Изо льда да в полымя До Нового года и Рождества ещё почти месяц, а игроки в компьютерные игры уже разрываются между тем, что заказать Деду Морозу в качестве подарка - выбор настолько огромный, что глаза разбегаются, а голова идёт кругом. Действительно, окончание нынешнего года в мире компьютерных игр выдалось на редкость урожайным как на долгожданные хиты и продолжения, так и на совершенно новаторские игрушки, предлагающие концепции и решения, по которым будет развиваться тот или иной жанр в дальнейшем.
А ещё уходящий год вбил большой гвоздь в гроб всех скептиков, предвещавших скорую кончину жанра приключений. Жив курилка, а количество новых приключений вышедших за последний месяц, не уступает не только другим жанрам, но и превосходит подобные показатели десятилетней давности, когда царила "золотая эра приключений". Среди последних приключений - продолжение хита двухлетней давности "Schizm" от польской компании Detalion - "Mysterious Journey 2: Chameleon". Сумасшествие продолжается...
Всё новое - это хорошо забытое старое Первая часть игры запомнилась во многом благодаря довольно сложным загадкам и пяти(!) дискам. По примеру многих игр девяностых (и особенно "Riven") разработчики не ограничивали себя в размерах, уместив на диски не только саму игру, но и множество дополнительного материала, зачастую даже не вошедшего в финальную версию. К счастью, разработчики, думали не только о своём удобстве, но и об игроке, которому не очень сподручно менять диски по десять раз в течение получаса. Продолжение игры вышло всего на двух дисках, поменяв не только порядковый номер на обложке, но и графический движок.
История "Mysterious Journey 2: Chameleon" была написана австралийским фантастом Терри Даулингом (Terry Dowling) и рассказывает о войне между двумя расами, в которую встрял ваш герой, способный, если будет достаточно умён и сообразителен, восстановить мир на планете и своё доброе имя. Единственное отличие от первой части - это время происходящего, переместившееся из далёкого прошлого в скорое будущее.
Приключения, или правильней будет сказать злоключения, начинаются на орбитальной станции, где вас держат в качестве заключённого, обвиняемого в гибели целой планеты! Как вам это удалось - вы не помните. Подобно герою Сильвестра Сталлоне из "Разрушителя", вас заморозили на двести с лишним лет, по прошествии которых память у вас отшибло так, что даже имя своё забыли.
Голограмма одного из экзекуторов с радостью сообщает вам, что навигационная система станции выведена из строя и через 16 дней она рухнет на поверхность погубленной вами планеты. Время до столкновения отводится вам для того, чтобы вы осознали весь ужас своих деяний и раскаялись. Не понятно только, как вы можете раскаяться, если ровным счётом ничего не помните? Не будем придираться к деталям, вернёмся к самой игре.
Разумеется, со станции вы выберетесь, и более того, на планете под названием Сарпедон (Sarpedon) окажутся вполне живые жители, которые за прошедшие годы не только не научились жить в мире, но и развязали войну. Имеются два племени: трансай (Transai) - поклоняющиеся высоким технологиям и своему Оракулу, и ансала (Ansala) - натуралисты, способные силой мысли заставить природу подчиняться своим желаниям. Кроме племён на планете вас ждёт встреча с так называемыми "компаньонами" - пришельцами в виде огромных машин, ставшими первоначальной причиной межрасовой розни. По странному стечению обстоятельств "компаньоны" выберут вашего героя своими любимчиком и будут ему во всём помогать.
В течение игры вы побываете у обоих племён и познакомитесь не только с жителями, но и с их философией. Кроме этого, вас ждёт путешествие на подводную базу и возвращение на орбиту. Одним словом, скучать не придётся, особенно при том количестве загадок, которое подготовили разработчики.
Загадки и разгадки Если бы не история, рассказываемая в игре, то происходящее на экране вполне могло бы сойти за ещё один клон "Myst" - ходишь в одиночестве по миру, и решаешь вагон и маленькую тележку совсем недетских загадок, ничего особенного. Но история в игре есть, и разработчики очень старались соединить её воедино с загадками. Нельзя сказать, что им это удалось на сто процентов, некоторые загадки и задания не очень согласуются с законами нормальной логики. Например, любимые польскими разработчиками задания на постройку мостов иногда проще было бы обойти или на худой конец найти брод, тем более что дно водоёма хорошо просматривается, и глубже, чем по колено, там быть не должно.
Как и в первой части игры, даже в самом начале загадки отличаются повышенной сложностью и решить их методом "тыка" практически невозможно, приходится подключать холодный математический расчёт. Многие решения можно подсмотреть или найти, используя оставленные подсказки, но есть и такие, в которых непонятно, что от вас требуется. Особенно хочется отметить загадку на числа, где используется четверичная система, причём догадаться об этом вам предстоит самостоятельно, и так же, самостоятельно найти учебник и справочник по математике. Многие ли готовы на такие подвиги? Не думаю.
Управление Благодаря новому движку, управление перестало быть головной болью и как две капли воды напоминает лучшие традиции стрелялок. Происходящее в игре вы видите глазами Сена, который с помощью мыши может не только созерцать красоты неба и глубины впадин, но и легко поворачиваться на 360 градусов. За время игры лишь одно осталось для меня загадкой - "прыжок". То ли после разморозки у Сена отнялись ноги, то ли по некоей другой причине, но прыгать он может не выше, чем девяностолетняя старушка с клюкой. Вроде бы мелочь, но иногда проще перепрыгнуть препятствие, чем искать обходной путь.
Графика и музыка По сравнению со своим предшественником, продолжение "пересело" на графический движок Jupiter (который известен игрокам по серии игр "No One Lives Forever" с участием девушки-шпионки Кейт Арчер), получив таким образом третье измерение. В игре нет видео, только просчитываемые сцены, что делает честь разработчикам, идущим в ногу со временем. Трёхмерные красоты мира, по которому путешествует Сен, поражают воображение, особенно удалось разработчикам ночное время суток, когда вокруг загорается множество огней, делающих происходящее ещё более загадочным и мистическим.
Единственное нарекание вызывает проработка персонажей, встречающихся в игре. Видно, что разработчики старались придать своим героям индивидуальность, но манера ходить, говорить и махать руками сделана у всех, словно под копирку. Не лучше дело обстоит и с диалогами - люди открывают рот, когда им вздумается, а мимика находится на уровне медитирующего йога и что-то понять по выражению лица практически невозможно.
Музыка в игре довольно интересная, особенно порадовал тема, открывающая главное меню. Диалоги озвучены хорошо, но не великолепно, и многие из них довольно длинные, что утомляет. Если утомитесь, то можно оборвать диалог, не дослушав, а затем просто выбрать опцию, позволяющую прочитать текст предыдущего разговора. Опция также полезна, если вы чего-то не поняли, так как титров в игре нет.
Вердикт Если вам нравятся по-настоящему сложные головоломки, то "Mysterious Journey 2: Chameleon", безусловно, ваша игра, тем более что мир, в котором они встречаются, довольно необычный и очень красивый. На решение одной загадки может уходить от десяти минут до нескольких дней, так что не ждите быстрой развязки. Между тем, вполне вероятно, что к концу путешествия после нескольких месяцев игры вы забудете с чего весь этот очередной "Шизм" начинался.