Восток - дело тонкое...
Жутко банальная киноцитата Дискета! Мне очень нужна дискета! А лучше сразу несколько дискет. Тогда я смогу переписать ЕГО и наслаждаться ИМ дома. Да, именно наслаждаться. А может жить? Я же уже ни о чем другом и не думаю. Реальность стала тенью той, настоящей жизни, в которой я - принц, спасающей принцессу. Бред? Паранойя? Возможно, но какого черта?! Это самая сладкая из всех параной, которую я когда-либо испытывал. Каждый сходит с ума по-своему, и я буду делать это так, как считаю нужным. Мой бред приятен, а мой мир прогрессирующей шизофрении потрясающе уютен. Работа? Какая работа? Единственная моя профессия - принц, единственный вид заработной платы - принцессы. А все оставшиеся вокруг декорации реальности - скучная банальность. Так, где же мой верный меч?
Вчера в подвалах осталось еще много стражников. А времени почти нет. Его никогда нет. Все время кажется, что теперь-то точно не успеть. Бегу! Принцесса погибнет, если я не приду вовремя. Сегодня я прошел уже больше половины пути. Это стало понятно по тому, как изменилась окраска стен и по концентрации всяких ловушек на квадратный сантиметр пространства. Похоже, чертов визирь пересмотрел уйму фильмов про святую инквизицию, иначе, откуда взяться в подвалах этому пыточному стилю интерьера. Прыжок, еще прыжок. Пол осыпается! Перекат, смертоносные шипы, стражник. Еще один! Ждать, готовиться, теперь бить! Один удар - один труп. Замах, удар, кто сказал, что чужие жизни так сложно прерывать? Легкость клинка - заслуга моя.
Вперед, разбегаюсь и лечу через пропасть. Пальцы стали совсем мокрые от пота. Сейчас наверняка где-нибудь сорвусь. Нет, нельзя. Только не это! Страшно до жути. Второй раз мне так быстро не пробежать. Кнопка, где кнопка, открывающая эту ненавистную дверь? Вот же она! Слава богу, а ведь могла остаться в подвалах многими уровнями ниже. Удача - мое второе имя. Шаг, еще маленький шаг, не напороться бы на лезвие секиры, что машет прямо перед лицом! Единственно верный момент и... прыгаю. Получилось! Дверь открыта. Последний прыжок. Пожалуйста, Высшие Силы, умоляю, помогите в последний раз! Разгон, сейчас, вот сейчас... Ноги отрываются от земли, лечу... Лечу! Куда я лечу? О, нет! Нет, слишком рано! Боже мой! Этажи с потрясающей скоростью проносятся мимо. Три, два, один, подвал, привет шахтерам.
Я снова труп. Кучка красных пикселей на сером фоне прямоугольника, изображающего камень. Но если смерть и может причинить боль, то именно так выглядит моя самая учительная смерть. Ладно, начну сначала. Глубокий вдох, выдох, побежали. Что? Я уволен? Это я не работаю, а целый день играюсь? Подумаешь! Дайте дискету, и я пошел. Я - принц, меня нельзя уволить и мой единственный заработок принцессы. Понятно? Эй, кто взял мой меч?
***
Стоит открыть глаза и тот десяток лет, что разделяет меня с игрой, покажется просто глубокой комой. Жизнью в тумане воспоминаний о той единственной. Той незабываемой. Да, за это время выходили другие игры, выходили даже римейки ЕЕ САМОЙ, но вот ощущения того, что ты живешь, а не играешь, уже никто никогда не вернет. Рубеж 90-ых для многих стал тем временем, когда они были принцами и спасали принцессу от злобного визиря, день и ночь проводя в серых подвалах огромного дворца. И другой жизни они просто не знали! Играть до посинения. Играть, потому что это уже не игра, а самая настоящая жизнь. Играть до смерти всех стражников и до последней песчинки времени в песочных часах. Играть, а потом переигрывать. Бить чужие рекорды. Быстрее, хитрее, проворнее.
И были тогда люди, знающие лабиринты подвала с такой достоверностью, что складывалось впечатление, что не только они, но и их предки родились и выросли там, среди этих серых плит, в подземельях, сражаясь со стражниками и пробегая мимо факелов. А знание того, где и какой камень с грохотом упадет на голову, где спрятана очередная ловушка, и какой пол осыплется под ногами - уже не знание вовсе, а генетическая память.
