Добро должно быть с кулаками. Сила - это хорошо. Сильным быть хорошо. Все тебя боятся, обходят десятой дорогой и даже уступают место в транспорте. Свое водительское место в личном транспорте. Но ведь сила, она разная бывает - "по ту сторону" или "по эту" от невидимой оси нейтрального равновесия. Как разобраться, у кого сила правильная, а у кого нет, кто прав или у кого больше прав?
А в чем сила, Брат? Выход игрушки по мотивам известного фильма - это уже практически безоговорочное попадание... В зрителя, безумного фаната и даже просто "наслышанного". И уже не суть важно, что будет скрываться за раскрученным логотипом, это выяснится много позже, когда первый вал покупателей расчистит полки магазинов, а вторая волна разгонит заветные коробки по многотысячным предварительным заказам. Представленная Джорджем Лукасом в конце 70-х вселенная Star Wars, вылившаяся в пять серий безумно популярного сериала ("Эпизод 1" уселся уже на третье за всю историю место по сборам, собрав в мировом прокате почти миллиард вечнозеленых денег), чего только не породила. Комиксы и игрушки, маечки и кепочки с изображениями любимых героев и, конечно же, несколько десятков компьютерных игрушек всех жанров и направлений. Практически всех. Были и космические леталки и гонки, многочисленные боевики и real-time'овые стратегии, но полноценных RPG так и не наблюдалось. Исправить эту оплошность было поручено известным ролевым специалистам из компании "Bioware", стоявшим за легендарной серией "Baldur's Gate" и не менее популярной "Newerwinter Nights".
Игра базируется на достаточно известной среди любителей ролевой системе от Wizards of the Coast - "Star Wars D20 Rules". Так что мы имеем не банальную "мясорубку" с парочкой повышающихся параметров вроде владения мечом и Силой, а настоящую RPG с выбором класса героя, классическим набором атрибутов, десятками всевозможных skills и feats, плюс джедайские "силовые" приемчики (более четырех десятков: атакующие, защитные и улучшающие различные показатели) и постепенное сползание в сторону Темной или Светлой стороны Силы, что, естественно, оказывает влияние на игровой процесс, хотя и совсем не так, как представлялось изначально. В общем, ожидалась добротная RPG "про джедаев" (от самой Bioware!), в полностью трехмерном окружении, с интересной историей и затягивающим геймплеем, красивой графикой и увлекательными битвами (нечто среднее между реальным временем и пошаговым боем - он в мануале прямо так и называется: "real time turn-base combat"), но... К превеликому сожалению, этих "но" оказалось предостаточно, и о них мы поговорим достаточно подробно, а начнем, по традиции, с сюжета.
Сильные мира сего. Давным-давно, в далекой-далекой галактике происходил очередной передел собственности под видом глобальной межпланетной войны. Описываемые в игре события происходят во время Золотого Века Республики, за четыре тысячи лет до событий первого эпизода. Создатели предупредительно сообщают, что поводов для волнений нет - все технологии, включая харизматические световые мечи, космические перелеты и прочие прелести роботизации существовали и в то время и примерно на том же уровне. Итак, Республика только-только успела оправиться после Малдорианской войны, и утереть нос злобному Sith'у Лорду Exar Kun'у, как случилась очередная напасть. На горизонте замаячила новая угроза со стороны все тех же Sith'ов. Ведомые двумя падшими джедаями, перешедшими на Темную сторону Силы: Darth'ом Revan'ом и его учеником Darth'ом Malak'ом, армады кораблей неприятеля грозились подмять под себя всю галактику. Чему, конечно же, воспротивились все прогрессивные силы Республики, в том числе и "правильные" джедаи.
Ваша роль во всем этом, понятно, самая главная. Вы попадаете с корабля на бал - в самую гущу событий. Неприметный доселе солдат Республики, видевший в своей кроватке на звездолете уже седьмой сон (конечно же, про джедаев), был бессовестно разбужен массированной атакой флота Sith'ов. Как выяснится позднее, атака эта была не случайной - темные лорды охотились за джедаем, вернее джедайкой Bastila, которая обладает столь мощными джедайскими способностями, что способна в одиночку переломить ход всей войны и положить конец поползновениям Sith'ов на всемирную власть.
Забавно, конечно, но, обладая такой немереной Силой, дамочка не смогла отбить небольшую атаку. Уже не говоря о том, что дальше по сюжету ее спокойно захватывают в плен, нисколько не считаясь с ее "великими возможностями". Она и оправдывается, дескать, ну, не успела я, родимые, сосредоточится пока что. Пыжусь, пыжусь, ан все никак. А вот уж как сосредоточусь да сконцентрируюсь, то мало никому не покажется.
