Война по переписке Первая версия "Laser Squad" появилась на различных платформах в 1988 году. Игра, в которой на протяжении 5 миссий необходимо было управлять отрядом солдат будущего, также включала режим Hotseat и простенький саундтрек. Джулиан и Ник Голлопы - авторы проекта - не собирались останавливаться на достигнутом. Джулиан, занимающийся созданием компьютерных игр с 1982 года, не без помощи своего брата начинает работу над "Laser Squad 2", планируя изменить графический движок. В 1991 году в поисках издателя судьба сводит Голлопов с компанией Microprose, которую в сиквеле не устраивало, прежде всего, футуристическое поле боя и отсутствие глобальных стратегических элементов. Новые идеи и многие месяцы усилий приводят, наконец, к выходу в 1994 году "X-Com: UFO Defense". Дальнейшая история серии X-Com приносила братьям как успехи, так и неудачи, и в 2001 году они решили вернуться к старым задумкам, приступив к разработке "Laser Squad Nemesis" (LSN) и получив в результате пошаговую стратегию.
У игры есть своя сюжетная линия, местами напоминающая о любимых фантастических боевиках. Началось все с того, что обычные инопланетяне, называющие себя Серыми, посетили Землю еще во времена динозавров. Высокий разум решил использовать новую планету для проведения научного эксперимента и, тем самым, вывести новый тип существ, что вскоре привело к появлению человечества. Быстрое развитие технологий и агрессия людей по отношению к соседям по космосу насторожили Серых. Впрочем, люди, ничего не подозревая, продолжали колонизировать другие миры, пока не столкнулись с хищными существами с чертами насекомых (Ордой) и не спровоцировали военный конфликт. В этой схватке человечество возлагало большие надежды на армию роботов, но одна особо умная машина все-таки сумела организовать восстание против своих создателей, а заодно и всех живых организмов. Из последних сил люди собрали отряды космической пехоты в надежде победить в этой борьбе. Узнав о творящемся вокруг безобразии, Серые решили закрыть свой неудавшийся проект, покончив сразу с человеком, машинами и плодящимися насекомыми. К сожалению, влияние этой занятной истории на игровой процесс минимально.
Изначально LSN подстраивалась под 2 игроков, которые должны были отправлять очередной ход сопернику в виде файла по е-мэйлу и ждать его ответа в своем почтовом ящике, кстати, такую же методику проведения матчей используют некоторые поклонники шахмат. Третья по счету версия LSN содержит некоторые дополнения, главным из которых стало включение в игру однопользовательской кампании из 20 карт (по 5 за каждую из сторон). Интересно, что все миссии за пехоту были созданы лично Джулианом Голлопом. В тактическом плане уровни сводятся к банальному "убей их всех", правда, в разных условиях: где-то придется штурмом взять крепость, организовать побег из тюрьмы или патрулировать заброшенный город. Краткие брифинги позволяют узнать чуть больше об участниках конфликта, а три режима сложности помогут создать дополнительные трудности.
Любая из 4-х рас, представленных в игре, имеет собственный штаб и 5 типов юнитов, которые значительно отличаются друг от друга не только по внешнему виду солдат и их способностям, но и по тактике ведения схватки. Так, почти все воины Орды могут драться только в ближнем бою, а некоторые еще и погибают после использования определенного числа атак, зато уязвимая Королева Орды умеет крушить стены и поедать трупы, части уничтоженных машин, откладывая яйца, из которых впоследствии вылупляются новые воины. В железных отрядах карателей можно встретить терминатора, танки-ремонтники и беззащитный сканер для быстрого обнаружения противника. У космической пехоты никакой техники нет, но арсенал пушек включает бомбомет и снайперскую винтовку, а медик легко накачает стимуляторами раненых солдат. Все вышеперечисленное Серые превосходят своими технологическими достижениями, у них есть НЛО в миниатюре, телепортер, мобильные генераторы черной дыры и силового поля, защищающего всех в радиусе 6-ти метров. Слабое место Серых - постоянная зависимость от источников энергии. В итоге, получился весьма интересный баланс сил, к тому же бывает и так, что узнать о расе противника удается только в пылу сражения.
