Combat Flight Simulator 3: Battle of Britain ( YuN )
Воздух рубят винты, время отмерено гордым бриттам,
Бас беременных "хейнкелей" - это не пенье арф,
Нынче лондонский денди отправится в путь небритым,
Пряча колючее горло под шелковый белый шарф.
YuN И снова на календаре у нас - 1940 год, и, стало быть, очередная Битва за Британию - на сей раз, впрочем, это не самостоятельная игра, а add-on к Microsoft Combat Flight Simulator 3, выпущенный группой Just Flight, которая, собственно, на add-on'ах и специализируется. Кстати, мне достался вариант, где вместе с дополнением лежит и патч к MCFS 3 (исходная игра, как вы понимаете, необходима), что удобно.
В саму игру add-on добавляет новую кампанию (которая, естественно, так и называется - Battle of Britain) и пять самолетов. Кампания, надо сказать, практически не отличается от стандартной - "битвы за Европу", начинающейся в 1943 году (кстати, аналогичная пара кампаний была и в первом MCFS, но там они были линейные, а не динамические). Все происходит на той же карте, типы миссий аналогичны - атака кораблей, наземных целей, бой с истребителями (fighter sweep), боевое патрулирование, перехват... (почему-то, кстати, с вражескими бомбардировщиками приходится иметь дело в "боевом патрулировании", а не в "перехвате" - во всяком случае, так было в миссиях, которые я отлетал).
Кстати, в предлагаемых задачах миссий почти не учитывается, на каком самолете вы летаете. Бомбардировщик, правда, не посылают для воздушного боя с истребителями, но вот истребителю, не способному нести ни бомбы, ни торпеды, запросто предлагают атаковать корабли, которые и 250-килограммовая бомба-то берет не с первого раза. Кстати, и наземные цели типа фабрик или доков нередко приходится теперь бомбить в несколько приемов, зато истребители противника по-прежнему беспокоят вас слишком уж мало.
Почти единственное "стратегическое" отличие - у британцев добавились новые "центры продукции", расположенные в открытом море (они символизируют конвои союзников; я сначала думал, что они будут двигаться вместе с кораблями, но нет, это не конкретные корабли, а просто районы, контроль над которыми позволяет обеспечить или заблокировать прохождение судов), а также добавились новые "victory areas" (квадраты, которые нужно занять для достижения победы) прямо в Ла-Манше и на побережье. При этом прежние "victory areas" остались, так что для того, чтобы победить Германию, вам по-прежнему необходимо брать Берлин и Мюнхен у самого правого края карты.
Иными словами, это собственно не Битва за Британию, а вся Вторая мировая (на западно-европейском театре, без учета Италии), просто нам предлагают начать ее на более раннем этапе (и, соответственно, есть возможность ее раньше закончить). Ну и, кроме того, США не участвуют в кампании в качестве самостоятельной силы; зато ваши войска могут пойти в наступление и самостоятельно, а не только по вашей команде "Launch ground offensive"; при этом, правда, тратятся ресурсы (что логично), зато не тратятся очки престижа вашей эскадрильи. Устроить одновременно второе наступление нельзя.
Однажды в кампании со мной приключилась странная неприятность. Я не обратил внимания не время и вылетел поздно вечером. Отбомбился нормально, но домой вернулся уже в темноте. Не желая пытаться сесть вслепую (подсветка аэродромов в игре не практикуется), я согласился на услужливое предложение закончить миссию и тут же перейти к дебрифингу. И на дебрифинге мне сообщили, что я погиб! Так и не знаю, то ли это глюк, то ли при форсированном окончании миссии игра высчитывает вероятность успешной посадки, и ночью эта вероятность уменьшается... Во всяком случае, больше со мной такого ни ночью, ни когда я прилетал на поврежденной машине, не случалось.
Помимо кампании, имеется также довольно большой набор отдельных миссий, которые уже без всяких оговорок относятся к Битве за Британию, причем - конкретным историческим ее эпизодам. Неудобно, впрочем, что при просмотре их списка они очень скудно описаны - приходится кликать на каждую и смотреть подробное описание.