Словом, тот самый первый "Принц" был хитом. Настолько ярким и культовым, что многие люди, хоть раз видевшие его тогда, до сих пор помнят о нем, даже если с компьютером общаются только на уровне печатной машинки. Многократно проверено на знакомых, испытывающих сильнейшее отвращение к играм из-за жуткой занятости. Серьезные люди. А спросишь - помнят. Prince of Persia? Да, классная вещь! Помнишь того стражника на третьем уровне? И пошла ностальгия. Это ли не признание? Это ли не счастье? Два продолжения, вышедшие позже, по-моему, только посрамили честь былого хита и ничем не запомнились.
И вот теперь четвертая часть. Затаите дыхание, дамы и господа! Потому что... Потому, что это именно она. ИГРА! Настоящая и бесподобная. Это тот самый Принц. Легенда вернулась к нам, будто время действительно спятило, или кто-то перевернул песочные часы вверх дном, и мы снова оказались в тех далеких временах, когда играми можно было жить, а не играть. Игры, которые играют в людей, а не наоборот. Думаете, сказка, паранойя, бред? Вам виднее, а я - снова принц, сражающийся с визирем, поэтому мне все равно.
Время - песок
Итак, отставим эмоции хоть бы на мгновение в сторону. Хотя радостные вопли так и рвутся наружу от осознания того, что в кои-то веки вышла просто фантастическая вещь. Ребята из UbiSoft сделали не просто римейк с тонкой атмосферой Востока в шикарной графической обертке. Они воскресили того старого доброго Принца, что умер среди серых каменных плит еще в прошлом веке. Воскресили на сто процентов, применив простой до боли рецепт. Сражающая наповал картинка, куча спецэффектов, самая реалистичная акробатика и пластика движений из тех, что видел мир, и культовый герой, за одно имя которого, фанаты будут рвать тузиков и пинать грелки. Смешав все воедино, они получили такой ядерный коктейль, который своей играбельностью доведет вас до состояния, близкого к нервному истощению. Играть, играть, играть! День и ночь, не отрываясь на всякие мелочи вроде жизни. Играть до взрыва глазных яблок и закипания мозгов. Хотя, теперь сюжет совершенно другой.
Да, мы снова принц, однако на этот раз - не бедный романтик, вынужденный по злой воле судьбы совершать акробатические теракты в подвалах дворца во имя лучшей половины человечества, а потомок знатного рода, могущество которого столь велико, что даже завоевательный поход на земли Индии кажется не бредом, а нормой жизни. Спасение принцесс от счастливой участи брака с нехорошим человеком - отныне удел рефлексирующих неудачников. Подобным сюжетом сегодня можно удивить аудиторию в возрасте от сперматозоида и младше.
Сегодняшний принц, который похож на нашего старого знакомого примерно так же, как увеличенная фотография вируса гриппа на фотомодель, имеет довольно сомнительную репутацию, ибо замечен за нападением на город, его осадой, убийством невинных защитников мира и спокойствия, а также за разграблением гробниц махараджи. Кто знает, возможно, дети детей этого славного вора арабской наружности позже произведут на свет ребенка по имени Лара, который займется тем же самым, в память о семейных традициях. Генотип, все-таки, неистребимая штука!
Армия, ворвавшаяся в город и превратившая его в кучку головешек, грабит свое, во славу персидского царя, а принц, тем временем, свое. Без зазрения совести герой побирается по местным сокровищницам и страдает приступами мелкой клептомании в святая святых - хранилище времени! Добыв там некий хрустальный на вид кинжал, принц вполне счастлив и собирается отправляться обратно в номера - спать. Он и не осознает, какой мегадевайс заполучил в свои загребущие до антиквариата руки. Играй он почаще в RPG, моментально бы осознал, что стал обладателем коллекционного магического оружия, повышающего все характеристики, отвечающие за выживание, на огромное количество процентов.
Закончив обзорную экскурсию по бывшему культурному центру, принц возвращается к армии, которая, в общем-то, тоже неплохо провела время и совершила в местных географических широтах неплохой шоп-тур. Среди трофеев числятся магические песочные часы, по легендам способные управлять временем, а на самом деле являющие жутко дорогим произведением искусства прародителя фирмы Rolex. Отоварившись женщинами, магическими побрякушками и партией черно-белых рабов, победители возвращаются в родную Персию, где подлый визирь уже капает на мозги мудрому по званию, но жутко тупому по природе падишаху.
