TIE Fighter против "Мессершмитов" Если кто еще не в курсе, то все космические сражения в "Звездных войнах" один в один содраны с воздушных боев Второй мировой; соответствующую кинохронику Джордж Лукас во время работы над фильмом смотрел сутками. И вот теперь компания LucasArts (в союзе с Totally Games) и лично "отец" компьютерных "Звездных войн" Лоуренс Холланд решили вернуться к истокам и сделать игру на тему, таки да, воздушных боев Второй мировой. Конечно же, как и прочие лукасовские леталки, она никоим образом не может претендовать на гордое имя симулятора, и все же реализма и возможностей в ней побольше, чем в обычной аркаде.
Скажу сразу же, что речь не о реализме физической модели. Тут самый "крутой" элемент реализма - это сваливание при крутом наборе высоты с малой скоростью (в штопор оно, впрочем, перейти не может - самолет просто опускает нос и не управляется нормально, пока вновь не наберет скорость). В горизонтальном полете оно произойти не может - тяга двигателя и, соответственно, скорость в игре регулируется, но не до выключения; при минимальном ее уровне самолет все еще устойчиво держится в воздухе и даже способен, хотя и не слишком круто, набирать высоту. Полеты на боку (с креном 90 градусов) никого не смущают, а чтобы разбиться, надо постараться: если вы не врубаетесь в землю (или воду) под существенным углом, а просто ложитесь на нее брюхом (на любой скорости), то так и будете скользить по ней без всякого вреда (если земля ровная), причем прямо сквозь деревья. Посадка, соответственно, тоже чисто аркадная: достаточно выпустить шасси (одновременно опускаются закрылки) и коснуться полосы (либо чуть проехать по ней); можно не делать даже этого, а просто пролететь через знак со стрелкой, который появляется над центром полосы, когда вы выпускаете шасси. Модель повреждения, соответственно, сводится к уменьшающимся процентам жизни (точнее, визуально это отображается в виде иконки) и появлению дыма и огня; у сильно разбитого самолета мотор начинает давать перебои, но, похоже, это влияет только на звук, а не на поведение машины.
У каждого самолета имеется 4 основных характеристики - скорость, броня, маневренность и огневая мощь основного оружия (условно говоря, пулеметы, хотя на некоторых самолетах это пушки); три первых характеристики можно апгрейдить (максимум до третьего уровня, но, естественно, даже максимальный апгрейд маневренности Ил-2 не позволит ему сравниться по этому параметру со "Спитфайром", к примеру), а к основному оружию имеется дополнительное - крупнокалиберные пушки (37 и 57 мм, естественно, никакой отдачи при стрельбе не наблюдается), бомбы и ракеты. Еще четыре вида апгрейда, доступный в кампании, позволяют увеличивать максимальный боезапас для каждого из вышеперечисленных типов вооружения соответственно.
Так вот оружие - это один из элементов, где проявляется реализм. У разных самолетов разный калибр и количество пулеметов, и дополнительные виды оружия тоже воспроизводят реальные образцы с их особенностями. Например, подбрюшная турель B-17 крутится с реальной скоростью, а не так быстро, как хотелось бы, а торпеду серии Mk. XV можно было сбрасывать с высоты не более 150 футов и на скорости не выше 150 миль в час, и в игре это отслеживается. Ближе к концу кампании становятся доступны и более экзотические боеприпасы, например, управляемые торпеды Henschel 294 и управляемые ракеты Henschel 293 и Ruhrstahl Х-4, оснащенные телекамерами (это во времена Второй мировой - все-таки не устаю восхищаться талантом германских конструкторов!) И все же нельзя сказать, что вооружение воспроизведено с симуляторной точностью - к примеру, в реальности британский Mosquito IV вообще не имел стрелкового оружия, а в игре обладает изрядной огневой мощью, далеко не любой самолет мог нести любое дополнительное оружие (а в игре - любой) и боезапас даже не апгрейженных самолетов, как правило, заметно превосходит реальный (в частности, дефицита патронов к основному оружию я не испытывал никогда, несмотря на весьма интенсивную стрельбу; патроны, кстати, конечны только в режиме кампании, но не в Instant action).
