Хочешь мира - готовься к войне. Первая пошаговая стратегия Warlords появилась на PC и Commodore Amiga еще в начале 90-ых. Потом с завидной регулярностью выходили новые части, улучшая и совершенствуя основные компоненты геймплея. Так продолжалось вплоть до выхода "Warlords III", после которых любимая многими серия впала в зимнюю спячку, очнувшись от нее лишь через долгие пять лет.
Наконец-то, долгожданные четвертые Warlords таки почтили нас своим присутствием. Продолжение известной фэнтезийной стратегической серии напрашивалось уже давно, и даже было анонсировано в 1999 году, но потом планы австралийских разработчиков из SSG несколько изменились. Вместо ожидаемой четвертой части они, слегка отклонившись от темы, выдали в 2000 и 2002-м парочку real-time'овых стратегий в той же вселенной - Warlords Battlecry I и II. Сейчас это обозначается модным словечком spin-off, означающим ветвеобразный отход от основной темы, но не от общей направленности в целом.
В январе 2003 года в стане творцов произошел раскол, в результате которого отец-основатель всех "Варлордов", Стив Фокнер (Steve Fawkner), забрав с собой единомышленников, основал свою собственную контору - "Infinite Interactive". Оглянувшись на третью часть, авторы решили, что она все же была излишне перегружена опциями, и обратили свои взоры на ее предшественницу, развивая заложенные там идеи. Главной мыслью было сделать игрушку простой и понятной даже для новичков, при этом глубокой и хорошо сбалансированной для ветеранов (для оных имеется четыре уровня сложности, от рыцаря до императора), и, конечно же, увязать все это с центральным персонажем, варлордом, вокруг которого все и будет крутиться. Таким образом, основной упор в W4 сделан на боевую составляющую. Строить в городах ничего не нужно, отсутствуют исследования (не считая изучения новых заклинаний), торговля и дипломатия. Все участники сценария понимают лишь один язык - язык силы. Мало того, ввязавшись в битву, у вас уже не будет возможности сделать ноги или сдаться по-доброму. Любая битва идет до победного, так что трусам в W4 явно не место.
Начинается игра, как водится, с выбора главного героя. При выборе варлорда нужно определить его основные и второстепенные способности, что характеризуются следующим списком: combat, divine magic, rune magic, nature magic, summoning и necromancy. Тут же выбираем расу, всего представлено 10 штук: knights, empire, dwarves, ogres, orcs, undead, elves, dark elves, daemons и... драконы. Каждая раса обладает своим набором юнитов и заклинаний. Впрочем, вам никто не мешает, захватив город, начать строить монстров вашего соперника.
Ну, а дальше со своим варлордом (кстати, можно присмотреть и уже готовых, список немалый) выбираем игровой режим. Можно отправиться проходить миссии кампании, завоевывая земли Этерии, или ломануться в скирмиш, или загрузить случайную карту, или попробовать повоевать в мультиплейере. Последний может похвастаться богатыми возможностями: игрой по сети или Интернету до восьми человек, а также такими, прямо скажем, нечасто встречаемыми режимами, как "hotseat" (тоже для восьми человек, но за одним компьютером) или посредством электронной почты. Что интересно - во всех режимах вы можете играть одним и тем же варлордом (аналогично "Warlords Battlecry"), который будет наращивать свои характеристики, повышать уровни и перетаскивать с собой тройку опытных юнитов. Каждый раз, выходя из одного режима, игра сохраняется и удаляет все прошлые сохранения. Например, после прохождения сценария, все текущие сохранения для вашего варлорда, сделанные в процессе прохождения миссии, будут удалены (о чем вам, разумеется, сообщат).
Сюжет начинается задолго до описываемых в игре событий. Три тысячи лет назад жил да был знатный эльф по имени Mordaine. В его жилах кипела жажда власти, и для начала он попытался захватить соседские земли традиционными способами - во главе хорошо вооруженной армии. Развязавшаяся гражданская война сложилась в итоге не в его пользу, вместе со своими приспешниками он с позором был изгнан с родных мест. Позже их прозвали темными эльфами. Затаив злобу на всех и вся, Mordaine стал посвящать все свободное время изучению темной магии, и результат не замедлил сказаться. Сотворив могущественное заклинание, маг смог открыть портал и вызвать жутких демонов, но сам пал жертвой своего же волшебства... Спустя три тысячелетия другая волшебница из темных эльфов, Aravein, отправила полчища орков, троллей и демонов по всем библиотекам мира, чтобы они там нарыли некую ценную информацию, которая ей поможет править миром. Конечно же, вы никак не можете этого допустить, поэтому провинция за провинцией захватите весь континент и, в конце концов, доберетесь до коварной мегеры, чтобы придавить ее в ее же собственном логове.
