Трудно быть богом. Чуть меньше двух лет назад никому тогда не известная организация под таинственным названием Illwinter Game Design выпустила в свет походовую стратегию Dominions, в которой нам предлагалось выступить в роли мелкого божества и последовательно истребить всех конкурентов. Надо сказать, что хорошая, в общем-то, идея была реализована не самым блестящим образом, вследствие чего интересный проект быстро скончался в ужасных мучениях. И вот теперь отважные программисты вновь решились пойти на штурм вершин игровой индустрии, создав Dominions под номером 2. Сразу скажу: в этот раз получилось все не плохо, по крайней мере, лучше, чем в 2001 году, это уж точно. Итак, поехали.
Основная концепция игры не претерпела существенных изменений: пошаговая стратегия, причем глобальная - если уж играть, так по-крупному, поэтому полем для нашей плодотворной деятельности будут целые континенты. Мир, в котором поселили играющего, создан в лучших традициях фэнтези, так что приготовьтесь насладиться созерцанием парящих в небе дракончиков разного размера, а также магией всех разновидностей. Как и в первой части, добрые программисты, понимая, что скромность - вещь, конечно, нужная, но не всегда, объявили игрока божеством, которому предстоит возглавить одну из многочисленных наций и заставить конкурентов признать ваше превосходство. Собственно говоря, на этом весь сюжет заканчивается, поскольку никаких более-менее осознанных сценариев в игре нет, существует набор карт, на которых нам предстоит бить все, что шевелится. Сам процесс проходит по следующей схеме: создаем армию и идем войной на соседние провинции (карта представляет собой разбитое на территории пространство - как в Shogun).
Начинается все с создания себя любимого, точнее, того... существа, с которым вы будете ассоциировать себя по ходу игры. Самое смешное, что в игре необходимо создавать бога для каждого народа, а их целых 17, то есть, если вы хотите поиграть за другую нацию, вам вновь придется лепить очередного Зевса. Надо отметить, что процесс создания персонажа в Dominions 2 - дело весьма сложное, хотя и увлекательное. Проблема в том, что нам необходимо распределить имеющиеся очки по нескольким сферам (магия, замок и т.д.), причем сфер этих много (магия, например, делится на целую кучу школ и каждую необходимо прокачивать), да к тому же еще и вся система сделана не самым удачным образом: сложно понять, когда очки закончились. Увы, но выбрать для себя достойное лицо авторы нам не позволили, зато позволили выбрать внешний облик и поверьте, это стоит видеть. Дело в том, что наряду со стандартными драконами, титанами, личами и прочей магической ерундой, переходящей из одной фэнтезийной игры в другую, в Dominions 2 есть несколько персонажей, которые могут привести неподготовленного геймера прямиком к людям в белых халатах. Ну ладно, фонтаном, я может быть, еще и соглашусь быть... Но есть там такой персонаж ... Если сможете себе представить сильно разжиревшую Венеру Милосскую, то это она и есть. Причем под такой специфической внешностью скрывается ряд полезных способностей, которые у каждого бога свои. Наверное, было бы логичнее сделать их выбор отдельно, а не вешать на каждое существо уже готовый набор. Хотя, это все-таки не главное.
После того, как создавать себе достойное воплощение надоест, можно начинать собственно игру: выбираем карту, нацию, божество для которой только что создали, - и вперед. А вот дальше начинается нечто весьма интересное. Цель проста и понятна - перебить всех. Нам предстоит собирать армии из различных существ, совершать набеги на нейтральные и занятые другими народами провинции, защищать собственные владения. По большому счету, на этом все участие игрока в процессе и заканчивается. Экономика в игре представлена, в основном, налогами и что-то существенно изменить вам вряд ли удастся, да и дипломатия практически отсутствует. Короче, заниматься нам предстоит только армией и магией (уровень познания вашего божества в различных магических школах постепенно растет). Правда, здесь направлений для деятельности столько, что глаза разбегаются в разные стороны: можно использовать наемников, создавать армии из разнообразных юнитов (у каждой нации есть специальные войска), нанимать священников для продвижение культа своей личности на обширные просторы этого мира, а количество заклинаний вообще подсчитать не удалось - слишком много. Ну а когда вы, наконец-то, решите атаковать ближайшего конкурента, начинается то, ради чего все это и создано - глобальная разборка с участием десятков юнитов. И вот здесь нас ждет главное разочарование - как и в первой части игры, нам не дали толком поучаствовать в сражении. То есть, мы направили армию к провинции - и все. А что там будет дальше, решает уже компьютер, нам остается только смотреть, как сходятся лавины закованных в сталь рыцарей, а маги осыпают врагов фаерболами.
В техническом плане Dominions два, конечно, не вызывает бурю восторга, но и отвращения тоже, особенно учитывая, что перед нами глобальная стратегия, а не очередной клон WarCraft. Собственно графика в игре состоит из двух элементов: большая карта мира, разбитая на провинции (о ней и говорить особо нечего, примерно то же самое, что в Shogun) и вид, с которого мы можем наблюдать за ходом сражений. Последний имеет слабо выраженную трехмерность и, честно говоря, до C&C Generals ему не вырасти никогда, но смотреть можно, а деревья вообще вызывают почти детскую радость. Правда, анимацию сделать забыли. В общем, за графику программисты честно заработали с парой минусов. Но откровенно порадовала музыка: очень неплохо создает атмосферу мира, насыщенного магией сверх всякой меры.
Из других особенностей проекта можно отметить разве что несколько необычный интерфейс - чтобы приспособиться к нему, требуется некоторое время. Кроме того, Dominions 2 отличается богатыми сетевыми возможностями, собственно ради многопользовательского режима она и создавалась.
Общий вывод по всему этому такой. Игра, безусловно, заслуживает вашего внимания, поскольку для любителей подобного жанра здесь есть все необходимое. В то же время, невозможность самому принять участие в сражении может отпугнуть заметную часть потенциальных покупателей игры, с другой стороны, останутся истинные ценители стратегий, которые в играх больше ценят не бесконечные перестрелки, а необходимость думать. Кроме того, благодаря невысоким системным требованиям, игра придется по вкусу любителям многопользовательских сражений, поскольку Dominions 2, в принципе, должен неплохо работать и через модем. Кстати, по ходу игры не раз возникало ощущение, что основным донором идей для проекта был приставочный Populous 2 десятилетней давности, так что если вам та игра понравилась, смело беритесь за Dominions 2.