Чуть погодя и вы, попутешествовав по разным планетам, почувствуете в себе не только сильную взаимосвязь с вышеописанной особой, но и все растущие колебания Силы, а также станете полноценным джедаем после соответствующих тренировок и нравоучений Совета. В результате, конечно же, уничтожите темных отступников, чтобы галактика могла спать спокойно.
В общем, хотя финал известен практически с самого начала, игре это нисколько не вредит. Чем дальше играешь, тем интереснее. И даже первоначальные шероховатости не позволяют заслонить собой ту самую атмосферность, которая весьма достоверно и подробно переносит на экран известную киношную реальность. Сюжет развивается постепенно, раскрываясь посредством многочисленных скриптовых сценок на движке, требуя от вас проявления своих добрых или злых наклонностей по мелочам (одарили кого-то монеткой или излишне сильно прикрикнули - плюсы очков на ту или иную чашу весов); и помимо основной линии позволяет побегать по кучке второстепенных квестов в поисках опыта и разных полезных в хозяйстве штуковин, что прячутся по закоулкам.
В качестве разнообразия авторы даже прикрутили к игрушке несколько мини-игр. Совсем простеньких, но все равно забавных. Так, вы поучаствуете в гонках
на воздушных мотоциклах (гонки - сильно сказано, соперников нет, да и прокатиться нужно по прямому туннелю, уворачиваясь от коробок, чтобы побить рекорд), постреляете из корабельной пушки истребителя в открытом космосе, да сыграете в карточную игру Pazaak. Некий аналог покера, где вы должны набрать больше очков, чем соперник, но при этом не "перебрать". Карточки для этой забавы будут встречаться по ходу игры, их еще можно прикупать, формируя свою колоду.
Знание - сила. Начинается игра, как и положено - с вешалки, то есть с генерации главного героя. На выбор выдаются три класса, причем все исключительно человекообразной наружности, в наличии имеются мужские и женские модели: soldier, scout и scoundrel. Солдат - мастер всего, что касается боевой составляющей, более мощный и менее маневренный, шпион берет скоростью и ловкостью, а жулик (вор, если угодно) умеет красться, взламывать замки и проникать туда, куда не положено. После определения класса и выбора модели, можно уже больше ничего не выбирать, а доверить всю остальную комплектацию персонажа компьютеру. Всего одно нажатие кнопочки и вашего героя или героиню упакуют по высшему разряду. Кстати сказать, на каждом экране с опциями есть своя кнопочка "recommended", которая делает все то же самое - автоматически растасовывает все дополнительные очки с наиболее правильным с точки зрения машины раскладом. Таким образом, авторам удалось подружить хардкорных игроков и зеленых новичков. Каждый выберет, что ему по душе: неохота ползать по экрану статистики и вычислять модификаторы самостоятельно - никто и не заставляет. Ну, а если вы любитель "математики", то вам и карты в руки. Единственное, чему стоит уделить однозначное внимание - это собственному лицу, потому что с ним вам всю дорогу путешествовать.
Привычные для любого ролевика параметры: Str, Dex, Con, Int, Wis, Cha; плюс десяток скиллов (починка, лечение, компьютеры, незаметное проникновение и т.п.) и пачка feats. Последние - особые боевые приемы или бонусы к атаке или защите - уже давно стали нормой. Позднее в игре, пройдя специальный тренировочный курс, что познакомит вас с джедайским кодексом и приемами махания световым мечом, вы обретете статус всамделишного джедая. Они, оказывается, тоже бывают разные. Здесь джедаи подразделяются еще на три подкласса: Jedi Guardian, Jedi Consular и Jedi Sentinel. Первый, сражаясь с представителями темной стороны, активно пользует светящийся меч. Второй пытается принести баланс во вселенную и отдает предпочтение ментальным атакам. И, наконец, последний пытается найти золотую середину между использованием грубой силы и духовной энергии. Достигнув мастерского уровня в светлой или темной стороне, вы получите дополнительные уникальные способности, характерные для вашего класса.
Максимальный достижимый уровень - 20-ый. Процесс набора опыта и повышения уровней прозрачен для любого, хоть раз игравшего в ролевую игру. Разве что антураж сменился: вместо привычных магов, рыцарей и гоблинов - все сплошь пришельцы, солдаты республики, джедаи или космические прохиндеи.
Силачи. По мере прохождения к вам, в вашу команду, будут присоединяться различные NPC, тут фантазия авторов уже слегка разгулялась. Это будут, помимо обыкновенных людей, и робот-дроид, и экзотические Twi'lek'и, и "ходячие половички" Wookie. Причем у каждого влившегося в ваши стройные ряды персонажа (всего их будет 9) есть аналогичный вашему набор характеристик, можно менять обмундирование и оружие и повышать уровни. Мало того, у них есть и специальная полоска, определяющая, в какую сторону Силы их перекосило, светлую или темную. Я-то, грешным делом, думал, что только джедаи способны управляться с силой, ан нет. И глупый робот, и мохнатое существо с интеллектом шимпанзе к ней тоже неровно дышат. Видимо, здесь Сила подрабатывает чем-то вроде alignment'a (мировоззрения).