Прохождение одиночной кампании во многом напоминает Warlords Battlecry II, за исключением разве что сюжета. Все земли поделены на провинции, часть из них сюжетные (с новыми роликами и продолжением повествования), а часть предназначена просто для прокачки своих подопечных и набора опыта. Начинаете игру, то бишь каждую миссию, вы в своей столице, в которой поселился ваш варлорд. Он страшный домосед и ни за какие коврижки не согласится оттуда выползти. Поэтому увидеть его в битве можно, только когда враг нападет на вашу столицу. То же касается и варлордов противника, каждый из них тусуется в собственном городе и никогда не показывается на карте. В городе можно производить от двух до шести типов юнитов, различных для разных рас. Более мощные, разумеется, строятся подольше. Забавно, но за производство юнитов здесь никто денег не берет. Зато позже на содержание каждого солдата придется выплачивать энное количество драгоценного золотого запаса, что исправно производится в городах. Так что огромная армия не является панацеей от всех бед, потому что запросто может сожрать все дензнаки, и сие будет весьма печально. Вторым ресурсом в игре является мана, которая тратится на заклинания и производство некоторых юнитов. Города, также за деньги, можно проапгрейдить до четвертого уровня или просто разрушить, чтобы врагу не достались, когда нет возможностей для их обороны. Точно такое же решение от вас потребуют и при захвате новых городов: оставить все как есть, повысить уровень, или стереть в порошок.
Геймплей живо напоминает предыдущие игры серии. В городах создаются монстры, потом ими исследуем карту, захватываем другие города, и всякие прочие развалины. Можно выполнять несложные побочные квесты. Помимо повышения опыта в результате захвата особнячком стоящих построек можно чуток обогатиться, получить ценные артефакты или новых героев в команду. Которые, между прочим, и так будут проситься к вам время от времени, конечно, за определенную плату.
Теперь обратим свои взоры на боевую систему. Во время боевой стычки (когда вы кого-либо атакуете, или когда атакуют вас) открывается экран битвы, на котором с одной стороны экрана располагаются иконки ваших войск (отряд может состоять максимум из восьми юнитов), а с другой - войска противника. В центре расположено небольшое окошко, на котором и происходит сам бой. Скрестить мечи, когти или хвосты одновременно могут только по одному бойцу с каждой стороны, Подчеркиваю, всего по одному. Иногда на помощь одному из юнитов будет приходить башня, стоящая на этом же экранчике и обстреливающая противника. Выбранный вами боец тут же начинает махать мечом, вы же в этом процессе не участвуете, потому как на этом этапе вам отвели лишь роль наблюдателя. В этом, собственно, и заключается упрощение боевой системы, которая стала быстрее и понятнее. Требуется лишь выбрать юнит, а дальше все сделают за вас. Боец будет сражаться, либо пока не уложит всех противников, либо пока сам не склеит ласты. Если вояку убивают, то вы можете выбрать другого, и так до полной победы одной из сторон. Как я уже упоминал, сбежать с места побоища не представляется возможным. Во время битвы можно еще активировать заклинания, которые вы к тому времени сумели изучить.
Бой можно поставить на "автомат", причем в этом режиме можно выбрать один из трех вариантов боя, например, агрессивный, при котором первыми в бой выставляются самые мощные юниты, или защитный, когда сначала скармливаются самые слабые. После битвы все воины получают заслуженный опыт, а со временем повышают и уровни, предлагая вам выбрать одну из нескольких характеристик, которые бы вам хотелось улучшить на несколько пунктиков.
Так как основными источниками ресурсов являются города, то самой главной задачей становится первоначальный блицкриг за их обладание. На карте поначалу есть несколько нейтральных городов, и кто быстрее их завоюет, тот и будет иметь преимущество.
Картинка в целом выглядит весьма симпатично. Традиционную изометрическую карту с разбросанными на ней городами, замками и крепостями, украшает некоторое количество спецэффектов вроде разных сияющих и переливающихся светом анимаций. По стилю, очень напоминает "Age of Wonders", только здесь объекты крупнее и детализированнее, рельеф четче, и даже тот же морской прибой смотрится намного эффектнее. К сожалению, явно не хватает zoom'а и возможности вращать карту. Бегающие по карте отряды могли бы быть покрупнее, с другой стороны - каждого бойца можно в деталях рассмотреть во время битвы, во время которой экран прямо светится от ярких вспышек, сияющих звездочек и разлетающихся в стороны кровавых брызг. Звуковое сопровождение нареканий не вызывает. Запоминающиеся оркестровые обработки с хоровым пением, дополненные звуками леса вроде пения птиц, прекрасно дополняют общую атмосферу.
В итоге мы получили вполне ожидаемое логическое продолжение серии. Все вполне знакомо, привычно и узнаваемо. Новые элементы органично вплетаются в старый костюмчик. Геймплей отчасти упростился, что должно порадовать начинающих стратегов. И уж точно всех воодушевит система переноса варлордов, с которыми теперь можно себя идентифицировать, отправляясь покорять миссии кампании, открывая скирмиш-карты или подключаясь к мультиплейеру. Фэнтезийное окружение, добротная графика, классический пошаговый геймплей, толковый AI оппонентов, богатые мультиплейерные возможности, около 70-ти различных заклинаний и более 100 типов юнитов, а также добавленный в комплект удобный редактор карт - наверняка не оставят равнодушными армию поклонников жанра.