Каждая битва начинается с определения собственной расы и расстановки сил, причем выбор войск ограничен количеством очков (от 15 до 30), в равном количестве предоставленных игрокам. Высадка каждого воина стоит от 1 до 6 очков в зависимости от его типа. Все подразделения имеют различные характеристики, среди которых скорость передвижения и реакции, наносимый урон, броня, радиус действия вооружения и обзора, количество боеприпасов и время, требуемое для выстрела. На каждый ход отводится 10 секунд реального времени, за которые можно перемещаться по карте или использовать оружие. В начале следующего хода предполагается просмотр результатов предыдущего, здесь же будут видны подразделения противника, попавшие в поле зрения ваших солдат.
Тактические приказы, раздаваемые юнитам, касаются свободы перемещения и поведения в бою, причем для каждого отрезка пути возможна специальная команда. Так, при обнаружении противника солдат может остановиться и открыть огонь, дальше следовать намеченным путем или отступить, благополучно покинув поле зрения врага. Угол обзора воина при движении составляет 150 градусов, поэтому приказ "подождать 1 секунду" позволяет осмотреться и, возможно, обнаружить соперника, а последующее распоряжение "преследовать" заставляет солдата догнать его и открыть огонь с наиболее выгодной позиции. Кнопка "тест приказов" пригодится для оценки запланированных действий и последующей их корректировки, однако встреча с врагом всегда привносит элемент неожиданности.
К сожалению, бойцы не приобретают опыт по ходу сражения, поэтому приходится довольствоваться базовыми значениями вероятностей промаха и нанесения повреждений (от 50 до 150% мощности оружия). Все летающие юниты, как правило, слабы, но умеют по воздуху преодолевать препятствия небольшой высоты. Особую роль играет взаимодействие с окружающими объектами, к примеру, спрятавшись за силовым полем, можно с удивлением обнаружить, что оно не защищает от лазерных и плазменных лучей. По местности разбросаны домики, склады и лабиринты военных бункеров, поэтому укрыться и подловить соперника не так уж и сложно.
У каждого поединка может быть одна из следующих целей: ликвидация всех боеспособных солдат врага или уничтожение всех штаб-квартир, которые обычно хорошо охраняются, ведь именно там отряды получают боеприпасы. Редактор карт позволяет легко и быстро создавать и опробовать собственные уровни в дополнение к 7-ми уже подготовленным для игры вдвоем на одном компьютере. Редактор включает несколько десятков разновидностей поверхности, стен, а также прочих объектов.
В графическом плане LSN освежает в памяти ностальгические воспоминания о первых частях X-Com. Вероятно, причиной этого стали проблемы с финансированием или желание угодить преданным поклонникам, не готовым принять кардинальные изменения, зато системные требования у игры весьма скромные. Конечно, все объекты с тех пор были перерисованы и стали отображаться с большей детализацией, а обладатели видеокарт с 3D ускорителями даже смогут использовать 7-ми кратное приближение, чтобы точнее рассмотреть все пиксели. Яркие выстрелы и взрывы скоротечны, а отличить одного солдата будущего от другого не всегда удается с первого раза. Анимации в игре не очень много, поэтому приходится, в основном, любоваться на статичные пейзажи, но хотя бы движения отрядов выглядят более-менее реалистично, а некоторые солдаты будущего даже пытаются взлететь, но так и не могут оторваться от земли. Разумеется, есть и приятные мелочи, например, почти полностью разрушаемый ландшафт, а также возможность пострелять из-за окон, побаловаться с блоком управления дверями и деактивировать энергетические батареи, чтобы они случайно не взорвались.
Звуковой ряд не очень богат, в наличии имеются только основные эффекты шагов, выстрелов, взрывов, фоновые шумы, а вот полное отсутствие музыки огорчает. Конечно, можно долго рассуждать о том, вредит она или приносит пользу в таких играх, но ведь для этого существует меню настроек, где легко отключаются все ненужные звуковые составляющие.