Поскольку Битва за Британию была все же в начальный период войны, понятно, что никаким новым "секретным оружием Люфтваффе" (равно как и союзников) нас разработчики не порадовали. Зато представлены самолеты, ко времени начала кампании исходной игры (1943) уже сошедшие со сцены. У Великобритании это истребители Hurricane самой ранней модификации Mk IA (c двухлопастным пропеллером, использовался в проигранной союзниками Битве за Францию) и Mk I (при той же мощности двигателя был установлен трехлопастной пропеллер, что позволило повысить скорость и скороподъемность), а также Spitfire Mk IA. У Германии - истребитель Me Bf 109 в модификациях E-4 и Е-7, пикирующий бомбардировщик Ju 87B Stuka (впрочем, вам он доступен в том случае, если вы выбираете истребительную, а не бомбардировочную кампанию) и бомбардировщик He 111H-2 (жаль, что не H-3, на котором были установлены боковые пулеметы - их порой не хватает; кстати, в прилагаемой документации описан именно H-3!)
В отличие от Ju 88, He 111 не может нести торпеды, посему корабли можно атаковать только бомбами, что требует известной сноровки - требуется брать упреждение, учитывая движение цели, либо атаковать с низкой высоты, подвергаясь опасности от зенитного огня.
Количество добавленных машин, которые можно выбрать, несколько больше перечисленного выше, но это потому, что некоторые из них различаются только раскраской. Наиболее забавен в этом плане трофейный "Спитфайр" - черно-желтый, с германской символикой. Еще один выпендреж разработчиков (специально для режима Quick flight) - поврежденный Hurricane Mk IA, да еще и с втиснутым в одноместную кабину вторым летчиком (не иначе, пилот подобрал на земле сбитого товарища - такое на войне случалось, например, в буквальном смысле на коленях у пилота "Ил-2" спаслась из-под самого носа врагов советская летчица Лидия Литвяк). Впрочем, обещанных повреждений я у этой машины что-то не заметил - ни визуально, ни физически.
В целом самолеты add-on'a смоделированы более качественно, чем базовые; это относится и к летным характеристикам, и к внешнему виду, где воспроизведены мельчайшие детали, вплоть до читающихся технических надписей на крыльях, и все округлости, от концов крыльев до прицелов, действительно замечательно круглые и плавные. Таких глюков исходной модели, как подъем носа при пикировании, у них не наблюдается. Вместе с тем по-прежнему можно летать в максимале, не заботясь о температурах, и тормозить самолет с хвостовым колесом на посадке, не боясь капотирования; возможно, это проблемы самого MCFS 3.
Также живучесть He 111 показалась мне явно завышенной; от идеи летать на истребителе с реальным боезапасом пришлось отказаться, ибо на то, чтобы завалить этот не такой уж крутой бомбер на "Харрикейне", у меня уходило, наверное, боекомплекта три. (Реально в Битве за Британию потери He 111 были хоть и не столь катастрофичными, как у Ju 87, но все же значительными; кстати, изначально этот самолет вообще разрабатывался как пассажирский, правда, конструкторы Зигфрид и Вальтер Гюнтеры уже тогда учитывали, что он может использоваться и как бомбардировщик. Впрочем, производство He 111 продолжалось до конца 1944 года, хотя даже самые новые его модификации к тому времени безнадежно проигрывали самолетам союзников, а в Испании эти машины выпускались по лицензии даже еще в 1950-х). Кстати, отстреливаются бомбардировщики в игре довольно вяло - если не подлетать вплотную, атаковать их можно почти безболезненно.
В общем, попробовать новые самолеты (хотя все они, конечно, уже знакомы нам по другим симуляторам), конечно, любопытно. Но кампания, если играть за союзников, не оправдывает своего названия - это не Битва за Британию, а вся война целиком, и тому, кто уже проходил ее в исходной игре, будет откровенно скучно. Собственно, мне и Британию-то было скучно завоевывать по второму разу - я обеспечил своим высадку на двух плацдармах, а потом просто перевел время на максимальную скорость и смотрел, как вермахт делает свое дело. Сохраняется и ряд глюков (например, вся колонна техники останавливается, если бомба попадает в любую машину, не обязательно в первую - о том, чтобы объехать, вообще не говорю), но трудно сказать, могли ли авторы add-on'а на это повлиять. Наиболее интересны, пожалуй, отдельные исторические миссии.