Основной сюжет игры строится вокруг противостояния между элитной эскадрильей союзников Battkehawks (где вам принадлежит роль американского пилота Джеймса Чейза (James Chase)) и их германскими оппонентами - эскадрильей Nemesis во главе с асом Люфтваффе оберстом (полковником) Кригером. Кампания, кстати, устроена довольно хитро - она включает обязательную и дополнительную составляющие. Обязательная часть представляет собой линейную последовательность из 15 миссий, причем, вопреки названию, в небе над Нормандией разыгрывается лишь последняя из них. Начинается же все с прикрытия бегства союзников из Дюнкерка, затем вас ждет Битва за Британию и неудачная попытка устранить Роммеля в Африке, потом вас перебрасывают на Тихоокеанский театр военных действий, где вам придется сразиться с авиацией Японии и поучаствовать в знаменитой битве у атолла Мидвэй, затем вы побываете под Сталинградом (где, кстати, повоюете вместе с "Лилией" - советской летчицей-асом Лидией Литвяк, установившей, вероятно, мировой рекорд для женщины-истребителя - 11 сбитых лично и 3 - в группе самолетов противника; впрочем, она летала на Ла-5 и Як-1, а не на Ил-2, как в игре); далее вас ждет возвращение в Западную Европу, помощь Нильсу Бору в его бегстве от нацистов (в реальности, кстати, его вывезли в бомбовом отсеке, и пилот бомбардировщика имел приказ в случае, если его принудят к посадке, открыть бомболюк...), участие в дерзкой операции по уничтожению фабрики в Норвегии, где германские ученые, работавшие над атомным оружием, проводили работы по обогащению тяжелой воды, и, наконец, прикрытие высадки союзников во Франции. Вообще, параллели с подлинными историческими событиями - еще один аспект, где игра проявляет пусть и относительные, но реалистические черты. Например, в битве при Мидвэе действительно американские торпедоносцы TBD Devastator были перебиты на подлете и не смогли уничтожить ни один из японских авианосцев; эту задачу решили пикирующие бомбардировщики SBD Dauntless - так же дела обстоят и в игре. Хотя и расхождений хватает.
Кампания заканчивается, таким образом, когда война в Европе лишь вступает в кульминационную фазу, да и главный враг, Кригер, сбитый в очередной раз, опять не погибает - так что, по всей видимости, игра будет иметь продолжение.
По мере прохождения миссий основной части кампании вы получаете дополнительные миссии, именуемые сначала Tutorials (и являющиеся, соответственно, обучающими), затем Challenges (боевые миссии, которые сюжетно более просты, чем миссии обязательной части - скажем, сбить больше врагов, чем другие союзные пилоты - но совсем не обязательно просты в прохождении). Перед началом миссии вы выбираете свой самолет и дополнительное оружие (в некоторых, впрочем, возможность выбора заблокирована).
Миссии, как правило, делятся на несколько физических или логических частей. В первом случае каждая часть грузится, как отдельная миссия (и вы получаете целый самолет с полным боекомплектом), но без возможности сменить самолет и оружие (в основной кампании, впрочем, есть части миссий, где вас пересаживают из кресла пилота на место стрелка - на аэродроме, корабле или B-17), а также без возможности записаться на диск (а только в память). Во втором вам в полете пишут "Checkpoint", и при гибели/провале вы можете продолжить с этого места. Самое неприятное, что запоминается только последний checkpoint, причем происходит это автоматически - то есть возможна ситуация, когда вас записывают в ситуации последнего издыхания, и крутись с этого места, как хочешь, а альтернатива - проходить всю миссию с самого начала, что может занять не один десяток минут. К счастью, со мной такого ни разу не случилось, но вообще помучиться пришлось, особенно ближе к концу кампании. В принципе починить самолет и пополнить боекомплект можно на союзном аэродроме (в тех миссиях, которые проходятся в тылу врага, тоже имеются партизанские аэродромы), но до него надо еще долететь, а на это далеко не всегда есть время (могут, например, забить того, кого вы должны защитить).
Уровней сложности нет, единственная возможность облегчить жизнь - режим замедления времени (последние миссии я проходил почти исключительно в нем; кстати, он, пожалуй, ближе к реальной динамике воздушного боя - в "нормальном" режиме самолеты крутятся слишком уж быстро, словно у них отсутствует масса). Но и с замедлением все равно тяжко, некоторые миссии слишком уж перегружены врагами. При этом взаимодействие со своими минимальное - далеко не везде у вас есть подчиняющиеся вам союзники, а там, где они есть, им можно отдать лишь три команды - "атакуй мою цель", "атакуй, кого хочешь" и "защищай меня", причем у меня сложилось твердое впечатление, что последнюю команду они выполнять не умеют! Ну и, естественно, если вам надо кого-то защищать, то тот отличается редким кретинизмом - ему нельзя сказать "подожди здесь, пока я расчищу путь", он будет лезть вперед, не взирая на угрозы. В общем, хотя кампания и проходима, но ряд миссий, на мой взгляд, чересчур напрягают.