Ходить с вами одновременно могут только два персонажа (можно переключиться на любого, чтобы, например, взломать замок), остальные будут спокойно ждать "на базе". Этой базой может быть какое-нибудь секретное укрытие, позже ей станет ваш собственный космический корабль, на котором можно слетать на разные планеты. По нему также можно побродить и поговорить там с членами своей команды. Немного напоминает Unreal II, только корабль здесь значительно больше и друзей тоже поболе будет. В любое время можно вернуться на базу и поменять состав команды. Как водится, у каждого из ваших подопечных есть своя история и взгляды на жизнь. Порой с ними приходится долго спорить или даже слегка переругиваться. Кстати, по поводу диалогов можно сказать, что их здесь более чем. Порой, даже чересчур. Иногда вам придется выбирать одну реплику из пяти или семи вариантов, от нейтральных до положительных или даже злобных. Например, при прохождении теста на джедая, придется несколько раз выбирать правильный ответ из семи предложенных. Конечно, далеко не с каждым встречным удастся переброситься хоть парой фраз, многие отделаются банальной отговоркой и не захотят вступать в переговоры, но и тех дебатов, что тут присутствуют, за глаза всем хватит. Куда уж больше-то. А драться когда? Есть здесь и соло-режим, то есть можно оставить своих дружков в покое и побродить в одиночестве. Так оно гораздо незаметнее получится.
Теперь можно слегка отвлечься от персонажей и в легкую попинать управление. Бегать приходится с видом от третьего лица, правда, в любое время можно переключиться на камеру "из глаз" для лучшего обозрения, но ходить в таком положении нельзя. Авторы делают особый упор на то, что, дескать, так все хорошо под клавиатуру с мышкой подогнали (изначально игра затачивалась под XBox), что лучше и быть не может. Врут, может. Иконки кругом бессовестно мелкие, что предметы, что оружие, что способности, карту тоже лучше с лупой рассматривать. А вот журнал с квестами и диалогами действительно удобен.
Наверняка, будут претензии у игроков и к системе боя, которая не позволяет самостоятельно помахать световым мечом и посшибать головы с плеч глупым дроидам. Бой здесь идет посредством отдачи команд - как только вы встречаете противника, игра автоматически ставится на паузу, а над супостатом появляются несколько иконок действия. Одна позволяет выбрать оружие, другая - специальное действие, третья - покидаться гранатами. После выбора, кому и чем атаковать, снимаем с паузы и наблюдаем со стороны за потасовкой. В любое время можно снова установить паузу и отдать новые приказы. Чтобы каждый раз не указывать, есть возможность выбрать скрипт поведения персонажа (у джедаев и дроидов особый - они сперва используют свои специальные возможности и только потом берутся за обычное оружие), дабы ваши напарники действовали на автомате. Правда, с этим иногда бывают проблемы, когда те отказываются атаковать, и пока не ткнешь - не зашевелятся. Джедаи могут использовать особые приемы, на которые тратятся "force points", восполняемые со временем.
Оружие представлено в основном обычными мечами (можно засунуть в каждую руку по штуке) и всевозможными лазерами, бластерами или энергетическими винтовками, плюс несколько типов гранат. Кроме оружия бойцы экипируются доспехами (что сразу отражается на внешнем виде), защитными энергетическими щитами, техническими имплантантами и т.п. Для роботов предназначен особый набор запчастей, хотя и по аналогичным разделам. Похоже, внешний вид оказывает на окружающих намного более сильное воздействие, нежели ваша злая или добрая сущность. Стоит только надеть металлические доспехи солдата Sith'a, как с вами тут же перестанут нормально разговаривать и вообще начнут всячески избегать, потому как они тут не в почете. Для восстановления физической формы и усиления характеристик можно использовать не только обыкновенные аптечки, но и различные типы стероидов, к примеру, повышающие выносливость.
Еще оружие можно апгрейдить. Для этого нужно найти специальный стол и еще иметь в наличии особые электронные компоненты. После модернизации оно начинает наносить больший урон, быстрее перезаряжается, повышает точность стрельбы и т.п. Световые мечи также можно улучшать, они имеют по три слота для особых кристаллов, что определяют цвет и характеристики меча.