Наверное, самые мерзкие, злопамятные кровожадные и аморальные дети, страдающие приступами лютого садизма, врожденной хитростью и отрывающие мухам крылышки ради того, чтобы научить их быстрее бегать, вырастая, становятся великими визирями. Данный тип личности - фактически, отобранный эволюцией вид Мирового Зла. Хуже этого человека уже ничего быть не может, посему с ним небезопасно находиться даже в одной галактике. Слово "Визирь" само по себе должно восприниматься как команда к бегству. Естественно, именно визирь предложил принцу вставить свой хрустальный кинжал в специальный паз на часах времени, якобы для того, чтобы сделать падишаха всесильным. На подробную инструкцию по эксплуатации и надписи на корпусе часов, вроде "Не суй - убьет!", никто и внимания не обратил. Подумаешь, такую ерунду иногда графоманы напишут!
А дальше, начинается полный взрыв пространства и праздник спецэффектов. Часы взрываются. Песок выливается и проникает во все щели царских хором. С магией шутки плохи! Местный песок по принципу пагубного воздействия похож на некий аналог радиации. Он извращает все, к чему прикасается. Уродует живые существа и трансформирует мир вокруг. В мгновение ока люди превращаются в набитых песчаной крупой зомби, животные мутируют в отвратительных тварей, а солдаты, присутствующие на данном празднике в качестве счастливых идиотов, немедленно переквалифицируются в армию злобных демонов. Единственный, кто не терпит никаких неудобств и изменений - так это Великий Визирь. Хуже, чем он есть, ему уже не стать. Тут даже песок бессилен. Для всемогущества ему теперь нужен только тот самый хрустальный кинжал. Но вот незадача, он у принца, и именно благодаря ему принц выжил в этом локальном Армагеддоне. Последний выживший - принцесса, похищенная из разграбленного дворца в Индии и привезенная сюда для вполне банальных демографических развлечений.
Визирь хочет убить принца, Принц - Визиря, а принцесса - принца, потому что он тот самый негодяй, что разрушил за один день целых два мира - ее и свой. Людей с подобным талантом лучше давить в зародыше. Вот такой вот любовный треугольник, но фоне орды голодных зомби, утонувшего в древней магии дворца и крохотного шанса на спасение. Руки в ноги и бежим!
Принц всех времен
Поразительно, но факт. В игре как класс отсутствует такое понятие, как сюжет. Можно ли считать за таковой борьбу хорошего с плохим, которая за всю игру сводится к перемещению из комнаты в комнату и решению сложных головоломок? Вроде бы нет. Но это ни капельки не смущает! Привычных криков по этому поводу тут не предвидится никаких. Дело в том, что перед нами чудо, объяснять которое - только портить. Играбельность сего творения, с сюжетом или нет - колоссальная! Кстати, вовсе не стоит думать, что раз в игре нет никаких литературных хитросплетений, действо похоже на запеканку из скуки и пары видов безысходной нудятины. Нет и еще раз нет! Динамика происходящего вообще не отпускает от экрана даже в туалет. События развиваются молниеносно и без всякой перспективы на будущее. Вырисовыванию художественного "сторилайна" создатели предпочли более действенный способ нагнать саспенса на изголодавшихся по неожиданностям геймеров.
На нас сразу вываливают море проблем! Решайте их здесь и сейчас - или умрите. Никаких мыслей о будущем, вроде "убью Визиря, получу царство и половину принцессы в придачу". Только безостановочный спектакль, в котором актеров поставили на грань вымирания. И это лучшая замена всем тем жалким поделкам сценаристов, что встречались за последнее время. Логично, жизненно и чрезвычайно увлекательно! Бешеный драйв и мазохистское желание узнать, а что же там дальше, за следующей дверью? Вы живете с принцем в унисон, и каждый удар его сердца равняется вашему.
И при таком раскладе у разработчиков еще хватило духу наделить персонажей характерами. По сути, ключевых героев здесь всего три: Принц, Принцесса Фара (Farah) и злобный Визирь. Конечно, иногда встречаются и другие, выжившие чудом люди, но они столь малочисленны, буквально единицы, что их вообще в расчет не берем. Малое количество героев позволило прописать им жутко достоверные и симпатичнее характеры. Перед нами не дохлые марионетки, ведомые вперед скриптами и иллюзией на реалистичное поведение, а самые настоящие люди, со своими достоинствами и недостатками. Взаимоотношение Фары и Принца тут - вообще нечто! Весь спектр психологических развлечений, начиная от комедии и заканчивая любовной драмой. Как эта парочка переругивается между собой всю игру - надо слышать!