Все миссии - и основные, и дополнительные - имеют главные, дополнительные и бонусные цели. Как правило, изначально вам известны лишь 1-2 цели, остальные добавляются уже по ходу (вы можете посмотреть их, нажав Esc; там же можно посмотреть и запись прозвучавших реплик персонажей). Бонусные цели остаются от вас скрытыми, вы можете их выполнить только случайно (лучший добиться такой случайности - уничтожать всех врагов, каких удастся обнаружить). Наградой за прохождение миссий и выполнение дополнительных и бонусных целей являются новые возможности для апгрейда (как бумаги с предписаниями, каждая из которых позволяет осуществить один апгрейд, так и новые технологии, делающие апгрейд до определенного уровня возможным в принципе) и, что еще более важно, новые самолеты.
Вот мы и добрались до самолетов. Надо сказать, что при всей аркадности физической модели внешне они отрисованы весьма неплохо и все соответствуют реальным машинам или, по крайней мере, находившимся в разработке проектам. Все самолеты в игре делятся на три категории - те, которые доступны в режиме кампании, те, которые доступны только в режиме Instant action и те, которые вообще недоступны игроку. Однако, поскольку кокпиты в игре отсутствуют (летать можно только с видом от третьего лица), простым редактированием файла GameDataDataHangarPlanes.xml можно перевести самолеты второй группы в первую, а третьей (за исключением разве что беспилотных ракет V1, V2 и Wasserfall, а также почему-то FW "проект VII") - во вторую! В самой игре утверждается, что в ней можно получить доступ к 26 машинам; я честным прохождением основной кампании заработал 18 (ибо выполнил отнюдь не все дополнительные миссии и цели). С помощью же вышеупомянутых манипуляций можно получить доступ к 31 машине. Крутое хакерство сводится к замене для каждого самолета значений на 1 и на 0, а также к выводу из секции "комментариев" самолетов, предназначенных только для AI. Менять с 0 на 1 бесполезно - визуальное отображение самолета в ангаре от этого не появится, выбрать же его можно и так. AI'шные самолеты будут доступны только в Instant action (при попытке выбрать их в кампании миссия не загрузится). Учтите, однако, что эти манипуляции касаются доступности по умолчанию, то есть если вы загрузили запись прохождения "честной" кампании, вам будут доступны только те самолеты, что вы открыли там.
Итак, Королевские ВВС Британии в игре - это, конечно же, классические истребители Hurricane и Spitfire, двухмоторный истребитель-бомбардировщик Mosquito, безнадежно устаревший к началу войны торпедоносец Fairey Swordfish, представлявший собой тихоходный биплан в духе Первой мировой (тем не менее, именно эти самолеты сыграли ключевую роль в потоплении линкора "Бисмарк") и двухмоторный реактивный истребитель-перехватчик Gloster Meteor. Это единственный реактивный самолет союзников, успевший поучаствовать во Второй мировой (если говорить о пилотируемых машинах; были еще беспилотные "реактивные бомбы" JB-10 от компании Northrop - две дюжины их поступило в армию США до конца войны); первый прототип поднялся в воздух 5 марта 1943 года, первые самолеты поступили на вооружение 12 июля 1944, а первые боевые вылеты состоялись 27 июля - практически одновременно с Me 262, но "Метеор" уступал своему германскому оппоненту и по скорости (670 км/ч против 870), и по вооружению (4 20-мм пушки против аналогичного числа 30-мм). В основном "Метеоры" первой серийной модификации (их выпустили всего 20 штук) использовались для перехвата крылатых ракет V1. После войны было построено немало других модификаций, включая первый турбовинтовой самолет "Трент-Метеор".