Как правило, большинство предметов в игре упакованы в ящики, расположенные чуть ли не в каждой комнате, также их можно собирать и с трупов. Лучше всегда обшарить комнату после побоища, чтобы не пропустить какую-нибудь важную карточку доступа или неплохой технический прибамбас. Полно предметов и в магазинчиках, которые встречаются с завидной регулярностью. Нередко в округе стоят отключенные роботы, которых вы можете починить и вдобавок запрограммировать так, чтобы они атаковали враждебных к вам элементов. Довольно часто можно покопаться в компьютерных консолях (для компьютерного взлома потребуются особые детальки), где попереключать разные камеры, открыть запертые двери или просто устроить небольшой фейерверк. Например, взрыв, организованный через консоль и перегрузку системы, устроенный в бараках на базе Sith'ов, помог разом избавиться от целой дюжины солдат.
Сильно. Графика в SWKOTOR однозначно заслуживает одобрения. Не бурных и продолжительных аплодисментов, но почетной грамоты и квартальной премии точно. Модели героев, на первый взгляд, довольно просты и угловаты, но большое количество приятных деталей вроде живой мимики лица (шевелятся губы, брови и глаза, качаются выбивающиеся из прически локоны), естественных теней или бликов на защитных доспехах заставляют со временем их полюбить. А как эффектно они размахивают мечами, проворачивая свои комбосы или вдобавок рассекая по воздуху ножками. Естественность движений поражает даже тогда, когда их видишь не один десяток раз. Как тут не упомнить и про разрезающие воздух лучи лазерных пистолетов, красочные взрывы или всякие джедайские штучки - красотища, одним словом. Симпатично смотрятся и с любовью прорисованные локации. Они, вроде бы, не очень большие, но и, с другой стороны, и не такие маленькие, чтобы быстро наскучить. Всего вы посетите 7 планет, включая город-планету Taris, джедайскую академию на Dantooine, морской мир Manaan, скалистый Korriban, облюбованный Sith'ами, лесную планету Wookiee - Kashyyyk, и поползаете по нескольким космическим кораблям.
Звук, как и ожидалось, не обманул возлагавшихся на него надежд. Перепрыгнуть планку рекордов по производимым на слушателя эффектам не удалось, но атмосфера лукасовской вселенной, помноженная на профессионализм мастеров из "Bioware", принесли-таки свои плоды. Буквально с первых кадров, уходящих в далекий космос желтых строчек текста на черно-звездном небе, по спине пробегает легкий холодок, и мурашки пускаются в пляс. Дальше - больше: эпические мелодии под свист проносящихся истребителей, шарканье световых мечей, характерное шипение открываемых дверей или стрекот бластеров, колоритные и такие знакомые акценты пришельцев, мерное попискивание дроидов... Да, пожалуй, именно так и должна звучать игра по мотивам "Star Wars".
Сила есть - ума не надо? Напоследок добавим немножко дегтя в бочку с медом, чтобы у вас не сложилось впечатления, что все в SWKOTOR исключительно в радужных тонах. Метание тухлых помидоров начнем с банальных вылетов. К сожалению, авторам не удалось грамотно оптимизировать игру для PC, в результате чего она регулярно вылетает в окошки. Пожалуй, что чаще получалось заканчивать игру именно таким образом, нежели выходить через главное меню. Потом дико доставали багги с "потерей ориентации". Когда управляемый вами персонаж отказывался бегать как положено и начинал носиться куда ни попадя. В такие моменты переход на новую локацию или открывание дверей становятся почти неразрешимой проблемой, и приходится выходить и грузиться заново. Что уж тут говорить о всяких мелких просчетах в графике, зависаниях звука или неприятностях с сохранением, застреваниях напарников в пути или не до конца оптимизированном инвентаре (многие операции можно проделывать только на базе). Еще одним недостатком можно считать и отсутствие мультиплейера. Все-таки это RPG и побегать в компании себе подобных было бы интересно. Видимо, в следующей жизни.
Но окончательные выводы все же будут со знаком плюс. Да, конечно, нестандартное управление и отвратительные глюки (наверняка, большую часть из них вылечат ближайшие патчи, один из которых уже должен вскоре выйти) портят впечатление, что и говорить. Но, с другой стороны, отлично переданная атмосфера вселенной "Star Wars" и бесспорно достойная визуальная реализация, интересная история и глубокая ролевая система, приятная во всех отношениях графика и целый мешок, радующий глаза, уши и все основные рефлексы бонусов позволяют считать игру состоявшейся. Это действительно один из самых любопытных и занимательных проектов "про джедаев", из тех, что вышли за последнее время. Если вас не пугают возможные неприятности, а в том, что они будут, можете даже не сомневаться, настоятельно рекомендую познакомиться с Рыцарями Старой Республики поближе. Может быть, вас в чем-то убедят и рекордные продажи на Xbox, и безумные рейтинги во всех игровых изданиях, посвященным консолям. И не смотрите, что игра вышла на четырех дисках. Не пожалеете. И да пребудет с вами Силантий...
643 Прочтений • [Star Wars: Knights of the Old Republic ( IGROK )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]