Дистрофичная принцесса легко просачивается сквозь всевозможные щели в стенах и постоянно норовит срезать путь. Отъевший пузик Принц на такие подвиги не способен. И вот они стоят и клянут друг друга через стену отборными восточными эпитетами, размахивая руками и делая такие лица, будто это и не игра вовсе, а бразильский сериал. Принц постоянно передразнивает манеру говорить принцессы, а та обладает удивительно ядовитой иронией и постоянно подкалывает героя, стоит ему выкинуть какой-то неудачный перл. Словом - гениальная парочка, в которую влюбляешься без оглядки. Настоящие герои должны быть такими - харизматичным, юморными и до невероятия смелыми! О характерах зомби - умолчим. Основная их черта - голод. Дальше в психологии у этих парней как-то не пошло.
Барханы спецэффектов
Но то, что бьет не в сердце, а, в прямом смысле, в глаз, так это графика. Поначалу, это просто культурный шок для зрачка, передозировка удовольствия для сетчатки и тяжелая форма кайфа для всех остальных запчастей вашего организма. Кто бы мог подумать, что проект, выходящий сразу аж на 5 платформах, может быть таким чудовищно красивым! Помните дифирамбы, которые мы пели уважаемому копу Максу? Забудьте! Принц вернулся и легким взмахом меча отправил полицейского собирать графические мозги по углам.
Напишем крупными буквами: КРАСОТИЩА! Больше этого сказать просто нельзя. Феерия света, поставленная во главу процесса. Столько оттенков солнца вы не видели ни в одном другом мире! Возможно, даже в том, что у вас за окном. Солнечные лучи, пылинки, витающие в воздухе, блики на воде и демонический свет разложения, исходящий из недр расчлененных зомби. По размаху, принц представляет собой типичный вид голливудских блокбастеров. Скопление дорогущих визуальных наворотов в одном кадре зашкаливает за все допустимые пределы, после чего остается только тихо смириться и понять: все те, кто кричал, что компьютерная графика через несколько лет станет такой реалистичной, что подумать страшно - ошибались. Она уже сегодня такая, друзья!
Но, если с этим фактом еще можно смириться, и все красоты Востока через час игрового времени отходят на задний план, уступая место геймплею, то вот фирменная фишка всей серии - анимация движений еще долго останется у вас эталоном сего процесса. Лара Крофт осознает себя окаменевшей статуей, Макс Пейн - трижды дохлым парализованным трупом, и даже Сэм Фишер, прославившийся своей "человеческой" грацией, нервно кусает локти в углу от зависти. То, как двигается принц - знает каждый. Ибо так двигаемся все мы - ЕСТЕСТВЕННО!
Правдоподобнее просто некуда. Движения плавные, отточенные, и такие, будто в команде разработчиков не последнее место занимали специалисты по анатомии человека и многочисленные хореографы. Скорее всего, для создания данного акробатического совершенства были загнаны насмерть, по меньшей мере, полсотни акробатов и циркачей с мировым именем.
Принц бегает, прыгает, сражается, и все это делает сотней разных способов. Одни прыжки тут насчитывают десятки всевозможных видов, включая такие зрелищные, как всевозможные сальто-мортале, кручение в воздухе и скачки от стены к стене. Смело включайте ролик из игры вместо художественной гимнастики по телевизору и не почувствуете разницы. Наш Принц - плод грешной любви Нео, Блейда и клана самураев-балерин. Шикарный гонконгский бег по стенам, сдобренный нереальными зарубами с использованием восточных секачей всех видов.
Драки, кстати, тут не просто тупое "подбежал, ударил, побежал дальше", а настоящее "боевое искусство". Нечто подобное было в Blade of Darkness, но там не было и сотой доли той кинематографичности, что мы видим сейчас. Комбо-удары и смертоносные пируэты выполнить проще простого. Использование окружающей среды в боях только поощряется. Отскакиваем от стен, рикошетим от углов и бегаем врагам по головам. Вспомните любую драку молодого Джеки Чана, и вы поймете, о чем речь. И всюду поверженные враги рассыпаются облаками раскаленного песка, даже лучше, чем сгорали вампиры из второго Блейда. Бесполезно лезть на рожон и размахивать железом во все стороны. Стратегия и тактика - прежде всего. Враги грамотно окружают и хоть и не слишком агрессивны, обладают каждый своей методикой боя, и требуют индивидуального подхода к вопросу их умерщвления. Раздражает только их любовь зажимать вас в угол и телепортироваться с другого конца коридора прямо на голову. Демоны, что с них взять.
