас когтями, только если вы протопаете рядом с тем квадратным сантиметром территории, который их поставили защищать. Отойдите чуть в сторонку - и они отвяжутся, вернувшись восвояси. К счастью, есть и такие, что не погнушаются вас преследовать, но еще через минуту и их мыслительный аппарат дает осечку, и они способны с выражением лица каменной статуи простоять пару минут в самой гуще боя, не делая при этом ни одного заметного глазу движения. Понимаете, ни одного. Пока несколько раз не пнешь, даже не почешутся.
Не добавляет радости и управление. Интерфейс, состоящий из нескольких информационных окошек, которые можно убирать с глаз долой, производит впечатление каких-то фантиков, неловкой рукой наклеенных на стекло монитора. Ни общего стиля, ни цельности, а вызывающие эти окошки кнопки вообще робко жмутся в самом верху экрана, как бы стесняясь своих микроскопических размеров. Zoom работает из рук вон плохо, и использовать его нормально можно только кнопками с клавиатуры, а не колесиком мышки. Вращение карты осуществляется явно нелогично: сперва нужно надавить и удерживать "/", а потом вращать мышкой. Понятное дело, что управлять отрядами и камерой одновременно никак не получится. Объединять отряды в группы можно только с ограниченным количеством юнитов (хочешь, не хочешь, а придется делать несколько групп, даже если вам и очень хочется запихнуть всех солдатиков в одну), есть и верхний потолок для производства юнитов. В общем, ничего смертельного, но и удобным это назвать язык не поворачивается.
Красота!
И обязательно о графике, которая на деле почти безупречна. Монстров много и все, как один, симпатяшки, даже при самом большом увеличении. Здания и несколько типов ландшафтов нареканий не вызывают, спецэффекты в виде всевозможных взрывов, феерических разноцветных салютов, огня и дыма, от души справляются со своими обязанностями. В речке плавает рыба, причем есть рыбка мелкая, а есть и акулы. Когда она подплывает к поверхности, от верхнего плавника на ней остаются даже круги. Одежда на героях колышется (ну, слегка), лава булькает, ветряки вращаются, костры и факелы дарят небу свежие пучки едкого серого дыма. В общем, с внешней стороны все более чем достойно.
Музыка такого впечатления уже, к сожалению, не производит. Голоса подобраны неплохо, все-таки голливудские актеры задействованы, а вот с мотивами что-то получилось не совсем гладко. Сумбурные композиции (сами по себе - вполне неплохие) очень редко попадают в такт с происходящим на экране и выбиваются из общего букета этаким непонятным колючим сучком. Во время битв мелодия ничуть не меняется, продолжая напевать ту серенаду, что запустилась до этого.
Остается еще упомянуть напоследок мультиплейер, который тут имеет место быть. Странно было бы, если бы в стратегии, созданной по мотивам самой популярной массовой онлайновой вселенной, его бы не было. Итак, в ассортименте представлено более 30 мультиплейерных карт, а играть можно по сети или Интернету до 12 человек.
На любителя
Итак, "Sony" возжелала иметь свой собственный Warcraft, и она его получила: добротную трехмерную стратегию с очень приятной графикой, стандартным набором функций и... редкостной тупостью врагов, отсутствием хватающей за душу истории, неувязками с управлением и т.д. Порекомендовать его можно любителям стратегий в качестве легкого перекуса между серьезными блюдами, а также, непременно, обожателям вселенной EQ. Если последних он чем-то и разочарует, то они этого попросту не заметят, погрузившись в любимый мирок. А еще, играя в Lords of EverQuest, им не придется платить ежемесячные взносы.