При всем обилии кнопок, расположенных на экране и снабженных подсказками, размещены они очень удобно, а обучающие сценарии объяснят все основы игры. Правда, в первое время возникнут трудности при попытке обнаружить меню, т.к. его иконка слишком хитроумно запрятана. Ландшафт не разлинован, но местом действия всегда является конкретная клетка на карте, поэтому придется привыкать метко "попадать" курсором в нужную точку. По желанию поклонников теперь наглядно отображаются радиус обзора и траектория возможной стрельбы. Искусственный интеллект ведет себя достаточно прямолинейно, предпочитая держаться в обороне, но иногда может порадовать засадой или внезапной атакой штаба.
В локализации, помимо массы мелких опечаток в мануале, есть шероховатости посерьезнее. Картинки экранов меню в описании не соответствуют действительности и взяты из ранних версий, поэтому можно долго искать нужную кнопку, не догадываясь о том, что в игре ее больше нет. Уровни сложности делят игроков на "чайников" и "маньяков", солдат - надежда и опора космофлота Федерации - несет гордое имя "Боров". Как следует опять же из перевода, война между людьми и Ордой заинтересовала Серых, но они почему-то не обратили на это особого внимания, зато восстание машин "позабавило серую расу". Текст первоисточника искажен весьма значительно, вплоть до утери смысла.
Мультиплеер включает 2 режима: Hotseat и игру по электронной почте (здесь в качестве альтернативы можно также использовать web-интерфейс сайта). В последнем случае имеются как достоинства (экономия времени, возможность участвовать сразу в нескольких играх), так и недостатки (различие в часовых поясах соперников, значительный перерыв между ходами). Поскольку ходы сводит вместе и разрешает сервер, то использование кодов исключено. По желанию сторон обратно на почту отправляется файл хода или всей игры, что позволяет не зависеть от домашнего компьютера. В случае если один из игроков не раздал приказы своим подразделениям в течение заданного промежутка времени, ему засчитывается поражение. Также можно ограничить продолжительность игры количеством ходов (20-50) или числом реальных дней (5-60), при таких установках побеждает тот, кто набрал наибольшее количество очков за уничтожение единиц противника. Одолеть опытного оппонента, уже знакомого с картой и осведомленного о местах высадки, практически невозможно.
Оплаченная подписка снимает все ограничения в мультиплеере, дает право участвовать в чемпионате, загрузить более 100 новых карт и даже вызывать на поединок соперника без подписки. 3 бесплатных месяца почтовых баталий, обещанные лицензионной копией игры, на поверку оказываются возможностью выполнить пробную регистрацию, ограниченную 50 ходами (2-3 матча). Зарегистрировавшиеся участники сразу получают 1000 очков и с ними попадают в Лигу лучших игроков. В результате каждой битвы можно потерять или приобрести от 1 до 20 очков рейтинга, причем проигрыш новичку обойдется ветерану гораздо дороже, чем принесет победа над ним. Рейтинговая система LSN аналогична той, что используется в международных шахматных турнирах. Лига включает 3 дивизиона: "новички", "опытные" и "элита". На пути к званию чемпиона игрока подстерегают разные нюансы, к примеру, длительное пребывание в самом низу таблицы рангов чревато скорым переводом в более слабый дивизион. Помимо официального чемпионата, существует множество пользовательских турниров, а товарищеские матчи позволяют тренироваться без изменения рейтинга участников. Автоматическая система поиска оппонентов сразу соединяет свободных игроков, но участник может создать вызов сегодня утром, а сделать первый ход только вечером, на следующий день или вообще через пару недель. На официальном форуме также встречаются инструкторы, которые по доброте душевной обучают новичков боевым ухищрениям.
В общем, если игра в шахматы по электронной почте надоела, дефицит свободного времени не позволяет подолгу бывать в Интернете, а графика пошаговых стратегий, выходивших много лет тому назад, не смущает, то Laser Squad Nemesis - хороший выбор, если не считать платной подписки, за которую в наших условиях не все готовы платить. В тактическом плане игра, сохранив основные черты оригинала, получилась довольно увлекательная, что особенно заметно в поединке с живым соперником, а разработчики обещают постоянно выпускать дополнения и радовать подписчиков все новыми картами и поддержкой проводимых пользователями соревнований.