Время назад
Но не все так гладко. Перед нами далеко не идеальная игра. Например, графические красоты грамотно отображают не все видеокарты, игра чудовищно требовательна и иногда портит впечатление выпадающими текстурами. Но это все мелочи. Что случилось со звуком? Сам по себе он хорош, и музыка даже гармонирует со всем тем, что происходит на экране. Вот только почему звуковые волны доносятся до наших ушей, словно через толстый слой ваты. Бороться с этой глухотой можно только чудовищным увеличением громкости. Не дай соседу заснуть, играй в "Принца" по ночам!
Виртуальная камера напрочь отказывается постоянно висеть за спиной. Иногда она совершает облет местности с целью демонстрации нам архитектурных красот, что хоть и здорово, но иногда неуместно. Дело в том, что камера-то тут достойна "Оскара", так послушно и красиво она себя ведет. Но вот в редкие моменты на нее находит приступ мании величия, и она начинает думать, что способна жить самостоятельно, без нас. Подобное всегда оканчивается неминуемым падением в пропасть, что особенно печально на фоне того, что сейвов, по модной нынче традиции, нет. Сохраняемся только в важных точках, а в остальные моменты времени молимся богам гравитации и физики о том, чтобы не сломать шею.
Возможность отматывать время назад спасает, но не сильно. Видели, что бывает с фильмом, когда на видеомагнитофоне жмешь на кнопку перемотки? Все события быстро разворачиваются в обратном порядке. Так и тут. По нажатию специальной кнопки, фатальные 10 секунд спешат не случиться. Правда, до бесконечности играть со временем не получится. Способности замедлять его, а также отматывать назад, ограничены количеством магического песка, что вам далось собрать. Песок высыпается из тушек поверженных врагов и специальных источников.
Кстати, песок пожирает ваш верный кинжал, после чего приобретает способность замедлять время для какого-то конкретного персонажа. Ткнув фирменным ножичком проходящего мимо зомби, наблюдаем, как он медленно, словно сквозь патоку, начинает оседать на пол. В этот момент его можно разрубить на части, благо крови в игре нет, а все враги брызгают на стены только песчаной пылью. Цензура спит, а мы спокойно занимаемся привычной расчлененкой. Красота!
Комната страха
Вся игра построена по старому и забытому нынче принципу комнат. Дворец разделен на бесчисленное множество закрытых помещений, каждое из которых нафаршировано таким числом смертоносных ловушек, что жизнь добровольно вешается на волоске. Открытые пространства тоже есть, но все головоломки тут делятся на два типа: акробатика и запуск сложных механизмов. Первое - то, чем предстоит заниматься постоянно. Прыгать и прыгать. С карниза на балкон, оттуда на шест, с шеста на стену, по ней до веревки, и так далее, до заветной кнопки, открывающей дверь. Стоит ворваться или оступиться, и принц будет проткнут, порезан, измят, нашинкован, словом, готов к путешествию в мясной салат. Гораздо реже приходится активировать хитрые машины, дергая за рычаги, вращая шестерни и играя со светом. Загадки оригинальны и порадовали мой мозг, однозначно. Один паззл с зеркалами и световой пушкой чего стоит!
Прохождение может затянуться на многие часы и даже дни. Играть сложно. Комнаты спроектированы очень хитро, пути решения головоломок неочевидны и скорость всего происходящего требует отменной реакции и координации движений. Адреналин бьет ведрами, что в некотором роде обусловлено еще и управлением, которое иногда умудряется выкинуть такие милые фортели, после которых приходится проходить комнату чуть ли не сначала. Забавно, но по ходу игры можно находить порталы в другой мир, где, попив воды из чудесного источника, принц увеличивает количество жизней и всякие параметры, вроде возможности таскать на себе больше магического песка.
Враги бессмертны, пока их не пырнешь хрустальным ножом. Подобный удар смачно развеивает их в пыль. Полная аналогия с колом в сердце у вампиров, честное слово. А обычные мечи можно будет даже поменять за игру пару раз, на более мощные клинки, способные рушить мебель и даже некоторые стены.
Время шедевра
Словом, великолепная игра! Настоящий хит и настоящий Принц Персии, а не те жалкие Короли Персиков, что были раньше. Сказочный визуальный ряд, увлекательнейший геймплей и старая добрая атмосфера приключений. Хилый звук, небольшие проблемы с камерой и управлением и небогатый выбор врагов - это все мелочи, которые и не дают игре стать абсолютно идеальной. Во всяком случае, это эталон качества на сегодняшний день, однозначно. Полный восторг и фанатизм автора прилагаются! Никто не видел мой меч?
450 Прочтений • [Prince of Persia: The Sands of Time ( Star )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]