Американские самолеты - это хорошо знакомые любителям симуляторов истребители Р-38 Lightning, P-51 Mustang, F4F Wildcat (основной палубный истребитель американского флота в первый период войны) и достаточно неудачный P-40 Tomahawk, торпедоносец TBD Devastator, пикирующий бомбардировщик SBD Dauntless (по-настоящему, на симуляторном уровне, с двумя последними машинами можно ознакомиться в игре The History Channel: World War II Battle of Britain 1940), бомбардировщик B-17G Flying Fortress ("легально" в кампании вы летаете на нем только в качестве стрелка, а не пилота; вышеупомянутым способом можно сделать его доступным для пилотирования, но смысла это не имеет, ибо стрелять вы при этом не сможете; хотя, кстати, когда вы летите на самолете с турелями, ваши стрелки справляются со своими обязанностями довольно неплохо, а вот когда сами атакуете такой самолет, он отстреливается весьма вяло) и несколько экспериментальных машин, реально не пошедших в серию (в США все экспериментальные самолеты обозначаются буквой Х в названии). Это, во-первых, Curtiss-Wrigth XP-55 Ascender с толкающим задним винтом и без хвостового оперения (вертикальные стабилизаторы размещались у концов стреловидных крыльев), с которым уже знакомы игравшие в Microsoft Combat Flight Simulator 3. Машина не пошла в серию из-за проблем с двигателем и аэродинамикой. Немного похож на него Northrop XP-56 Black Bullet - этот истребитель тоже приводился в движение задним толкающим винтом, точнее, сразу двумя соосными трехлопастными винтами, которые вращал 2000-сильный звездообразный двигатель Pratt & Whitney R-2800. Хвостовое оперение состояло из двух килей - верхнего и нижнего; роль горизонтальных стабилизаторов, таким образом, брало на себя крыло, основание которого тянулось практически от середины до конца короткого фюзеляжа. В поперечной проекции крыло имело достаточно необычную М-образную форму (в англоязычной литературе такое крыло называется "чаячьим"). Первый полет состоялся 6 сентября 1943 года, но вскоре после этого самолет разбился при посадке из-за лопнувшего пневматика. Был построен второй экземпляр с улучшенными летными характеристиками, поднявшийся в воздух в марте 1944, но, как и в случае с XP-55, дальнейшие работы по проекту были свернуты по причине развития реактивной авиации. Ну и самый необычный американский самолет, представленный в игре - Cnance-Vought XFPU-1 Pancake ("Блин"). Целью ставилось построить истребитель, который имел бы диапазон скоростей от 32(!) до 740 км/час, что позволило бы ему взлетать со сверхкороткой полосы и составлять достойную конкуренцию самым быстрым поршневикам в скорости, превосходя многие из них по маневренности. У него было почти круглое в плане крыло, сливавшееся с фюзеляжем, чем он и заслужил свое прозвище. На задней части крыла располагались два киля с двумя рулями направления, с каждой стороны имелся стреловидный горизонтальный стабилизатор с рулем высоты. Самолет получил убирающееся шасси с хвостовым колесом и был оснащен двумя 1350-сильными звездообразными двигателями Pratt & Whitney R 2000, вмонтированными в крыло по одному с каждой стороны фюзеляжа, которые вращали огромные четырехлопастные пропеллеры. Предполагалось вооружать самолет шестью 12.7-мм пулеметами или четырьмя 20-мм пушками и двумя 1000-фунтовыми бомбами. Была построена модель истребителя в полную величину с двигателями пониженной мощности, получившая обозначение V-173. Она была изготовлена из дерева и ткани и имела неубирающееся шасси. Первый полет состоялся 23 ноября 1942г. Но, увы, хотя опытный самолет XF5U-1 был построен и подготовлен к испытаниям, он никогда не летал.
Японская авиация не представлена в игре никакой экзотикой: это классический истребитель A6M Zero, торпедоносец Nakajima B5N (американское название "Kate") и пикирующий бомбардировщик Aichi D3A (по-американски "Val"); эти самолеты также имеются в симуляторе The History Channel: Battle of Britain. Выбирать Kate в качестве своего самолета ("по-честному" он AI'шный) также не рекомендуется по причине отсутствия у него переднего стрелкового вооружения (есть только задняя турель).
Из советских самолетов имеется только Ил-2.
Наконец, Люфтваффе. Классическая часть представлена истребителями Me 109, Me 110 и FW 190, пикировщиком Ju 87, бомбардировщиками Ju 88 (использовавшимся также как штурмовик и даже ночной истребитель) и He 111, реактивными истребителями Me 262 и более экзотичным Me 163 (кстати, вполне грамотно смоделированный - при выпуске шасси выпускается лыжа, а не колеса, вот только примечательная особенность ракетного самолета - кончающееся за 6-8 минут топливо - никак не отражена, поскольку топливо в игре вообще не кончается). "Экзотика" включает реактивный Heinkel P.1078a (так и оставшийся в стадии проекта, как видно по литере P) - истребитель-перехватчик со стреловидным М-образным крылом и двигателем под кабиной пилота, знакомый игравшим в MCFS 3 истребитель Dornier с тянущим носовым и толкающим хвостовым винтами и дальний тяжелый бомбардировщик Ju 390 ("по-честному" он фигурирует в кампании лишь в качестве объекта охоты, но "хакерским" методом на нем можно полетать и пострелять в Instant action). Ju 390 - это шестимоторная модификация четырехмоторного тяжелого бомбардировщика Ju 290. Этот монстр с размахом крыльев в 50 м, разрабатывавшийся специально для бомбежки территории США с европейских баз, мог нести груз в 10 т (плюс начальная заправка в 34000 литров топлива) на расстояние в 8000 км. Была построена транспортная модификация и модификация морского разведчика (последний самолет успешно слетал из Франции к побережью США и обратно). К счастью для союзников, довести до конца постройку собственно бомбардировщика в Германии так и не успели.
Ну а самый необычный германский самолет в игре, который, увы, недоступен даже редактированием HangarPlanes.xml (его в этом файле просто нет) - это Daimler Benz Model C. Концерн, известный нам исключительно как автомобильный, разрабатывал в свое время проект самолета-авианосца, который мог нести под крыльями и под фюзеляжем либо реактивный бомбардировщик, либо (как раз в модели С) несколько реактивных перехватчиков (самолетов-снарядов, которые пилот должен был наводить на цель, а за несколько секунд до столкновения катапультироваться; впрочем, шансов выжить при таком катапультировании - на большой скорости вблизи взрывающейся цели - у него было бы не очень много). Daimler Benz C имел M-образное крыло, шесть двигателей на крыльях (четыре тянущих и два толкающих винта соответственно) и очень высокие и длинные неубирающиеся шасси (этакие стенки вдоль всего основания крыла).
Впрочем, это еще не главный сюрприз игры. О главном проницательный читатель мог догадаться по названию статьи. Да, да - лукасовцы решили приколоться и включили в число машин игры X-Wing и TIE Fighter из "Звездных войн"! Не знаю, можно ли их открыть честно, но вышеупомянутым способом - запросто, и даже отлетать на них кампанию. Надо сказать, что по скорости и броне они (в особенности менее прочный TIE Fighter) не особо превосходят имеющиеся в игре реактивные истребители. А вот их бластеры явно повнушительнее пулеметов! Другое преимущество - даже при малой тяге им не грозит сваливание. В общем, идея очень забавная. Но лучше, конечно, сначала пройти кампанию честно, а потом уже прикалываться.
Что касается графики, то самолеты и наземная техника в целом весьма недурны, правда, кое-где заметна угловатость круглых деталей. Хороши облака и дым, вода динамическая, с отражениями, вот только сделать прибой и в этой игре поленились. Города также вполне пристойные. А вот рельеф страдает угловатостью, да и деревья не лучшие (и это притом, что в джунглях игра ощутимо подтормаживает!) Сбитые самолеты взрываются и разваливаются хорошо, а вот подбитая наземная техника совершенно нереалистично подпрыгивает высоко в воздух, оставаясь при этом внешне целой. Виды, как уже упоминалось - только от третьего лица, причем смотреть можно только на свой самолет, и нет нормальной возможности крутить его и масштабировать (есть только возможность зафиксировать взгляд на цели, а также включить replay последних 15 секунд (кстати, это автоматически происходит при вашей гибели), где вам будут показывать события этих секунд в красивой "кинематографической" перспективе).
Обещанного редактора миссий нет, пункт меню Custom Missions пустой и недоступный. Многопользовательского режима тоже. Возможно, позже выйдут апдейты...
В общем и целом - игрушка динамичная, красочная, интересная и вроде бы безглючная (даже спокойно выдерживает переключения по Alt-Tab, хотя readme рекомендует этого не делать). Но миссии, на мой взгляд, чересчур длинные и сложные в прохождении, и графика при таких запросах к железу могла бы быть и получше - как в плане местности, так и в плане разрушений.